Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

1. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение
2. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

Файлы: 1 файл

контрольная работа - копия.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

 

ГОСУНИВЕРСИТЕТ - УНПК

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО (ЗАОЧНОГО) ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА СКиП


ДИСЦИПЛИНА: Социология

 

З А Д А Н И Е

на контрольную  работу № 1                                                            Вариант № 7

 

  1. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования  по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение
  2. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

 

Примечание:

1. Настоящее задание прикладывается  к выполненной контрольной работе.

2. В конце  работы приводится список использованной  литературы.

3. Работа  должна быть подписана и указана  дата ее выполнения.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

3, 5, 7, 9.

 

Примечание: Перечень литературы см. в методических указаниях по выполнению контрольных работ по курсу «Социология» с. 13.

 

Составители: профессор, д.ф.н.  А.М. Старостенко

доцент, к.с.н. Н.В. Якушина

Выдано студенту: __________________________      Шифр ______________

 

ПДО ________________________

 

Дата выдачи ___________________  Срок выполнения до  _______________

 

Преподаватель курса ____________________ 

 

Задание №1.

Программа исследования 
 
Социальная проблема. 
 
Свободное время студента. 
 
Из-за больших учебных нагрузок, домашних хлопот, работы и т.п. в студенческой среде существует нехватка свободного времени. Такое положение вещей может привести к переутомлению, стрессам, неврозам, а также к частичному отстранению от духовной жизни общества. Поэтому необходимо изучить, насколько остро стоит проблема нехватки свободного времени у студентов разных ВУЗов и как они его используют. 
 
 
 
Цели исследования. 
 
1. Оценить объем свободного времени у студентов ОГТУ и ОГАУ. 
 
2. Выяснить причину нехватки свободного времени. 
 
3. Узнать, каким образом, где, с кем студенты проводят свой досуг. 
 
4. Определить, как сказывается нехватка свободного времени на духовной жизни студентов. 
 
5. Выяснить, как влияет нехватка времени на здоровье. 
 
 
 
Объект исследования - две группы студентов. 
 
1 группа – студенты ОГТУ 
 
2 группа - студенты ОГАУ 
 
 
 
Предмет исследования. 
 
Использование свободного времени студентами и влияние нехватки его на духовную жизнь. 
 
 
 
Задачи исследования. 
 
1. Разработать программу исследования. 
 
2. Сконструировать анкету. 
 
3. Провести анкетный опрос. 
 
4. Обработать информацию. 
 
5. Сделать выводы. 
 
 
 
Гипотезы. 
 
1. Большинству студентов необходимо больше свободного времени. 
 
2. Проблема нехватки свободного времени больше волнует студентов ОГТУ, чем ОГАУ. 
 
3. Предполагается, что у студентов старшего возраста проблема стоит острее, чем у студентов более младшего возраста. 
 
4. Проблема стоит более остро у иногородних студентов. 
 
5. Предполагается, что существенных различий в отношении к проблеме между юношами и девушками нет. 
 
6. Большинство студентов проводят свой досуг в шумной компании с друзьями. 
 
7. Проблема свободного времени отрицательно сказывается на духовной жизни и здоровье студентов. 
 
 
 
Выборка – 40 человек. 
 
Категории: 
 
старшие курсы ОГТУ, 
 
младшие курсы ОГТУ, 
 
старшие курсы ОГАУ, 
 
младшие курсы ОГАУ. 
 
В каждой – по 10 человек. 
 
Тип выборки – смешанный. 
 
 
 
Основные понятия. 
 
Свободное время – это часть времени, не занятая сном и обязанностями, выполнения которых нежелательно избегать. 
 
 
 
Здравствуйте! 
 
Я, студентка группы 1Эс экономического факультета ОГТУ, провожу анкетный опрос на тему 
 
“ Свободное время студентов ” 
 
 
 
Пожалуйста, отметьте выбранные варианты ответов 
 
 
 
1. Как Вы считаете, достаточно ли у Вас свободного времени? 
 
А) Да, достаточно 
 
Б) Нет, считаю, что недостаточно 
 
В) Достаточно, но хотелось бы больше.Если на первый вопрос вы ответили категорично “да”, то Вы счастливый человек и эта анкета не для Вас! 
 
Спасибо! До свидания! 
 
 
 
Если же Вы считаете, что Вам нужно больше свободного времени, то, пожалуйста, продолжите отвечать на вопросы 
 
 
 
2. В чём Вы видите причину нехватки свободного времени? 
 
А) Большие учебные нагрузки – просто ужас! 
 
Б) Многовато времени уходит на сон 
 
В) Я неправильно распределяю своё время 
 
Г) У меня куча домашних хлопот 
 
Д) Работа 
 
Е) Если наши варианты Вас не устраивают, то напишите свой: __________________________________________________

 

Сколько у Вас уходит на подготовку к занятиям? 
 
А) Менее часа 
 
Б) 1-2 часа 
 
В) 2-3 часа 
 
Г) 3-4 часа 
 
Д) Более 4 часов 
 
 
 
4. Сколько часов в сутки Вы тратите на сон? 
 
А) 4-6 часов 
 
Б) 6-7 часов 
 
В) 7-8 часов 
 
Г) Более 8 часов 
 
 
 
5. Есть ли у Вас свой режим дня? 
 
А) Да, я живу строго по распорядку 
 
Б) Соблюдаю приблизительный режим 
 
В) Нет 
 
 
 
6. Сколько Вашего драгоценного времени уходит на домашние хлопоты? 
 
А) Менее 1 часа 
 
Б) 1-3 часа 
 
В) 3, а иногда и 4 часа 
 
Г) Более 4 часов в день – тружусь как пчёлка! 
 
 
 
7.Орел – не маленький город. Сколько времени Вы тратите на дорогу до места учёбы и обратно домой? 
 
А) Менее получаса 
 
Б) 30 минут – 1 час 
 
В) Час или полтора 
 
Г) Более полутора часов 
 
 
 
8. Итак, сколько же за сутки у Вас остаётся свободного времени? 
 
А) Менее 1 часа – катастрофически мало!!! 
 
Б) 1-2 часа – маловато! 
 
В) 2-3 часа – более или менее 
 
Г) 3-5 часов – в принципе хватает 
 
Д) Более 5 часов – меня это вполне устраивает! 
 
 
 
9. Рыба ищет, где глубже, а человек хочет больше времени для себя. А если судить объективно – какое количество свободного времени Вы считаете оптимальным для себя (в сутки)? 
 
А) 1-2 часа 
 
Б) 2-3 часа 
 
В) 3-5 часов 
 
Г) Более 5 часов 
 
10. Как сказывается недостаток времени на Вашей духовной жизни? 
 
А) Я редко общаюсь с друзьями 
 
Б) Мало читаю книги, газеты, журналы 
 
В) Редко бываю в кино, театрах, на выставках и других подобных местах 
 
Г) Никак не сказывается 
 
Д) Ваш вариант: ________________________________________________________________________ ________________ 
 
 
 
11. А как сказывается недостаток времени на Вашем физическом состоянии? 
 
А) Моя физическая форма ухудшилась 
 
Б) Я часто утомляюсь 
 
В) Недосыпаю 
 
Г) Редко бываю на свежем воздухе – думаю, что от этого моё здоровье не улучшается 
 
Д) Если Вы не нашли ничего подходящего, то напишите свой вариант: ____________________________________ 
 
 
 
12. Не появляются ли у Вас такие варианты решения проблемы, как: 
 
А) Я выпиваю, чтобы расслабиться 
 
Б) Иногда употребляю наркотики – это отводит душу 
 
В) Случается, что я просто не выполняю домашнее задание и бываю не готов к занятиям 
 
Г) Ваши варианты решения проблемы: _______________________________________________________________ 
 
 
 
Хватит о грустном, поговорим о весёлом! 
 
 
 
13. Если у Вас всё-таки есть свободное время, то где Вы его проводите? 
 
А) На дискотеке 
 
Б) Дома 
 
В) Гуляю с друзьями, на улице 
 
Г) В кино, театре, на концертах 
 
Д) В научной библиотеке 
 
Е) Ваш вариант: ________________________________________________________________________ ________________ 
 
 
 
14. Где Вы проводите свободное время, я  выяснила; теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос – с кем? 
 
А) С друзьями 
 
Б) С семьёй 
 
В) Один 
 
Г) С любимым человеком 
 
Д) Если вышеперечисленные варианты не подходят, то с кем же? ______________________________________________ 
 
 
 
15. Чем Вы любите заниматься в свободное время? 
 
А) Занимаюсь спортом 
 
Б) Смотрю телевизор 
 
В) Читаю книги 
 
Г) Провожу время в весёлой компании 
 
Д) Ваш вариант: ________________________________________________________________________ ________________ 
 
 
 
 
 
А теперь выясним кое-какие детали 
 
 
 
16. Вы проживаете:  
А) С родителями    
 
Б) В общежитии   
 
В) На квартире   
 

17. На бренной земле  Вы уже (или ещё):

А) 17-20 лет

Б) 20-23 года

В) 23-25 лет

Г) Более 25 лет 

 
 
 
18. Ваш пол:  
 
А) Мужской  
 
Б) Женский  
 
19. Вы учитесь в:

А) ОГТУ

Б) ОГАУ 
 
 
 
 
 
Спасибо! Надеемся, Вам понравилась наша анкета. До свидания! 
 
 
 
 
 
 
 
На поставленные в анкете вопросы были получены следующие ответы (в процентах от общего числа опрошенных). Ввиду того, что респонденты, ответившие утвердительно на первый вопрос, далее не принимали участие в опросе, их анкеты не были прибавлены к общему количеству опрошенных в вопросах 2-17. 
 
 
 
1. Как Вы считаете, достаточно ли у Вас свободного времени? 
 
А) Да, достаточно 10% 
 
Б) Нет, считаю, что недостаточно 57,5% 
 
В) Достаточно, но хотелось бы больше 32,5.%Если на первый вопрос вы ответили категорично “да”, то Вы счастливый человек и эта анкета не для Вас! 
 
Спасибо! До свидания! 
 
 
 
Если же Вы считаете, что Вам нужно больше свободного времени, то, пожалуйста, продолжите отвечать на вопросы 
 
 
 
2. В чём Вы видите причину нехватки свободного времени? 
 
А) Большие учебные нагрузки – просто ужас! 33% 
 
Б) Многовато времени уходит на сон 11% 
 
В) Я неправильно распределяю своё время 47% 
 
Г) У меня куча домашних хлопот 17% 
 
Д) Работа 6% 
 
Е) Если наши варианты Вас не устраивают, то напишите свой 6% 
 
 
 
3. Сколько времени в день у Вас уходит на подготовку к занятиям? 
 
А) Менее часа 13,89% 
 
Б) 1-2 часа 19,44% 
 
В) 2-3 часа 25% 
 
Г) 3-4 часа 19,44% 
 
Д) Более 4 часов 25% 
 
 
 
4. Сколько часов в сутки Вы тратите на сон? 
 
А) 4-6 часов 11% 
 
Б) 6-7 часов 56% 
 
В) 7-8 часов 28% 
 
Г) Более 8 часов 6% 
 
 
 
5. Есть ли у Вас свой режим дня? 
 
А) Да, я живу строго по распорядку 3% 
 
Б) Соблюдаю приблизительный режим 53% 
 
В) Нет 44% 
 
 
 
6. Сколько Вашего драгоценного времени уходит на домашние хлопоты? 
 
А) Менее 1 часа 31% 
 
Б) 1-3 часа 50% 
 
В) 3, а иногда и 4 часа 14% 
 
Г) Более 4 часов в день – тружусь как пчёлка! 8% 
 
 
 
7. Орел – большой город. Сколько времени Вы тратите на дорогу до места учёбы и обратно домой? 
 
А) Менее получаса 14% 
 
Б) 30 минут – 1 час 33% 
 
В) Час или полтора 20% 
 
Г) Более полутора часов 33% 
 
 
 
8. Итак, сколько же за сутки у Вас остаётся свободного времени? 
 
А) Менее 1 часа – катастрофически мало!!! 19,44% 
 
Б) 1-2 часа – маловато! 25% 
 
В) 2-3 часа – более или менее 44,44% 
 
Г) 3-5 часов – в принципе хватает 8,33% 
 
Д) Более 5 часов – меня это вполне устраивает! 2,78% 
 
 
 
9. Рыба ищет, где глубже, а человек хочет больше времени для себя. А если судить объективно – какое количество свободного времени Вы считаете оптимальным для себя (в сутки)? 
 
А) 1-2 часа 6% 
 
Б) 2-3 часа 25% 
 
В) 3-5 часов 47% 
 
Г) Более 5 часов 22% 
 
10. Как сказывается недостаток времени на Вашей духовной жизни? 
 
А) Я редко общаюсь с друзьями 36% 
 
Б) Мало читаю книги, газеты, журналы 39% 
 
В) Редко бываю в кино, театрах, на выставках и других подобных местах 70% 
 
Г) Никак не сказывается 11% 
 
Д) Ваш вариант: _________________________________________ 3% 
 
 
 
11. А как сказывается недостаток времени на Вашем физическом состоянии? 
 
А) Моя физическая форма ухудшилась 20% 
 
Б) Я часто утомляюсь 41,67% 
 
В) Недосыпаю 41,67% 
 
Г) Редко бываю на свежем воздухе – думаю, что от этого моё здоровье не улучшается 39% 
 
Д) Если Вы не нашли ничего подходящего, то напишите свой вариант: _____________________ 0% 
 
 
 
12. Не появляются ли у Вас такие варианты решения проблемы, как: 
 
А) Я выпиваю, чтобы расслабиться 19,44% 
 
Б) Иногда употребляю наркотики – это отводит душу 2,78% 
 
В) Случается, что я просто не выполняю домашнее задание и бываю не готов к занятиям 66,67% 
 
Г) Ваши варианты решения проблемы: 19,44% 
 
13. Если у Вас всё-таки есть свободное время, то где Вы его проводите? 
 
А) На дискотеке 14% 
 
Б) Дома 78% 
 
В) Гуляю с друзьями, на улице 36% 
 
Г) В кино, театре, на концертах 28% 
 
Д) В научной библиотеке 11% 
 
Е) Ваш вариант: 0% 
 
 
 
14. Где Вы проводите свободное время, мы выяснили; теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос – с кем? 
 
А) С друзьями 50% 
 
Б) С семьёй 33% 
 
В) Один 25% 
 
Г) С любимым человеком 31% 
 
Д) Если вышеперечисленные варианты не подходят, то с кем же? 0% 
 
 
 
15. Чем Вы любите заниматься в свободное время? 
 
А) Занимаюсь спортом 25% 
 
Б) Смотрю телевизор 39% 
 
В) Читаю книги 61% 
 
Г) Провожу время в весёлой компании 36% 
 
Д) Ваш вариант: 3.%А теперь выясним кое-какие детали 
 
 
 
16. Вы проживаете:  
 
А) С родителями 31%  
 
Б) В общежитии 36%  
 
В) На квартире 33%  
 
 
17. На бренной земле Вы уже (или ещё):

А) 17-20 лет 50%

Б) 20-23 года 39%

В) 23-25 лет 8%

Г) Более 25 лет 3% 
 
 
18. Ваш пол:  
 
А) Мужской 42,5%  
 
Б) Женский 57,5%  
 
19. Вы учитесь в:

А) ОГТУ  50%

Б) ОГАУ 50% 
 
 
 
 
 
Спасибо! Надеемся, Вам понравилась наша анкета. До свидания! 
 
 
 
 
 
Выводы. 
 
 
 
Краткая характеристика опрошенных групп студентов. 
 
Было опрошено по 10 человек младших (1-3) и старших курсов различных факультетов ОГТУ, а также по 10 человек – студентов 3-го и 5-го курса юридического и биологического факультетов ОГАУ. 
 
Среди опрошенных – 17 юношей и 23 девушки, 11 жителей г. Орла и 25 иногородних студентов. 
 
 
 
 
 
Были получены следующие результаты. 
 
1. В целом из 40 опрошенных -  4 человека (10%) категорично заявили, что они удовлетворены количеством имеющегося в их распоряжении свободного времени. Из них двое – студенты старших курсов ОГАУ, один младшего курса ОГАУ и 1 – студент 5-го курса ОГТУ. Они не принимали участия в анкетировании и поэтому в дальнейшем за 100% принимаются остальные 36 человек. В принципе хватает времени ещё 13 опрошенным из 40 (32,5%). Не удовлетворены существующим положением вещей 23 человека из 40 (57,5%).  
 
 
 
Вторую гипотезу также можно считать подтверждённой, т.к. во-первых, 15% студентов ОГАУ вообще не ощущают заметной нехватки времени (против 5% в ОГТУ), а во-вторых, недостаток свободного времени у студентов младших курсов ОГТУ значительно превышает аналогичный показатель у студентов ОГАУ. 
 
Третья гипотеза полностью не подтвердилась. Студенты старших курсов обоих ВУЗов имеют значительно меньше проблем со своим временем. 
 
К нашему удивлению оказалось, что жители Орла, согласно результатам опроса, острее ощущают актуальность данной проблемы, нежели приезжие студенты. Возможно, произошла ошибка при проведении исследования, либо какие-то хитрости приезжих студентов (напр., уборка, приготовление пищи по очереди и т.д.) помогают им “разгружать” свой день. 
 
В соответствии с полученными результатами, существенных различий между юношами и девушками в отношении данной проблемы выявлено не было. 
 
 
 
2. Среди причин нехватки свободного времени особенных различий среди категорий студентов не выявлено, за исключением того, что 83% респондентов, у которых много времени уходит на домашние хлопоты, являются приезжими. 
 
 
 
3. Интересно распределились ответы на 3-й вопрос: 
 
“Сколько времени в день у Вас уходит на подготовку к занятиям?” 
 
 
 
 
 
4. Среди причин, осложняющих проблему, можно выделить следующие: 
 
а) недосыпание – 11% опрошенных отметили, что на сон они тратят лишь 4-6 часов; 
 
б) несоблюдение режима дня – полностью его соблюдает лишь один опрошенный нами человек (менее 3%), хотя примерный режим есть почти у 53% студентов; 
 
в) большие затраты времени на дорогу до института и обратно – у 33% студентов на нее уходит более полутора часов, примерно у 20% - час или полтора, от 30 минут до 1 часа – около 33%, менее получаса в день тратят на дорогу 14% студентов (стоит отметить, что не все опрошенные одинаково поняли вопрос и при ответе некоторые имели ввиду затраты времени на дорогу в один конец, а некоторые – всё затраченное время на дорогу за день). 
 
 
 
5. Итак, подведём предварительный итог. 
 
Мы предложили респондентам оценить количество имеющегося в их распоряжении свободного времени. Результаты вполне сходятся с теми, о которых было сказано при анализировании первого вопроса. 
 
Очень большая часть опрошенных считает, что для них было бы достаточным увеличение количества свободного времени на 1-2 часа в день. 
 
 
 
6. Недостаток свободного времени сильно волнует студентов обоих ВУЗов. 
 
Отвечая на вопрос о его влиянии на духовную жизнь, 36% студентов отметили, что они реже общаются с друзьями, 39% стали меньше читать книги, газеты, журналы, почти 70% (!) опрошенных реже посещают кино, театры, выставки и другие подобные места, один из опрошенных написал, что он не может уделять достаточного количества времени любимому человеку. Только 11% респондентов без вреда для своей духовной жизни переносят нехватку времени. 
 
Также остро стоит вопрос о том, как недостаток времени сказывается на физическом состоянии студентов. 
 
41,67% опрошенных отмечают постоянное недосыпание и ещё столько же – частые утомления. 
 
39% редко бывают на свежем воздухе. Почти 20% говорят об ухудшении физической формы. 
 
 
 
7. Теперь о решении проблем. 
 
Согласно результатам, студенты чаще всего решают проблемы нехватки времени за счёт учёбы – 67% опрошенных в таких случаях не выполняют задания. 
 
 
 
8. В ходе опроса также было выяснено, как студенты проводят свой досуг: 
 
а)78% о... а 11% - в научной библиотеке; 
 
б) большинство опрошенных отдыхают вместе с друзьями – 50%, 33% предпочитают семью, 31% - любимого человека, а четверть студентов порой томятся в одиночестве; 
 
в) также в свободное время студенты любят читать книги (61%), смотреть телевизор (39%), заниматься спортом (25%), веселиться в компании (36%) и заниматься другими интересными для них делами (3%). 
 
Таким образом, не полностью подтвердилась наша шестая гипотеза – мы предполагали, что большинство студентов предпочтут весёлую компанию.

 

 

 

Задание №2

Представление об объекте, предмете и методе науки  составляет ее теоретико-методологический фундамент. Метод науки не может  «родится» раньше ее предмета и наоборот, поскольку «вынашиваются» они вместе. Разве что предмет науки первым «появляется на свет», а за ним - как  его другое «я» - ее метод. Так, например, по мнению А.Бергсона, поскольку субстанция психической жизни есть чистая «длительность», она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается интуитивно. «Любой закон науки, отражая то, что есть в действительности, вместе с тем  указывает и на то, как нужно  мыслить о соответствующей сфере  бытия; будучи познанным, он в определенном смысле выступает и как принцип, как метод познания» [7, c. 410]. Не случайно, поэтому, при рассмотрении вопроса  о предмете психологии актуализируется  проблема ее метода. При этом, как  это уже бывало в истории, определение  предмета науки может зависеть от сложившегося представления о том, какой метод считать подлинно научным. С точки зрения основоположников интроспекционизма, психика - это ничто  иное как «субъективный опыт». Основанием для такого заключения послужило, как  известно, представление о том, что  исследовать психическое можно  исключительно путем самонаблюдения, рефлексии, интроспекции, ретроспекции и т.п. Для ортодоксальных бихевиористов, напротив, психика как бы не существует, поскольку ее нельзя изучать с  помощью объективных методов  по аналогии с наблюдаемыми и измеряемыми  физическими феноменами.

Н.Н.Ланге пытался  примирить обе крайности. По его  мнению, «…в психологическом эксперименте личность исследуемая всегда должна давать (себе или нам) отчет о своих  переживаниях, и лишь соотношение между этими субъективными переживаниями и объективными причинами и следствиями их, составляет предмет исследования» [2, c. 25].

И все же особый интерес в контексте рассмотрения парадигмы «субъект-объект-предмет-метод» представляет позиция К.А.Абульхановой, которая связывает представление  об объекте психологии с пониманием «качественного своеобразия индивидуального  уровня бытия» человека. Предмет же определяется ею как обусловленный  природой объекта специфический  способ абстрагирования, с помощью  которого психология исследует это  качественное своеобразие индивидуального бытия человека [см. 1, c. 169]. Уточняя свое представление о предмете психологии, К.А.Абульханова специально подчеркивает, что под предметом следует понимать «…не конкретные психологические механизмы, раскрываемые психологическим исследованием, а лишь общие принципы определения этих механизмов» (см. там же, с.211). Иными словами, в системе данных определений «объект» психологии отвечает на вопрос, «Какой качественной спецификой обладает та реальность, которую должна исследовать психология?». Предмет же определяется, по сути, методологически и отвечает на вопрос «Как в принципе следует эту реальность исследовать?». То есть наблюдается своеобразный категориальный сдвиг традиционно понимаемого предмета психологии на ее объект, а метода этой науки на ее предмет. Однако при этом, как нам представляется, обнаруживаются новые возможности содержательного разведения/сведения категориальных оппозиционных пар «субъект-объект», «предмет-метод» психологической науки (см. рис. 1):

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"