Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:49, контрольная работа
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны.
1.Ответить на вопросы:
1.Взаимодействие социального педагога с социальными службами
2.Основные формы работы социального педагога в учреждении образования.
3.Технологии осуществления диагностической работы социального педагога.
4.Сформулировать критерии отбора детей в группу для организации развивающих занятий.
2. Выбрать правильный ответ.
3.Обязанности и права социального педагога
Содержание:
1.Ответить на вопросы:
1.Взаимодействие
социального педагога с
2.Основные
формы работы социального
3.Технологии осуществления диагностической работы социального педагога.
4.Сформулировать
критерии отбора детей в группу для организации
развивающих занятий.
2. Выбрать
правильный ответ.
3.Обязанности
и права социального педагога
1.Взаимодействие социального педагога с социальными службами.
Цель взаимодействия соц. педагога с социальными службами создание социальной адаптации, реабилитации, профилактики, социальной помощи и
защиты
требует поддержки и
формирования и реализации профессиональной карьеры, в процессе утраты социальных благ. Эти функции сегодня возложены на социальных педагогов. Социальные педагоги – люди особой, деликатной профессии. Они призваны обеспечивать систему служб социальных услуг и обслуживания. Спектр их деятельности широк и многообразен. Забота социального педагога распространяется на все возрастные категории населения и предусматривает
активизацию
социокультурных и социально-
их взаимодействия, социальный педагог влияет на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно-здоровых
отношений в социуме, формирование системы ценностных ориентаций личности к социальному окружению, природе, к своему здоровью и т.д. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов-профессионалов различного профиля. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи.
Для более эффективного результата в своей работе социальный педагог должен:
Схемы
взаимодействия социального педагога
с другими учреждениями:
2. Основные формы работы социального педагога в учреждении образования
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководителей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость создания в школе специальной службы.
а) способствовать устранению и преодолению трудностей в социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества.
б) развивать опережающую социализацию: знакомит учащихся с их перспективами и шансами в обществе, ролями, которые им предстоит играть. Школа должна готовить гражданина, семьянина и работника.
в) Способствовать развитию личности, ее ориентации в соц. процессах на стадии обучения и выбора профессии
г) Участвовать в разрешении конфликтов.
Содержание
работы социального педагога в соответствии
с квалификационной характеристикой
определяется ее педагогической направленностью.
Это означает, что вся его профессиональная
деятельность по сути представляет собой
комплекс мероприятий по воспитанию,
образованию, развитию и социальной защите
личности в учреждениях и по месту жительства
обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен,
а обусловлен предварительно полученными
данными, которые нуждаются в анализе
и социально-педагогической интерпретации.
Поэтому определенное время в деятельности
социального педагога, особенно на начальном
этапе, занимает изучение психолого-медико-
В ситуации, когда "все всё знают"
и поэтому скептически относятся к исследованиям
социального педагога, оказывается необходимым
заручиться поддержкой коллег-учителей,
психологов, муниципальных работников,
сотрудников правоохранительных органов,
наконец, родителей и самих учащихся. Для
этого любое исследование начинается
с предварительного обоснования его необходимости,
задач, прогноза относительно результатов,
составления плана-графика, нормативного
оформления в виде приказа или распоряжения
руководителя учреждения, инструктажей
и информационных сообщений, разъяснения
участникам их прав и назначении исследования.
Здесь уместно напомнить, что разъяснения
и информирование о результатах могут
быть полными и неполными, но всегда должны
быть правдивыми.
В процессе исследования социальный педагог
может получить совершенно конфиденциальную
информацию, поэтому его действия определяются
профессиональным долгом и этическим
кодексом.
Социальный педагог организует и проводит
консультации по вопросам прав и обязанностей,
имеющихся льгот и пособий, предлагает
возможные варианты решения проблем участников
образовательного процесса, обеспечивает
социальную помощь и поддержку, используя
всю совокупность имеющихся правовых
возможностей и средств. Выявляя проблемы
и трудности в сфере семьи, общения и отношений
людей, социальный педагог дифференцирует
выявленные проблемы и "выводит"
на их решение социальных работников,
специалистов различного профиля и ведомственной
подчиненности. Устанавливая контакт
с семьей, побуждает ее к участию в совместном
решении проблем, помогает людям использовать
собственные ресурсы, резервные возможности
муниципалитета для преодоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредническую
функцию в установлении связей и контактов
семьи и специалистов - психологов, социальных
работников, врачей, юристов, представителей
органов власти и общественности. Для
этого необходимы налаженные связи социального
педагога с различными социальными службами
микрорайона, района, города, учреждениями
и общественными объединениями, хорошее
знание структур и круга обязанностей
административных органов, их местонахождение
и телефоны. Только при этих условиях можно
оказать действительно эффективную помощь
детям, нуждающимся в опеке и попечительстве,
трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной
помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении
жильем, пособиями, пенсиями и других видах
социальной помощи. Социальный педагог
оформляет сберегательные вклады, решает
вопросы по использованию имущества и
ценных бумаг обучающихся - сирот и оставшихся
без попечения родителей, выступает представителем
образовательного учреждения и того или
иного обучающегося или сотрудника в судебных
и административных инстанциях, обеспечивает
экстренную помощь попавшим в трудную
ситуацию. При этом социальный педагог
самостоятельно определяет задачи, формы,
методы социально-педагогической работы,
способы решения личных и социальных проблем,
меры социальной защиты и социальной помощи,
реализации прав и свобод граждан.
Важное место в деятельности социального
педагога занимают стимулирование и собственно
развитие социально ценной деятельности
обучающихся и взрослых, поддержка социальных
инициатив, мероприятий, акций, социальных
проектов и программ.
Педагогическая поддержка социальных
инициатив детей и взрослых, создание
условий для их самостоятельного выбора,
его стимулирования, развития готовности
и способности действовать на основе постоянного
творческого поиска и умения выходить
из ситуации выбора без стресса в современных
условиях являются насущной задачей в
воспитательной работе образовательных
учреждений, испытывающих дефицит новых
форм и методик. Это тем более важно, что
"во весь рост" встала проблема эффективности
воспитания, соответствия основных направлений
и приоритетов воспитательной работы
природе детства, семейным, национальным
и российским социокультурным традициям.
Под социальной инициативой понимается
деятельность, направленная на преобразование
социокультурной среды в интересах гармонизации
социального поля ребенка, учитывающая
историко-культурный опыт и современное
состояние теории и практики социально-педагогической
работы, порождающая новое содержание,
методы, формы и технологии работы с детьми,
молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными
группами населения, обществом.1
Социально значимая деятельность детей
- это забота о больных, инвалидах и бедных.
Также это благотворительные мероприятия
для сверстников и пожилых людей, работа
в службах социальной защиты, благоустройство
города поселка, двора, охрана природы
и памятников культуры, проведение игр
и творческих занятий с детьми и другое,
все, что способствует личностному и профессиональному
самоопределению подростка, приобщает
его к ценностям волонтерского движения
в социальной сфере.
В качестве авторов социальной инициативы
выступают отдельные личности, коллективы,
учреждения и объединения всех типов и
видов, государственные и муниципальные
органы управления, другие юридические
лица всех форм собственности. Подросток
должен пройти школу такого социального
участия, когда от простого приобщения
к реализуемым социально ценным инициативам
он проходит путь к социальному творчеству
и организации практических дел и мероприятий,
разработке и внедрению проектов, существенно
меняющих отношения и образ жизни, ценностные
ориентации и мотивацию своей жизни и
жизни окружающих его людей. Именно развитие
социально активной личности и является
той скрепляющей идей, которая позволяет
объединить усилия разных людей, организаций,
учреждений и ведомств, обеспокоенных
будущим России.
Основной целью деятельности социального
педагога в плане поддержки социальных
инициатив детей и взрослых является гражданское
становление детей, их духовно-нравственное
и патриотическое воспитание через создание
в образовательном учреждении, на его
базе или в микрорайоне интегративной,
межведомственной модели педагогической
поддержки детско-молодежных общественных
объединений. Для этого социальный педагог
проводит большую работу по:
* разъяснению государственной политики
в области детско-молодежного движения,
оказанию помощи в программировании и
проектировании деятельности детско-молодежных
общественных объединений через регулярно
организуемые методические семинары,
сборы и смены;
* организации активного сотрудничества
общественных объединений с государственными
структурами, спонсорами, неправительственными
организациями, средствами массовой информации;
* разработке и проведению системы мероприятий,
обеспечивающих новое наполнение внеурочной
воспитательной работы с учащимися общеобразовательных
школ и профессиональных училищ;
* созданию эффективной системы материально-финансовой,
организационной, юридической, научно-методической
и иной поддержки социально значимой деятельности
общественных объединений в образовательных
учреждениях; обеспечение бюджетного
финансирования организации и координации
детско-молодежного движения;
* установлению и развитию контактов с
детскими и молодежными общественными
объединениями, в том числе через организацию
международных и внутрироссийских обменов
представителями детско-молодежного движения;
* решению вопросов занятости детей и молодежи,
оказанию помощи в самостоятельной организации
досуга и развлечений;
* созданию системы подготовки лидеров
детских и молодежных общественных объединений;
* содействию молодежному предпринимательству;
* совершенствованию системы эстетического
воспитания детей, развитию профессионального
и самодеятельного художественного творчества
молодежи;
* поддержке талантливой молодежи, творчески
способных детей в реализации их собственной
художественной и созидательной природы.
Социальный педагог сам разрабатывает
и доводит до их принятия и реализации
социально-педагогические проекты и программы
и оказывает методическую и организационную
помощь инициативным группам общественности,
детям и взрослым в этом сложном деле.
Следует отметить, что программирование
- один их наиболее сложных видов профессиональной
деятельности любого специалиста, показатель
его высшей квалификации и мастерства.
Несмотря на то, что в учебных заведениях
программированию специально не учат,
владение этими специальными умениями
и навыками совершенно необходимы, поэтому
социальный педагог должен нарабатывать
их сам непосредственно в практической
деятельности.
Содействуя развитию социальных инициатив
детей и взрослых, социальный педагог
использует различные моральные и материальные
средства стимулирования их инициативы,
добивается общественного признания значимых
новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая
реалии рыночной экономики, он вовлекает
коммерческие структуры, предприятия
в инновационную деятельность, финансирование
социально-педагогических проектов. Содействует
развитию семейно-соседских форм кооперации,
межшкольных, межпроизводственных форм
делового сотрудничества в интересах
социального оздоровления и культурного
обновления условий жизни.
В конечном счете вся деятельность социального
педагога должна способствовать созданию
обстановки психологического комфорта
и безопасности личности обучающихся,
обеспечению охраны их жизни и здоровья,
установлению гуманных, нравственно здоровых
отношений в социальной среде. Профессиональная
успешность социального педагога определяется
результативностью его деятельности и
ее общественным признанием.
3.Технологии осуществления диагностической
работы социального педагога
Диагностика (с греческого – способный
распознавать) – это оценочная процедура,
направленная на прояснение ситуации,
выявление истинного уровня воспитанности.
Диагноз – это определение состояния
объекта. Выделяют несколько видов диагностик.
1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.
4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.
8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.
10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).
Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:
1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
Алгоритм проведения диагностик:
В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:
· Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
· Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.