Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Оглавление

Введение…………………………………………………….2

Понятие и разновидности социальной общности………..3
Понятие социальных организаций………………………..5
Социальные классы………………………………………..6
Понятие и системы социальной стратификации………...7
Социальная мобильность и ее типы……………………..13
Заключение………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………….16

Файлы: 1 файл

контролььная по социологии.docx

— 48.66 Кб (Скачать)

  – социальная мобильность значительно  проще, чем в других стратификационных  системах, формальных ограничений для  нее не существует, хотя мобильность  реально сдерживается стартовыми возможностями  человека и уровнем его притязаний.

  Классы  можно определить как большие  группы людей, отличающиеся по своим  общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

  Наиболее  влиятельные теоретические подходы  в определении классов и классовой  стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

  М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию  в рыночной экономике, получающих сходное  экономическое вознаграждение и  располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают  не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие  источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую  квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал  не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил  трехмерное деление: если экономические  различия (по богатству) порождают классовую  стратификацию, то духовные (по престижу) — статусную, а политические (по доступу к власти) — партийную. В первом случае речь идет о жизненных  шансах социальных слоев, во втором —  об образе и стиле их жизни, в третьем  — о владении властью и влиянии  на нее. Большинство социологов считает  веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.  
 
 
 

  1. Понятие социальной стратификации 

  Люди  различаются между собой по множеству  признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они  влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи — расизм, по полу — сексизм, по этнической принадлежности — этнонационализм, по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (stratum — слой, facere — делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично — с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее — у основания.

  Основы  теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным  и др. Т. Парсонс выделил три  группы дифференцирующих признаков. К  ним относятся:

  1. Характеристики, которыми люди обладают  от рождения, – пол, возраст,  этническая принадлежность, физические  и интеллектуальные особенности,  родственные связи семьи и  проч.;

  2. Признаки, связанные с исполнением  роли, т. е. с различными видами  профессионально-трудовой деятельности;

  3. Элементы «обладания», куда включаются  собственность, привилегии, материальные  и духовные ценности и т.  д. 

  Эти признаки являются исходной теоретической  основой многомерного подхода к  изучению социальной стратификации. Социологи  выделяют разнообразные срезы или  измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные  группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в  неравном распределении социокультурных  благ и ценностей. По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства  выступают 4 группы факторов:

  – права и привилегии;

  – обязанности и ответственность;

  – социальное богатство и нужда;

  – власть и влияние.

  Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она  формирует нормативную шкалу  оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального  престижа. В эмпирических исследованиях  в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков  – престиж профессии, уровень  дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической  позиции.

  Социальная  стратификация выполняет двойную  функцию: выступает как метод  выявления слоев данного общества и в то же время представляет его  социальный портрет. Социальная стратификация  отличается определенной стабильностью  в рамках конкретного исторического  этапа.  
 

Системы социальной стратификации 

  Независимо  от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы  и классы.

  Рабство – экономическая, социальная и юридическая  форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней  степенью неравенства..

  Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства  является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней  Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения  в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых  народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно  получило в аграрных обществах.

  Обычно  указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда  человек, оказавшийся не в состоянии  заплатить долги, попадал в рабство  к своему кредитору. Во-вторых, нарушение  законов, когда казнь убийцы или  грабителя заменяли на рабство, т. е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации  за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть  пленников в качестве рабов.

  Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах  рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина  положенное время, раб становился свободным  и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих  рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

  Не  везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике  дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран  дети рабов автоматически тоже становились  рабами, хотя в некоторых случаях  ребенка раба, всю жизнь прослужившего  в богатой семье, эта семья  усыновляла, он получал фамилию своих  хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели  возможность скопить какую-то собственность  и даже добиться высокого положения  в обществе.

  Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта  служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между  контрактом о найме работника  и рабством.

  Многие  европейцы, решившие начать новую жизнь  в американских колониях, были не в  состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались  перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто  заплатит их долг капитану. Таким образом  неимущие получали возможность добраться  до американских колоний, капитан получал  плату за их провоз, а состоятельные  колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.

  Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая  практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все  равно являлся собственностью другого  человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко  указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (не имеющим привилегий).

  Рабство исторически эволюционировало. Различают  две его формы:

  – патриархальное рабство – раб  обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

  – классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном  помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

  Рабовладение  – единственная в истории форма  социальных отношений, когда один человек  выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих  прав и свобод.

  Кастой  называют социальную группу (страту), членством  в которой человек обязан исключительно  своим рождением..

  Достигнутый статус не в состоянии изменить место  индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они  лично сумели достичь в жизни.

  Общества, для которых характерна такая  форма стратификации, стремятся  к четкому сохранению границ между  кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие  общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение  с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

  Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта  система просуществовала почти  три тысячелетия. Четыре основные индийские  касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты  и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями  или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и  крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

  Хотя  в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых  традиций невозможно перебороть столь  легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни  Индии. К примеру, обряды, которые  человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются  кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать  кастовые разграничения в переполненном  незнакомыми людьми городе.

  До  недавнего времени Южно-Африканская  Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения  — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя  контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь  идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид — разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т. п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

  После отмены рабства в Соединенных  Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную  мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых  американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось  даже в первой половине XX в., через  много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной  Африке, белые — представители  высшей касты боялись «запачкаться»  от общения с чернокожими, настаивая  на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в  общественных местах.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"