Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:58, контрольная работа
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Введение…………………………………………………….2
Понятие и разновидности социальной общности………..3
Понятие социальных организаций………………………..5
Социальные классы………………………………………..6
Понятие и системы социальной стратификации………...7
Социальная мобильность и ее типы……………………..13
Заключение………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………….16
Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами..
Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников — кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.
Класс
– большая социальная группа людей
не владеющих средствами производства,
занимающая определенное место в
системе общественного
Системы
стратификации, основанные на рабстве,
кастах и кланах, являются закрытыми.
Границы, разделяющие людей, настолько
четки и тверды, что не оставляют
людям возможности для
Следовательно,
основной характеристикой этой системы
социальной стратификации является
относительная гибкость ее границ.
Классовая система оставляет
возможности для социальной мобильности,
т. е. для движения вверх или вниз
по социальной лестнице. Наличие потенциала
для повышения своего социального
положения, или класса, — одна из
основных движущих сил, побуждающих
людей хорошо учиться и упорно
трудиться. Конечно, семейное положение,
наследуемое человеком с
Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.
Варианты социальной мобильности разнообразны:
– индивидуальная и коллективная;
– вертикальная и горизонтальная;
– внутрипоколенная и межпоколенная.
Вертикальная
мобильность — это изменение
положения индивида, которое вызывает
повышение или понижение его
социального статуса, переход к
более высокому или низкому классовому
положению. В ней разграничивают
восходящую и нисходящую ветви (н-р,
карьера и люмпенизация). Горизонтальная
мобильность — это изменение
положения, которое не приводит к
повышению или понижению
Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.
К каналам или «лифтам» социальной мобильности П. Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т. д.
Социальная
стратификация выражает социальную
неоднородность общества, существующее
в нем неравенство, неодинаковость
социального положения людей
и их групп. Под социальной стратификацией
понимается процесс и результат
дифференциации общества на различные
социальные группы (слои, страты), отличающиеся
по своему общественному статусу. Критерии
подразделения общества на страты могут
быть самыми разнообразными, притом как
объективными, так и субъективными.
Но чаще всего сегодня выделяются
профессия, доход, собственность, участие
во власти, образование, престиж, самооценка
личностью своей социальной позиции.
По мнению исследователей средний класс
современного индустриального общества
определяет стабильность социальной системы
и в то же время обеспечивает ей
динамизм, поскольку средний класс
– это прежде всего высокопродуктивный
и высококвалифицированный, инициативный
и предприимчивый работник. Россию
относят к смешанному типу стратификации.
У нас средний класс находится
на стадии становления, и этот процесс
имеет ключевое и широкое значение
для формирования новой социальной
структуры.
Заключение.
Высокая
степень единства людей в социальных
общностях, их сплоченность ( коллективность
), сходность их позиций объективно способствует
снижению числа правонарушений. Когда
степень единства ( интегрированность)
социальной общности ( класса, общества)
достаточно высока, то падает количество
отклонений в поведении членов этой общности.
Наоборот, рост числа отклонений в поведении
- показатель распада ее интегрированности.
В некоторых случаях неэффективность
влияния, например, на подростка со стороны
ближайшей социальной общности ( семьи
), недостаточность его социализации (
в смысле включения в систему ценностей
и норм поведения, характерных для общества
в целом ) могут привести к усилению влияния
на него стихийно складывающихся группировок,
где бытуют противоправные взгляды и представления
и действуют антисоциальные нормы поведения.
Сюда можно отнести некоторые группы подростков
с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов,
алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных
общностей часто бывает прямо связано
с низким социально-воспитательным эффектом
семьи, школьного или производственного
коллектива, звеньев политической системы
общества. Еще один момент, на который
следует обратить внимание, также связанный
с ослаблением социальных связей между
людьми, - это негативные последствия научно-технической
революции: урбанизация, возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически
прогрессивна, но может вызвать и некоторый
рост аморальных явлений, связанных с
перемещением людей, миграцией населения.
Список
использованной литературы.
1) Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.
2) Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.
3) Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.
4) Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.
5) Энциклопедический
социологический словарь. под ред. Г.В.
Осипова; 1995 г.