Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Поэтому главная цель данной работы - выяснить и подробнее изучить, что все-таки представляет собой молодежная субкультура. То есть необходимо выявить причины ее возникновения, показать, какие наиболее яркие субкультуры существуют на сегодняшний день, ну и, наконец, провести исследование по этой проблеме.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА. 5
1.1. Субкультура как социальный феномен 5
1.2. Причины появления молодежной субкультуры 7
1.3. Особенности молодежной субкультуры 11
ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ – СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ 19
2.1. Типология молодежных субкультур 19
2.2. «Романтики в черном» 25
2.3. Эмо 28
2.4. Скинхеды 30
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Понимание/непонимание: врубаться, въезжать, просекать, усекать, втыкаться, прикалываться, втюхивать и т.д.
4. Оценочные суждения:
а) положительную оценку (клево, круто, волосато, зависающее, улет, кайфово, цепляет);
б) отрицательную (лажа, фуфло, обломно, некайфово, внапряг).
1. Статусы и роли:
а) принадлежность к Системе или конкретному «своему» сообществу (пипл, люди, тусовщики, тусня, волосатые, хайрастые, братки, братишки);
б) статус внутри сообщества (пионер, олдовый);
2. Статусы женщины (мать, сестренка, лялька, герла, жаба);
3. Статус «чужого» (гопник, бык, цивил);
4. Системные имена (псевдо) – прозвища, под которыми человек известен на тусовке (например, Десс, Магистр, Иисус Христос).
5. Формы сообществ: тусовка.
6. Название течений молодежной культуры: панки, металлисты, хипы и т.д.
7. Иронические переделки самоназваний: пункера, металлюги, металлурги, хипята, дети-цветуечки, крышееды;
8. Маркированы сленговыми названиями и места тусовок в 1980-х это Сайгон, Пиковая Дама, Торшер, Крыса, Казань, Ротонда и т.д.
При помощи сленга маркируются и тем самым становятся «видимыми» социальная структура, границы сообществ, нормы и символы, процессы и формы коммуникаций, оценка суждений и ситуаций с точки зрения «своих норм». (14, с. 89-91)
ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ – СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ.
2.1. Классификации молодежных субкультур.
Один из первых вопросов, который возникает у исследователей, - это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние – хиппи, панки, рэйверы или стиляги – представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50-60 гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Тогда как на Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг.
, активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего от самодеятельности и спонтанной активности.
Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. С.А. Сергеевым предложена следующая их типология:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры);
2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
3) криминальные («гопники», «люберы»);
4) анархо-нигилистичекие (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков).
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в России.
Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х – началу 70-х гг., вторая к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражающийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи.
Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник», украшенный бисером или вышивкой. На руках – фенечки. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи. От классических хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.
Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских, являются также и индеанисты. Они изучают культуру индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм, экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями.
В молодежной культуре 80-х – 90-х гг. появились толкинистские движения и связанная с ним, порожденная им толкинистская субкультура. Книги Дж. Р.Р. Толкина («Властелин колец», «Сильмариллион» и др.) относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке.
В 1993 – 1994 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина, но и других писателей-фантастов.
С определенными оговорками можно отнести к романтико-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.
Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х гг., другой – уже в 90-е гг.
Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеров затруднительно еще потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей.
Из субкультур, названных гедонистическо-
Субкультура рэйва возникает в 80-х гг. в США и Великобритании. В России распространяется в 1990-1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази».
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность – несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов.
Субкультуры, относимые к анархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится в частности к панкам. Многие из них поддерживали контакты с хиппи, входили в Систему, как именовала себя общность хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов. Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.
Деструктивный или нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К середине 90-х гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры.
В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец криминальная молодежная субкультура (гопники, группировочники, мотальщики). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение гопников, неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени.
Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. (1, с.170-178)
Существует также множество других типологий молодежных субкультур, рассмотрим некоторые из них.
Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество неформальных молодежных объединений, или групп, которые согласно С.С. Фролову могут быть в общем виде типологизированы следующим образом.
По принадлежности:
- ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает своих членов группы как «мы».
- аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».
По взаимоотношениям:
- первичные, то есть такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;
- вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.
По степени общения:
- малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;
- большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы. (3, с. 277-278)
А.В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп:
- общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно- политических взглядов, они не агрессивны;
- радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения;
- эколого-этические группы (например, «зеленые»);
- группы образа жизни (панки, хиппи и т.д.);
- нетрадиционно-религиозные группы (сатанисты, буддисты, культовые группы);
- группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).(3, с. 280)
Приведенные типологии обладают различной степенью общности. Но типы, выделяемые в указанных концепциях, служат как бы ступеньками, определяющими общее от конкретного, и наоборот.(3, с. 282)
2.2. «Романтики в черном».
Быть хиппи уже не модно. Травка, индийские танцы, пацифизм - все это, конечно, есть и сейчас, но большинству настоящих хиппи нашей страны уже глубоко за сорок. Вдохновенные лица подростков уже давно овевают ветры с севера. Рыцари, шаманы и волшебные замки - вот что нынче в чести. А самый шик - быть готом.
Готы современности взяли свое название от «готики» как искусствоведческой категории. Готический собор, готические интерьеры, готические мальчики и девочки... Российские готы просто заимствовали у западных уже готовый образ, вгоняющий некоторых родителей в ступор.(2, с. 50)
Подлинная Новая Романтика стала реакцией на чрезвычайно жесткое, брутальное мужское направление панковской музыки и субкультуры в целом. Панк уже имел в то время не только «готовые» музыкальные группы, но и определенную аудиторию, традиции, клубы и т.д., то было решено «открыть» второе дыхание именно панку, соединив хмурую силу мрачной музыки умирающего изначально декадентского, а к тому времени ставшего предельно депрессивным пост-панка с энергией прогрессирующей электронной британской музыки «новой волны». (5, с. 80)
Официальной датой рождения готики как субкультуры стал 1983 год. В этом году молодежь посмотрела фильм «Голод» с Катрин Денев и Дэвидом Боуи, которые изображали влюбленных вампиров. В начале фильма прозвучала песня группы Bauhaus «Bela Lagos's Dead» (шуточная композиция про венгерского актера Белу Лагоши, который сыграл Дракулу). С тех пор готическое течение распространилось по миру. А журналисты окрестили таких ребят готами, то есть варварами.
Выделяют 4 периода развития готики:
1 период – коммерческий, внешне создаваемый (нач. 80-х гг. XX в.)
2 период ( вторая половина 80-х – середина 90-х гг. XX в.) оказался самым важным и продуктивным. В этот период формируется представление о готике именно как о субкультуре.
3 период (вторая половина 90-х гг. XX в.) – формируются новые готические стили в музыке и появляются новые типы готов.
4 период развития готики начался в конце XX в. и продолжается до сих пор. Готика «разбухает» и начинает терять собственно готическое содержание и облик. (6, с. 157)
Социолог Александр Тарасов считает, что готика - это субкультура потребления:
Информация о работе Молодежная субкультура: современное звучание