Молодежная субкультура: современное звучание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:00, реферат

Краткое описание

Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80-е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация.

Файлы: 1 файл

Реф. Моложежная субкультура.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Белорусский государственный  университет транспорта»

Кафедра философии, истории  и политологии 
 

                   

                  Р Е Ф Е Р А Т:

«Молодежная субкультура:

       современное звучание» 
 
 
 
 

                                        

Выполнила:                                                  Проверила:

студентка ГЭФ,                                         старший преподаватель                               

группа  ГБ-11,                                              Рябцева Н.А.

Куцепалова  Екатерина                                                   
 

Гомель-2009

     Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

     Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80-е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация.

     Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.

       Неформальные группы возникают  обычно не в классе, не в  деловых отношениях, а наряду  с ними и вне школы. Они  играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

     Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших.

     По  сути, главное в понятии субкультуры - это приставка суб-, обозначающая голое структурное противостояние, направленное против явлений большой культуры.

     Само  слово «неформал» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

     Субкультурная активность молодежи зависит  от ряда факторов:

  • От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
  • От возраста. Пик активности – 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
  • От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

    По  социально-правовому  признаку выделяют субкультуры:

  • просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
 
        
  • социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;
    • асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

     По  направленности интересов  молодежные движения можно разделить на такие группы:

     связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

     отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

     связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

     связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

     связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

     враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

     религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

     группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

     элита: мажоры, рейверы;

     антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;

     субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

     социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

     Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. При этом, даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Так, подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить и считать, что поступают как истинные металлисты. Вместе с тем, это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

     Проблемы  могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.

     Например  – субкультура «Растаманы». Возникла в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходит корнями в культы стран Африки и Карибского бассейна. 

     Во  внешнем облике растамана, помимо беретов, вязаных балахонов и шапок (самодельных) расцвеченных красно-желто-зеленым (цвета  флага Эфиопии), имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды - длинные локоны, заплетенные в косички, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи.

     На постсоветском пространстве субкультура образовалась в начале 1990-х годов. Их движение несет в себе пропаганду наркотиков, так называемой «травки».

     Одно  из главных правил растаманов – не пытаться обратить людей в свою веру. Считается, что человек может сам прийти или не прийти к этому. Понимание этого происходит при помощи марихуаны (в раста-культуре «трава мудрости»). На Ямайке марихуану называют Brain food (пища для мозгов). По легенде, она впервые выросла на могиле царя Соломона, считавшегося мудрейшим из мудрых. По мнению растаманов, марихуана помогает человеку прийти к богу и по-настоящему понять этот мир.

     Обычно  растаманы выступают за легализацию  марихуаны, что находит отражение  в песнях, атрибутике (в очень  большом количестве сувенирных лавок  мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).

     Многие  из курящих уже не являются «молодёжью»  и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный  статус наркотика, так как они  испытывают одинаковые трудности, связанные  с его приобретением.

       Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам.

     По  статистике МВД России, примерно 25% молодежи от 12 до 30 лет страдают наркозависимостью.

     Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…

     Байкеры - одни из немногих, для кого слова  «один за всех, все за одного» - не пустой звук, а стиль жизни. Они  прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету. Проще говоря, байкер - это водитель мотоцикла, хотя не все так просто. Байкеры - это именно субкультура. Для них байк - стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. В этом они похожи на спортсменов. В определенной мере байкинг и есть спорт, но спорт экстремальный. Закованный в черную кожу суровый бородач, с ног до головы покрытый татуировками, может оказаться мастером спорта международного класса по мотокроссу и чемпионом страны тысяча девятьсот какого-то года, но он пришел в субкультуру байкеров, чтобы наслаждаться свободой и скоростью.

     Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

     Наряду  с негативными тенденциями в молодежной среде существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности:  общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

     Пацифи́зм (от лат. pacificus - миротворческий) - антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера.

     Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными и т. п. Они верят  в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

     Первые  пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США  после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов пацифистское движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. 

     Есть  люди, которые абсолютно не расположены ко всем неформалам и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что людей надо оценивать по их поступкам, смотреть в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом.  
 

Информация о работе Молодежная субкультура: современное звучание