Молодежная субкультура: современное звучание

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому главная цель данной работы - выяснить и подробнее изучить, что все-таки представляет собой молодежная субкультура. То есть необходимо выявить причины ее возникновения, показать, какие наиболее яркие субкультуры существуют на сегодняшний день, ну и, наконец, провести исследование по этой проблеме.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА. 5
1.1. Субкультура как социальный феномен 5
1.2. Причины появления молодежной субкультуры 7
1.3. Особенности молодежной субкультуры 11
ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ – СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ 19
2.1. Типология молодежных субкультур 19
2.2. «Романтики в черном» 25
2.3. Эмо 28
2.4. Скинхеды 30
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 1.39 Мб (Скачать)

   Так же как для человека закончился «век героев» и начался «век людей», для искусства закончился век шедевров и начался век имитаций и репродукций. При этом в имитации и репродукции стали превращаться и сами люди.

   Массовое общество как характеристика индустриально развитой цивилизации, шаблонизировавшее социальную жизнь, уготовило человеку не только стандартизированное, единообразное существование, но и стандартизированную, единообразную сущность. В итоге человек вынужден табуировать свое Я, дабы не потерять тождество с самим собой в условиях массового общества и соответствующей ему культуры.

   Учреждение массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 50-е годы XX столетия. В это же время началось оформление феномена молодежной субкультуры.

   С первых шагов молодежную субкультуру отличает невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества. А поскольку базовой в то время становилась массовая культура, то молодежная субкультура не вписывалась именно в нее. При этом «невписываемость» при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих обернется странным соединением, симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставят возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры, и проявиться как своеобразной защитной реакции культуры от самоуничтожения, одним из механизмов самосохранения культуры.

   Развитие индустриализации дало жизнь явлению массовой культуры, основным требованием которого стало именно единообразие, грозящее культуре вымиранием. Поэтому здесь в качестве еще одной гипотезы можно выдвинуть положение о том, что культурой был найден своеобразный механизм самосохранения, ухода от губительного единообразия массовой культуры. (3, с. 39-45)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.                     Особенности молодежных субкультур.

Субкультура в контексте Системы.

   Система – самоназвание общности, ставшей в конце 1980-х объектом наблюдения. В исследуемый период она представляла собой достаточно аморфную среду – конгломерат множества молодежных тусовок различного толка.

   Система 1980-х вела свое происхождение от первых хиппи, с чем были связаны многочисленные «телеги» (рассказы – род легендарного нарратива или этиологического мифа). 1 июня 1987 г. Система шумно отметила свое двадцатилетие, собирались большие тусовки в Питере и Москве, «сейшнили» (устраивали рок-концерты), медитировали, устраивали акции на «флэтах» и улицах. Точка отсчета – 1967 год – безусловно, мифологическая (годом спустя снова праздновали, и опять двадцатилетие). В связи с торжеством появился этиологический миф: старые питерские и московские хипы рассказывали, что именно 1 июня 1967 года первые отечественные хиппи вышли на Пушкинскую площадь с призывами отказаться от насилия. «Они вышли и сказали: «Вот мы – представители этого движения, это будет система ценностей и система людей». Тогда возникло слово «Система».

   В 1980-х гг. в Системе ощущается влияние панк-культуры. Первые панки появляются в России в конце 1970-х как узкие группы центровой молодежи.

  Со временем их символика и стиль жизни получают широкое распространение на молодежных тусовках. Первым представителем панк-рока в России считается человек по прозвищу Свинья, основатель группы «АУ». Расцвет панк-рока приходится на середину 1980-х, и до сих пор панк-культура сохраняет значительное влияние среди молодежи.

   Следующая волна молодежной субкультуры, отложившаяся в символике Системы, - «тяжелый металл»: стиль в рок-музыке и жизни, породивший на отечественной почве движение металлистов.

   В конце 1980-х на тусовках Системы были уже не только «хиппи», но и «панки», «металлисты», а также «брейк-дансеры» (предтеча «рэперов» начала 1990-х.).

   Традиции, восходящие к Системе 1980-х, прослеживаются в ряде молодежных сообществ и движений, существующих в наши дни. Наследниками системы считают себя некоторые представители «ролевиков», «толкинистов» («геймарей») – участники движения ролевых игр. Как утверждал один из них: «Хиппи перешли в ролевое движение. Пласт достаточно серьезный. Почти все интересы общие, равны интеллектуально. Движение хиппи распалось в ролевое».

   Связь с Системой прослеживается также в символике и нормах «индеанистов». Начало этого движения связывают со стремлением хиппующей молодежи уйти от неестественной жизни в индустриальных городах к «природной».

   Еще одно яркое движение – «растаманы», похожие на хиппи люди с локанами-дрэдами, культивирующие миф об Африке и танцующие рэггей в честь бога Джа. «Растаманы» рассматривают среду хиппи как свою, они очень близки. С одной стороны, Система заимствует некоторые черты растаманской субкультуры: локоны-дрэды, яркие цвета в одежде, беззаботный стиль в жизни. С другой, - в Системе формируется антинаркотическое движение, в то время как в среде растаманов оно приветствуется.

   К традициям системы восходят лексика, фольклор и общий стиль жизни «сорокоманов» - еще одной тусовки, сформировавшейся в 1992-1997 гг. вокруг газеты объявлений «Сорока» в Санкт-Петербурге. Кое-кого из старых хиппи до сих пор можно встретить на сорокоманских сборищах. «Влияние хипповской романтики» С. Тулаев, как и сорокоманы, видит и в популярности фенечек, длинных волос, потертых джинсов, а также характерном образе жизни с поездками автостопом и прочего.

   Следы Системных традиций просматриваются и во многих других субкультурах. (14, с. 35-39)

   В итоге фонд символов и нормативный комплекс при наблюдении Системы 1980-х гг. обнаруживает способность к самовоспроизводству. Это и позволяет говорить о Системной символике как «культуре» в отличие от моды. Мода – также общность символики, но синхронная. Если механизмы ее воспроизводства находятся непосредственно в сообществе ее носителей, то можно говорить о субкультуре, поскольку определение «культуры» предполагает не только синхронную, но диахронную общность – способность к самовоспроизводству во времени.

Тусовка.

Под словом тусовка понимают:

- группу, компанию, т.е. круг общения;

- место общения, встреч;

- саму встречу людей;

- стиль общения, определяющий специфику молодежных сообществ: свободный, избегающий регламентации и четких структур.

   Самоназвание тусовки и ее атрибутика обычно определяются общим символом, вокруг которого она консолидируется.

   Консолидирующимися символами современных тусовок могут быть:

- музыкальное направление (панки – поклонники музыкального стиля «панк-рок», металлисты, - стиля «тяжелый металл»; известны также рэперы – фанаты музыки «рэп» и танцевального стиля «хип-хоп», рейверы и др.)

- конкретная музыкальная группа (алисоманы – поклонники группы «Алиса», киноманы – «Кино», битломаны – «The Beatles»);

- спорт, конкретная команда или спортивный клуб (болельщики «Спартака», «Зенита» и др.) (14, с. 42-43)

   Ядром консолидации сообществ становится также художественная деятельность, служа основой формирования андеграундной богемы и разнообразных авангардных тусовок.

   С другой стороны, применительно к молодежной среде тусовку можно рассматривать как досуговую общность, поскольку объединяющая деятельность относится, как правило, к данной области.

   Тусовку сложно назвать группой, это скорее коммуникативная среда с размытой, или во всяком случае, неочевидной структурой. Сами тусовщики обычно говорят, что ее смысл – в самом общении, а не в достижении каких-то иных целей.

   В любой тусовке заметны три основных слоя:

- элита – хранители и отчасти творцы символики, своего рода идеологи, выполняющие роль наставников и групповых лидеров. Их называют «старые», «олдовые», «олды» либо собирательно – «олда».

- средний слой – сюда входят те, кого можно рассматривать как «нормативную» или «базовую личность»: обычные «пиплы», в ролевом сообществе – «игроки».

- периферия – «пионеры», «зеленуда», «ботаники» (в том смысле, что зеленые): новички и случайные люди на тусовке. (14, с. 45-46)

Жилище.

   Жилища в вещественной форме для Системы практически не существуют. Напротив акцентируется мотив его отсутствия, ухода из дому.

   Бездомность – символ социальной неопределенности, связанный с окончанием детства. Это образ одиночества и поиска идентичности.

   Более предметно тема жилища возникает в связи с практикой трассы, и соответственно, устройства на ночлег, а потому существует как придорожное, временное пристанище на трассе, а не постоянное жилье: вписка (ночлег в чужом городе) или флэт ( от англ. flat – «квартира»).

   Флэт – квартира, где живут молодые люди, как правило, без родителей или в их отсутствие, а посему сюда всегда можно вписаться.  Обстановка флэта скудна: из мебели фиксируется лишь одна вещь: место для ночлега.

   Еще один элемент обстановки флэта – стопки исписанных листов и тетрадок по углам: плоды и следы спонтанного творчества странников.

Одежда.

Не менее важный элемент материальной среды – одежда и разнообразные аксессуары. Молодежная культура маркирует как особенно значимые такие ее компоненты, как обувь, головные уборы, сумки, чаще всего выступающие в качестве групповых символов и опознавательных знаков. Определенная степень маркированности наблюдается в отношении поясной (джинсы) и плечевой (куртки, футболки) одежды, а также всего ее комплекса в целом под названием «прикид».

  Что касается головного убора, то хип-культура маркирует его отсутствие: в волосах должен «свободно гулять ветер». Впрочем иногда используется повязка, чтобы не мешали волосы.

  Рэйверы носят на голове банданы, чаще всего черные, с изображением желтого «пропеллера».

   Головные уборы служат опознавательными знаками во время ролевых игр, выдавая ролевой статус своего владельца.

   Обувь в сленге обозначается как «шузы». Для молодежной культуры в целом характерно предпочтение обуви военного образца – грубой, прочной и удобной.

   Джинсы – едва ли не наиболее знаковый, культовый элемент, связанный с историей и мифологией возникновения молодежной культуры. Это потертые, заплатанные и расписанные дружеским приветами джинсы (у хиппи), грязные, рваные и заколотые булавками (у панков), черные (у анархистов, нацболов – национал-большевиков – и многих других), высоко закатанные или обрезанные (у скинхедов).

                                                 

 

 

 

Аксессуары.

   Знаковую роль играют страннические сумки и рюкзачки хиппи, особенно самодельные, заплатанные и украшенные значками, свидетельствующие о богатом дорожном опыте и многочисленных дружеских связях своего обладателя. Не первостепенную роль играет ксивник, имеющий вид мешочка, сшитого из кожи, джинсовой или иной плотной ткани. Висящий на груди, вышитый, украшенный аппликациями, рисунками, значками и разного рода подвесками, ксивник – один из основных хип-культурных символов.

   Не менее значимы и аксессуары, украшающие чаще всего запястья. Футбольные фанаты носят полученные во время «фанатских войн» трофеи – плоские ткани, оторванные от шарфов и головных уборов противников. У хиппи, индеанистов, толкинистов и прочих ролевиков популярны как правило, самодельные, плетеные из бисера, кожи, шерстяных ниток браслетики – феньки, несущие богатую символическую нагрузку, связанную не только с групповой принадлежностью или идейными пристрастиями своего обладателя, но и с его внутригрупповым статусом и степенью интеграции в мир тусовки. Феньки дарят в знак добрых пожеланий и дружбы, на память, как знак установившейся межличностной связи. (14, с. 68-74)

Тело.

   Тело: его облик, жесты и телесные практики – также вовлекаются в круг Системной символики. Название многих молодежных течений указывают именно на телесные черты: волосатые (хиппи и прилегающие к ним обладатели длинных волос), бритоголовые (скинхеды), качки (обладатели накаченных мышц).

   В молодежной среде выделяют два направления телесной культуры: гипермаскулинное и «унисекс» (культивирование символической бесполости).

  К первому относятся футбольные фанаты, скинхеды, некоторые металлисты и пост-панковские течения. Ко второму чаще относятся – ролевики, индеанисты, хиппи, эмо, готы.

Можно выделить два главных способа маркирования тела: вербальный (фиксация определенных деталей телесного облика в сленге) и идеографический (татуировка, пирсинг, скарификация, росписи по телу).

Голова.

   Во внешнем оформлении головы первостепенное значение имеют волосы – хайр. Длинные волосы у мужчин и женщин – признак хип-культуры и всех примыкающих к ней тусовок.

   Расставание с хайром весьма травматично: в изобразительном искусстве хиппи весьма популярен мотив «кровоточащих волос» при насильственной стрижке.

   У классических Панков опознавательным знаком служат выбритые вески и гребень-ирокез посреди головы, выкрашенный в экзотический цвет; современные чаще просто бреют вески.

   Бритая голова – отличительный признак скинхедов, с чем связано и их самоназвание (от англ. skinheads – «кожаные головы»). На выбритой коже головы они иногда татуируют изображение свастики или черепа. Коротко стриглись и любера, а также в настоящее время представители ряда экстремистских группировок в настоящее время.

   Поэтому можно сказать, что стриженные или бритые волосы символически связаны с маскулинностью, идеологией и практикой активизма (вплоть до экстремизма), - длинные волосы, наоборот, с фемининной «мягкостью и слабостью», идеологией уступок, философской терпимости и плюрализма. (14, с. 76-78)

 

Сленг.             

  Большое число сленговых слов относится собственно к формам коммуникации. Выделяют тематические группы, обозначающие:

1.                           Процессы коммуникации:

а) разговор, беседу: базарить, тележить, гнать телеги;

б) его оценку: в тему, по кайфу – и, наоборот, лажа, догоны, напряжные телеги, стремаки.

2. Коммуникативные стратегии:

а) объединение (стусоваться, притусоваться, вписаться, слиться в экстазе, зависнуть на флэту и т.д.)

б) разъединение (растусоваться, скипнуть или схипнуть, отписаться, выписаться, слинять).

Информация о работе Молодежная субкультура: современное звучание