Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:49, контрольная работа
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны.
1.Ответить  на вопросы:
1.Взаимодействие  социального педагога с социальными  службами
2.Основные  формы работы социального педагога  в учреждении образования.
3.Технологии  осуществления диагностической  работы социального педагога.
4.Сформулировать критерии отбора детей в группу для организации развивающих занятий.  
2. Выбрать  правильный ответ. 
 
3.Обязанности  и права социального педагога
Содержание:
1.Ответить на вопросы:
1.Взаимодействие 
социального педагога с 
2.Основные 
формы работы социального 
3.Технологии осуществления диагностической работы социального педагога.
4.Сформулировать 
критерии отбора детей в группу для организации 
развивающих занятий.  
2. Выбрать 
правильный ответ. 
 
3.Обязанности 
и права социального педагога 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Взаимодействие социального педагога с социальными службами.
Цель взаимодействия соц. педагога с социальными службами создание социальной адаптации, реабилитации, профилактики, социальной помощи и
защиты 
требует поддержки и 
формирования и реализации профессиональной карьеры, в процессе утраты социальных благ. Эти функции сегодня возложены на социальных педагогов. Социальные педагоги – люди особой, деликатной профессии. Они призваны обеспечивать систему служб социальных услуг и обслуживания. Спектр их деятельности широк и многообразен. Забота социального педагога распространяется на все возрастные категории населения и предусматривает
активизацию 
социокультурных и социально-
их взаимодействия, социальный педагог влияет на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно-здоровых
отношений в социуме, формирование системы ценностных ориентаций личности к социальному окружению, природе, к своему здоровью и т.д. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов-профессионалов различного профиля. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи.
Для более эффективного результата в своей работе социальный педагог должен:
Схемы 
взаимодействия социального педагога 
с другими учреждениями: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Основные формы работы социального педагога в учреждении образования
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководителей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость создания в школе специальной службы.
а) способствовать устранению и преодолению трудностей в социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества.
б) развивать опережающую социализацию: знакомит учащихся с их перспективами и шансами в обществе, ролями, которые им предстоит играть. Школа должна готовить гражданина, семьянина и работника.
в) Способствовать развитию личности, ее ориентации в соц. процессах на стадии обучения и выбора профессии
г) Участвовать в разрешении конфликтов.
Содержание 
работы социального педагога в соответствии 
с квалификационной характеристикой 
определяется ее педагогической направленностью. 
Это означает, что вся его профессиональная 
деятельность по сути представляет собой 
комплекс мероприятий по воспитанию, 
образованию, развитию и социальной защите 
личности в учреждениях и по месту жительства 
обучающихся. 
Однако сам выбор мероприятий не произволен, 
а обусловлен предварительно полученными 
данными, которые нуждаются в анализе 
и социально-педагогической интерпретации. 
Поэтому определенное время в деятельности 
социального педагога, особенно на начальном 
этапе, занимает изучение психолого-медико-
В ситуации, когда "все всё знают" 
и поэтому скептически относятся к исследованиям 
социального педагога, оказывается необходимым 
заручиться поддержкой коллег-учителей, 
психологов, муниципальных работников, 
сотрудников правоохранительных органов, 
наконец, родителей и самих учащихся. Для 
этого любое исследование начинается 
с предварительного обоснования его необходимости, 
задач, прогноза относительно результатов, 
составления плана-графика, нормативного 
оформления в виде приказа или распоряжения 
руководителя учреждения, инструктажей 
и информационных сообщений, разъяснения 
участникам их прав и назначении исследования. 
Здесь уместно напомнить, что разъяснения 
и информирование о результатах могут 
быть полными и неполными, но всегда должны 
быть правдивыми. 
В процессе исследования социальный педагог 
может получить совершенно конфиденциальную 
информацию, поэтому его действия определяются 
профессиональным долгом и этическим 
кодексом. 
Социальный педагог организует и проводит 
консультации по вопросам прав и обязанностей, 
имеющихся льгот и пособий, предлагает 
возможные варианты решения проблем участников 
образовательного процесса, обеспечивает 
социальную помощь и поддержку, используя 
всю совокупность имеющихся правовых 
возможностей и средств. Выявляя проблемы 
и трудности в сфере семьи, общения и отношений 
людей, социальный педагог дифференцирует 
выявленные проблемы и "выводит" 
на их решение социальных работников, 
специалистов различного профиля и ведомственной 
подчиненности. Устанавливая контакт 
с семьей, побуждает ее к участию в совместном 
решении проблем, помогает людям использовать 
собственные ресурсы, резервные возможности 
муниципалитета для преодоления трудностей. 
Социальный педагог выполняет посредническую 
функцию в установлении связей и контактов 
семьи и специалистов - психологов, социальных 
работников, врачей, юристов, представителей 
органов власти и общественности. Для 
этого необходимы налаженные связи социального 
педагога с различными социальными службами 
микрорайона, района, города, учреждениями 
и общественными объединениями, хорошее 
знание структур и круга обязанностей 
административных органов, их местонахождение 
и телефоны. Только при этих условиях можно 
оказать действительно эффективную помощь 
детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, 
трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной 
помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении 
жильем, пособиями, пенсиями и других видах 
социальной помощи. Социальный педагог 
оформляет сберегательные вклады, решает 
вопросы по использованию имущества и 
ценных бумаг обучающихся - сирот и оставшихся 
без попечения родителей, выступает представителем 
образовательного учреждения и того или 
иного обучающегося или сотрудника в судебных 
и административных инстанциях, обеспечивает 
экстренную помощь попавшим в трудную 
ситуацию. При этом социальный педагог 
самостоятельно определяет задачи, формы, 
методы социально-педагогической работы, 
способы решения личных и социальных проблем, 
меры социальной защиты и социальной помощи, 
реализации прав и свобод граждан. 
Важное место в деятельности социального 
педагога занимают стимулирование и собственно 
развитие социально ценной деятельности 
обучающихся и взрослых, поддержка социальных 
инициатив, мероприятий, акций, социальных 
проектов и программ. 
Педагогическая поддержка социальных 
инициатив детей и взрослых, создание 
условий для их самостоятельного выбора, 
его стимулирования, развития готовности 
и способности действовать на основе постоянного 
творческого поиска и умения выходить 
из ситуации выбора без стресса в современных 
условиях являются насущной задачей в 
воспитательной работе образовательных 
учреждений, испытывающих дефицит новых 
форм и методик. Это тем более важно, что 
"во весь рост" встала проблема эффективности 
воспитания, соответствия основных направлений 
и приоритетов воспитательной работы 
природе детства, семейным, национальным 
и российским социокультурным традициям. 
Под социальной инициативой понимается 
деятельность, направленная на преобразование 
социокультурной среды в интересах гармонизации 
социального поля ребенка, учитывающая 
историко-культурный опыт и современное 
состояние теории и практики социально-педагогической 
работы, порождающая новое содержание, 
методы, формы и технологии работы с детьми, 
молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными 
группами населения, обществом.1 
Социально значимая деятельность детей 
- это забота о больных, инвалидах и бедных. 
Также это благотворительные мероприятия 
для сверстников и пожилых людей, работа 
в службах социальной защиты, благоустройство 
города поселка, двора, охрана природы 
и памятников культуры, проведение игр 
и творческих занятий с детьми и другое, 
все, что способствует личностному и профессиональному 
самоопределению подростка, приобщает 
его к ценностям волонтерского движения 
в социальной сфере. 
В качестве авторов социальной инициативы 
выступают отдельные личности, коллективы, 
учреждения и объединения всех типов и 
видов, государственные и муниципальные 
органы управления, другие юридические 
лица всех форм собственности. Подросток 
должен пройти школу такого социального 
участия, когда от простого приобщения 
к реализуемым социально ценным инициативам 
он проходит путь к социальному творчеству 
и организации практических дел и мероприятий, 
разработке и внедрению проектов, существенно 
меняющих отношения и образ жизни, ценностные 
ориентации и мотивацию своей жизни и 
жизни окружающих его людей. Именно развитие 
социально активной личности и является 
той скрепляющей идей, которая позволяет 
объединить усилия разных людей, организаций, 
учреждений и ведомств, обеспокоенных 
будущим России. 
Основной целью деятельности социального 
педагога в плане поддержки социальных 
инициатив детей и взрослых является гражданское 
становление детей, их духовно-нравственное 
и патриотическое воспитание через создание 
в образовательном учреждении, на его 
базе или в микрорайоне интегративной, 
межведомственной модели педагогической 
поддержки детско-молодежных общественных 
объединений. Для этого социальный педагог 
проводит большую работу по: 
* разъяснению государственной политики 
в области детско-молодежного движения, 
оказанию помощи в программировании и 
проектировании деятельности детско-молодежных 
общественных объединений через регулярно 
организуемые методические семинары, 
сборы и смены; 
* организации активного сотрудничества 
общественных объединений с государственными 
структурами, спонсорами, неправительственными 
организациями, средствами массовой информации; 
* разработке и проведению системы мероприятий, 
обеспечивающих новое наполнение внеурочной 
воспитательной работы с учащимися общеобразовательных 
школ и профессиональных училищ; 
* созданию эффективной системы материально-финансовой, 
организационной, юридической, научно-методической 
и иной поддержки социально значимой деятельности 
общественных объединений в образовательных 
учреждениях; обеспечение бюджетного 
финансирования организации и координации 
детско-молодежного движения; 
* установлению и развитию контактов с 
детскими и молодежными общественными 
объединениями, в том числе через организацию 
международных и внутрироссийских обменов 
представителями детско-молодежного движения; 
* решению вопросов занятости детей и молодежи, 
оказанию помощи в самостоятельной организации 
досуга и развлечений; 
* созданию системы подготовки лидеров 
детских и молодежных общественных объединений; 
* содействию молодежному предпринимательству; 
* совершенствованию системы эстетического 
воспитания детей, развитию профессионального 
и самодеятельного художественного творчества 
молодежи; 
* поддержке талантливой молодежи, творчески 
способных детей в реализации их собственной 
художественной и созидательной природы. 
Социальный педагог сам разрабатывает 
и доводит до их принятия и реализации 
социально-педагогические проекты и программы 
и оказывает методическую и организационную 
помощь инициативным группам общественности, 
детям и взрослым в этом сложном деле. 
Следует отметить, что программирование 
- один их наиболее сложных видов профессиональной 
деятельности любого специалиста, показатель 
его высшей квалификации и мастерства. 
Несмотря на то, что в учебных заведениях 
программированию специально не учат, 
владение этими специальными умениями 
и навыками совершенно необходимы, поэтому 
социальный педагог должен нарабатывать 
их сам непосредственно в практической 
деятельности. 
Содействуя развитию социальных инициатив 
детей и взрослых, социальный педагог 
использует различные моральные и материальные 
средства стимулирования их инициативы, 
добивается общественного признания значимых 
новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая 
реалии рыночной экономики, он вовлекает 
коммерческие структуры, предприятия 
в инновационную деятельность, финансирование 
социально-педагогических проектов. Содействует 
развитию семейно-соседских форм кооперации, 
межшкольных, межпроизводственных форм 
делового сотрудничества в интересах 
социального оздоровления и культурного 
обновления условий жизни. 
В конечном счете вся деятельность социального 
педагога должна способствовать созданию 
обстановки психологического комфорта 
и безопасности личности обучающихся, 
обеспечению охраны их жизни и здоровья, 
установлению гуманных, нравственно здоровых 
отношений в социальной среде. Профессиональная 
успешность социального педагога определяется 
результативностью его деятельности и 
ее общественным признанием. 
 
3.Технологии осуществления диагностической 
работы социального педагога 
 
Диагностика (с греческого – способный 
распознавать) – это оценочная процедура, 
направленная на прояснение ситуации, 
выявление истинного уровня воспитанности. 
Диагноз – это определение состояния 
объекта. Выделяют несколько видов диагностик. 
1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.
4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.
8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.
10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).
Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:
1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
Алгоритм проведения диагностик:
В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:
· Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
· Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.