Рис.
1 Категориальное пространство самоопределения
науки психологии
В чем смысл такого
построения? Вероятно, прежде всего, в
том, что в результате соотнесения
представлений о психологии как
субъекте познания с представлениями
об ее объекте, предмете и методе, можно
будет получить более цельную
картину основных определений данной
науки.
Попытаемся пунктирно
наметить векторы, позволяющие увидеть
эти категории в их содержательном
соподчинении и взаимодополнении, «в
их единстве, но не тождестве».
- «Психология и ее
объект». Психология (если ее признавать
самостоятельной наукой) выступает субъектом
познания. Специфическим объектом для
нее служит независимо существующая от
нее психическая реальность. Качественная
особенность психологии состоит в том,
что она как субъект познания в принципе
совпадает со своим объектом: субъект
познает самое себя путем созерцания и
созидания, через «самооткровение возможных
самопревращений». При этом психология
может утрачивать свой субъектный статус,
если, например, будет скатываться к субъективизму,
если какая-нибудь другая наука сделает
психологию своим придатком или если по
какой-либо странной причине объект (психика)
начнет мимикрировать, перерождаться,
превращаться в иную реальность.
- «Субъект и предмет
психологии». Это смысловой и целевой
вектор психологии. Если свой объект психология
по определению как бы находит в готовом
виде, то свой предмет она конструирует
и определяет для себя самостоятельно
в зависимости от сложившихся теоретико-методологических
установок (онтологических и гносеологических,
аксеологических и праксеологических
и др.), а также внешних условий (например,
господствующей философской доктрины,
политического режима, уровня культуры).
В этом смысле можно говорить, что предмет
психологической науки может претерпевать
изменение в зависимости от характера
социокультурных трансформаций.
- «Объект и предмет
психологии». Если объект психологии репрезентирует
психическую реальность во всей ее полноте
и предполагаемой целостности как отдельное
сущее, предмет этой науки несет в себе
представление о том, что составляет квинтэссенцию
психического, определяет его качественное
своеобразие. Полагая, что качество субъектности
наиболее адекватно репрезентирует сущностный
потенциал психического и обнаруживает
его онтическую несводимость к иным реалиям,
логично утверждать, что именно понятие
субъектности содержательно конституирует
предмет психологии, утверждая ее в статусе
самостоятельной науки.
- «Объект и метод
психологии». Метод науки должен быть
релевантным той реальности, которую предполагается
с его помощью изучать. То есть, если объектом
науки является психика, то метод ее должен
быть собственно психологическим, не редуцированным
к методам физиологии, социологии, философии
и других наук. Именно поэтому А.Пфендер
основным методом психологии считал «субъективный
метод», который внутренне защищен от
субъективистских ярлыков и который не
менее «объективен», чем самые объективные
методы, применяемые в науках о природе
[см. 3].
- «Субъект и метод
психологии». Задача психологии как субъекта
познания не только констатировать необходимость
соответствия метода ее объекту, но и конституировать,
открыть, произвести и применить его в
научной практике. Потому, метод, как и
предмет, является функцией субъекта,
изменяющимся и развивающимся продуктом
его творческих усилий. При этом важно
выдерживать категориальную субординацию
и не позволять методу определять и, тем
более, подменять предмет психологии.
Развитие методологии может стимулировать
развитие теории, успех в разработке метода
науки может обусловить новое видение
ею своего предмета. Но только обусловить
и не более.
- «Предмет и метод
психологии». Эта пара в своем существовании
и развитии онтологически как бы зависит
от объекта, а гносеологически определяется
субъектом познавательного процесса.
Предмет не статичен, он есть движение
проникновения субъекта познания в сущность
психической жизни. Метод есть путь, по
которому субъект (психология) направляет
это движение внутри объекта (психики).
Если в определении своего предмета психология
восходит к качеству субъектности, то
и в основу построения своего метода она
должна положить принцип субъектности,
«выражаться в категориях субъекта, взятого
в соотношении с его жизнедеятельностью»
[1, c. 211].
Итак, обращая взор
на то, что составляет ее фундамент
и делает ее самодостаточным субъектом
познания, психология вряд ли может сегодня
позволить себе нечеткость, двусмысленность
в определении своего объекта, предмета
и метода. Как свидетельствует
проведенный анализ [См. 4, 5, 6], эта проблема
в той или иной степени всегда обращала
на себя внимание психологов. Однако, с
одной стороны, значительные различия,
возникшие за последнее время в теоретических
взглядах и методологических подходах,
а, с другой, - общее снижение интереса
к всякого рода «философствованию» и «теоретизированию»
в связи с ростом прагматистских ориентаций,
приводят к тому, что представления о предмете
и методе психологии в своей совокупности
составляют сегодня нечто такое, к чему,
скажем, трудно применить слово «гештальт».
При этом способ рассмотрения этих судьбоносных
для нашей науки вопросов ныне строится
преимущественно по принципу проб и ошибок
или по принципу «встряхивания», успешно
применяемого в детском калейдоскопе.
Достаточно встряхнуть смесь «осколочков»
от марксистской, экзистенциальной, феноменологической,
глубинной, вершинной и других психологий
и, в результате, можно получить иногда
простую, иногда довольно сложную, но,
что важно, всегда непредсказуемую, а значит,
- новую комбинацию. Сколько встряхиваний
- столько новых представлений о предмете
и методе психологии. Если же умножить
количество встряхиваний на количество
встряхивающих, то получается вполне «постмодерный»
портрет предмета и метода науки психологии,
с его «симулякрами» и «ризомами», а также
недвусмысленными намеками, в духе М.Фуко,
по поводу «смерти субъекта».
В своем исследовании
мы придерживаемся традиционной ориентации,
отдавая предпочтение в определении
предмета психологии «сущностному»
подходу, который в данной работе
находит свою содержательную конкретизацию
в представлении о человеке как
субъекте психической жизни. Этот понятийно-категориальный
конструкт выполняет особую роль
сущностно-предметной линзы-матрицы, через
которую психология как субъект
всматривается и проникает в
свой объект. В этом смысле даже простейшие,
генетически исходные психические
феномены могут быть адекватно «распредмечены»,
если рассмотрение их производится в
контексте субъектно-психологической
предметной парадигмы - как фрагменты
или моменты движения к субъектности
- высшему сущностному критерию определения
качественного своеобразия психического.
Принцип субъектности
составляет то «внутреннее условие»
в научной психологии, через которое
она «преломляет» противостоящую ей
психическую действительность как
объективно и независимо от нее существующее
сущее.
Предметное значение
категории субъектности заключается
в том, что в нее как в
точку может сворачиваться и
из нее же может разворачиваться
вся психическая вселенная. Она
вбирает в себя, «снимает в себе»
все сущностные определения психического
во всей его полноте и многообразии
проявлений.
«Восходи - нисходя»,
- учил известный индийский философ
и психолог Шри Ауробиндо Гхош.
Данная формула помогает наглядно представить
связь, которая существует между
объектом и предметом психологической
науки. «Нисходя» в свой объект, психология
погружается в бездонные глубины
психической жизни, открывая там
для себя все новые феномены, устанавливая
новые закономерности, одновременно
уточняя и проясняя открытое прежде.
Однако, все эти результаты проникновений
в глубины и просторы психического
(что выступает предметом конкретных
научных изысканий) она не только
хранит для себя, не только делится
ими с другими науками или
дарует их общественной практике, но отправляет,
образно говоря, «наверх», в «Лабораторию
исследования сущности психического и
предельных возможностей его развития».
Почему именно так называется эта
«Лаборатория»? Почему при определении
сущности психического, возникает вопрос
о высшем (предельно возможном) уровне
развитии психики?
Высшая сущность
психического открывается психологии
не сразу и не во всем. Не исключено,
что до конца эта сущность никогда
постигнута и не будет, ибо тайны
психики имеют тенденцию не только
скрываться, но и множиться по мере
ее развития. Однако в зависимости
от понимания предельной сущностной
характеристики психического как сущего
получают определенную интерпретацию
все известные психические феномены.
Так, сказав себе, что сущность психического
- в его способности отражать объективную
реальность, мы нашу психическую жизнь
можем ограничить рамками познавательной
активности. Если прибавим к отражению
еще и регуляцию, - то психическое предстанет
пред нами как механизм, позволяющий человеку
ориентироваться и приноравливаться к
природной, социальной среде, достигать
равновесия с самим собой. Если на новом
уровне психологического познания сущностной
чертой психического устанавливается
сознательная преобразовательная, созидательная,
творческая душевно-духовная деятельность
человека, то именно эта черта выступает
главным критерием оценки имеющихся знаний
и главным ориентиром в последующих психологических
исследованиях.
Куда же можно
отнести с наибольшим правом последнюю
причинность, вопрошал И.Кант, если не
туда, где находится также высшая
причинность, т.е. к тому существу, которое
изначально содержит в себе достаточную
причину для всякого возможного действия
Применительно к теме нашего исследования
последней и высшей причинностью в пространстве
психической жизни выступает субъектность.
И именно она есть высшим сущностным критерием,
по которому мир психический отличается
от всякого иного мира.
Последнее время
в психологии получила развитие тенденция
разотождествления понятий деятельности
и ее субъекта, стремление представить
их как единство, но не тождество. Это
означает требование за проявлениями
любой деятельности видеть деятеля,
за актами творчества - творца. И, если
действительно «сначала было дело»,
то психологии не может быть не интересно,
кто это дело сделал, если поступок
или подвиг, то кто их совершил, а
если слово, то кто его сказал, когда,
кому и зачем. Не психика вообще,
а то в ней, что со временем достигает
уровня сознающего себя субъекта, является
носителем, центратором и движущей
силой психической жизни. Он решает
что, как, с кем, зачем и когда
следует делать. Он оценивает результаты
своей активности и интегрирует
их в собственном опыте. Он избирательно
и инициативно вступает во взаимодействие
с миром. Онтологический императив
«быть субъектом» есть общечеловеческим
выражением суверенности действительного
человека, ответственного за результаты
своих деяний, изначально «виновного»
во всем, что от него зависит (Ж.-П.
Сартр) и не имеющего «алиби
в бытии» (М.М.Бахтин).
Потому, если говорить
о своеобразии психической реальности,
сравнивая ее с иными формами
бытия сущего, то именно субъектное
определение психической жизни
человека венчает пирамиду ее сущностных
характеристик, а значит, имеет полное
право содержательно представлять
предметное ядро психологической науки.
При этом другие, ранее или иначе
сформулированные определения предмета
психологии не отбрасываются, а переосмысливаются
и сохраняются в субъектном его
варианте в «снятом» виде.
«Восхождение» к
субъектному уровню определения
предмета психологии, с одной стороны,
позволяет, а с другой, - требует переосмыслить
все, доселе открытое психологией в ее
объекте - психике. Появление новых пластов
бытия в процессе развития приводит к
тому, что и предыдущие выступают в новом
качестве (С.Л.Рубинштейн). Это значит,
что вся психика в ее становлении, функционировании
и развитии, начиная с простейших психических
реакций и заканчивая сложнейшими движениями
души и духа, есть по сути развертывающаяся
и утверждающая себя особого рода субъектность,
воплощенная в форме свободного Я-творчества.
Субъектная специфика
метода психологической науки состоит
в том, что она не только созерцает,
не только исследует всеми доступными
ей средствами и способами наличную
психическую реальность, но, в конечном
счете, на высших уровнях стремится
постичь эту реальность путем творения
ее новых форм и тем самым восходит к исследованию
собственных возможностей научно-психологического
творчества (В.В.Рубцов).
На этом пиковом
уровне происходит как бы естественное
сочленение изначально условно разобщенных
представлений о психологии как
субъекте познания, об ее объекте, предмете
и методе. Это и есть самое себя
познающая и творящая психика - высший
субъектный синтез психологической
науки и практики психической
жизни.
Через подобного
рода анализ и синтез происходит развитие
представлений об объекте, предмете
и методе психологии как субъекта
познания. Началом, которое создает
внутреннюю энергетику, задает динамику
и определяет вектор этому самодвижению,
выступает научное представление
о субъектной природе психического.
Подлинно гуманистический
и, непременно, оптимистический взгляд
на природу человека, вера в позитивную
перспективу его личного и
исторического роста открывает,
на наш взгляд, возможность и делает
необходимым субъектное истолкование
предмета и метода психологии как
самостоятельной науки. Следует
думать, что именно при таком подходе
психология сможет обнаружить присущую
ей значимость как для других наук,
так и для себя самое.
Литература
- Абульханова-Славская
К.А. О субъекте психической деятельности.
- М.: «Наука», 1973.
- Лонге Н.Н. Психология
экспериментальная / Энциклопедический
словарь. Гранат. 7-е изд., т. 33. б/г. Цитируется
- «Психологическая наука в России ХХ столетия:
проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
1977.
- Пфендер А. Введение
в психологию / Пер. с нем. Г.А.Давыдова.
- С.-Петербург: Провинция, 1909.
- Татенко В.А. Предмет
и метод психологии с позиций субъектного
похода. В кн. Татенко В.А. Психология в
субъектном измерении. Монография. - К.:
1996, с. 311-373.
- Предмет / Философская
энциклопедия. Гл.ред. Ф.В.Константинов.
- М.: «Советская Энциклопедия», 1967, т.4.
- Ю. Г. Волков И. В. Мостовая «СОЦИОЛОГИЯ»Под редакцией проф.В.И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника
для студентов
высших учебных заведений. МОСКВА
1998.
- А.И. Кравченко Социология общий курс. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Логос .Москва 2002 .