Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:58, контрольная работа
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Введение…………………………………………………….2
Понятие и разновидности социальной общности………..3
Понятие социальных организаций………………………..5
Социальные классы………………………………………..6
Понятие и системы социальной стратификации………...7
Социальная мобильность и ее типы……………………..13
Заключение………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………….16
– социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.
Классы
можно определить как большие
группы людей, отличающиеся по своим
общим экономическим
Наиболее
влиятельные теоретические
М.
Вебер определил классы как группы
людей, имеющих сходную позицию
в рыночной экономике, получающих сходное
экономическое вознаграждение и
располагающих сходными жизненными
шансами. Классовые разделения проистекают
не только от контроля за средствами производства,
но и от экономических различий,
не связанных с собственностью. Такие
источники включают в себя профессиональное
мастерство, редкую специальность, высокую
квалификацию, владение интеллектуальной
собственностью и проч. Вебер дал
не только классовую стратификацию,
считая ее лишь частью структурирования,
необходимого для сложного по устройству
капиталистического общества. Он предложил
трехмерное деление: если экономические
различия (по богатству) порождают классовую
стратификацию, то духовные (по престижу)
— статусную, а политические (по
доступу к власти) — партийную.
В первом случае речь идет о жизненных
шансах социальных слоев, во втором —
об образе и стиле их жизни, в третьем
— о владении властью и влиянии
на нее. Большинство социологов считает
веберовскую схему более гибкой
и соответствующей современному
обществу.
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи — расизм, по полу — сексизм, по этнической принадлежности — этнонационализм, по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (stratum — слой, facere — делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично — с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее — у основания.
Основы теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др. Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:
1.
Характеристики, которыми люди обладают
от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические
и интеллектуальные
2.
Признаки, связанные с исполнением
роли, т. е. с различными видами
профессионально-трудовой
3.
Элементы «обладания», куда
Эти
признаки являются исходной теоретической
основой многомерного подхода к
изучению социальной стратификации. Социологи
выделяют разнообразные срезы или
измерения при определении
– права и привилегии;
– обязанности и ответственность;
– социальное богатство и нужда;
– власть и влияние.
Стратификация
тесно связана с господствующей
в обществе системой ценностей. Она
формирует нормативную шкалу
оценивания различных видов человеческой
деятельности, на основе которой происходит
ранжирование людей по степени социального
престижа. В эмпирических исследованиях
в современной западной социологии
престиж часто обобщенно
Социальная
стратификация выполняет
Системы социальной стратификации
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..
Причины
рабства. Неотъемлемой чертой рабства
является владение одних людей другими.
Рабы были и у древних римлян,
и у древних африканцев. В Древней
Греции рабы занимались физическим трудом,
благодаря чему свободные граждане
имели возможность
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т. е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.
Условия
рабства. Условия рабства и рабовладения
существенно различались в
Не
везде статус раба передавался по
наследству. В Древней Мексике
дети рабов всегда были свободными
людьми. Но в большинстве стран
дети рабов автоматически тоже становились
рабами, хотя в некоторых случаях
ребенка раба, всю жизнь прослужившего
в богатой семье, эта семья
усыновляла, он получал фамилию своих
хозяев и мог стать одним из
наследников наравне с
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.
Общие
характеристики рабства. Хотя рабовладельческая
практика была различной в разных
регионах и в разные эпохи, но независимо
от того, было ли рабство следствием
неуплаченного долга, наказания, военного
плена или расовых
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
– патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;
– классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением..
Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Хотя
в 1949 г. правительство Индии объявило
об отмене кастовой системы, силу вековых
традиций невозможно перебороть столь
легко, и кастовая система продолжает
оставаться частью повседневной жизни
Индии. К примеру, обряды, которые
человек проходит при своем рождении,
бракосочетании, смерти, диктуются
кастовыми законами. Однако индустриализация
и урбанизация разрушают
До
недавнего времени Южно-
После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.