Рис. 
1 Категориальное пространство самоопределения 
науки психологии 
В чем смысл такого 
построения? Вероятно, прежде всего, в 
том, что в результате соотнесения 
представлений о психологии как 
субъекте познания с представлениями 
об ее объекте, предмете и методе, можно 
будет получить более цельную 
картину основных определений данной 
науки. 
Попытаемся пунктирно 
наметить векторы, позволяющие увидеть 
эти категории в их содержательном 
соподчинении и взаимодополнении, «в 
их единстве, но не тождестве». 
  - «Психология и ее 
  объект». Психология (если ее признавать 
  самостоятельной наукой) выступает субъектом 
  познания. Специфическим объектом для 
  нее служит независимо существующая от 
  нее психическая реальность. Качественная 
  особенность психологии состоит в том, 
  что она как субъект познания в принципе 
  совпадает со своим объектом: субъект 
  познает самое себя путем созерцания и 
  созидания, через «самооткровение возможных 
  самопревращений». При этом психология 
  может утрачивать свой субъектный статус, 
  если, например, будет скатываться к субъективизму, 
  если какая-нибудь другая наука сделает 
  психологию своим придатком или если по 
  какой-либо странной причине объект (психика) 
  начнет мимикрировать, перерождаться, 
  превращаться в иную реальность. 
- «Субъект и предмет 
  психологии». Это смысловой и целевой 
  вектор психологии. Если свой объект психология 
  по определению как бы находит в готовом 
  виде, то свой предмет она конструирует 
  и определяет для себя самостоятельно 
  в зависимости от сложившихся теоретико-методологических 
  установок (онтологических и гносеологических, 
  аксеологических и праксеологических 
  и др.), а также внешних условий (например, 
  господствующей философской доктрины, 
  политического режима, уровня культуры). 
  В этом смысле можно говорить, что предмет 
  психологической науки может претерпевать 
  изменение в зависимости от характера 
  социокультурных трансформаций. 
- «Объект и предмет 
  психологии». Если объект психологии репрезентирует 
  психическую реальность во всей ее полноте 
  и предполагаемой целостности как отдельное 
  сущее, предмет этой науки несет в себе 
  представление о том, что составляет квинтэссенцию 
  психического, определяет его качественное 
  своеобразие. Полагая, что качество субъектности 
  наиболее адекватно репрезентирует сущностный 
  потенциал психического и обнаруживает 
  его онтическую несводимость к иным реалиям, 
  логично утверждать, что именно понятие 
  субъектности содержательно конституирует 
  предмет психологии, утверждая ее в статусе 
  самостоятельной науки. 
- «Объект и метод 
  психологии». Метод науки должен быть 
  релевантным той реальности, которую предполагается 
  с его помощью изучать. То есть, если объектом 
  науки является психика, то метод ее должен 
  быть собственно психологическим, не редуцированным 
  к методам физиологии, социологии, философии 
  и других наук. Именно поэтому А.Пфендер 
  основным методом психологии считал «субъективный 
  метод», который внутренне защищен от 
  субъективистских ярлыков и который не 
  менее «объективен», чем самые объективные 
  методы, применяемые в науках о природе 
  [см. 3]. 
- «Субъект и метод 
  психологии». Задача психологии как субъекта 
  познания не только констатировать необходимость 
  соответствия метода ее объекту, но и конституировать, 
  открыть, произвести и применить его в 
  научной практике. Потому, метод, как и 
  предмет, является функцией субъекта, 
  изменяющимся и развивающимся продуктом 
  его творческих усилий. При этом важно 
  выдерживать категориальную субординацию 
  и не позволять методу определять и, тем 
  более, подменять предмет психологии. 
  Развитие методологии может стимулировать 
  развитие теории, успех в разработке метода 
  науки может обусловить новое видение 
  ею своего предмета. Но только обусловить 
  и не более. 
- «Предмет и метод 
  психологии». Эта пара в своем существовании 
  и развитии онтологически как бы зависит 
  от объекта, а гносеологически определяется 
  субъектом познавательного процесса. 
  Предмет не статичен, он есть движение 
  проникновения субъекта познания в сущность 
  психической жизни. Метод есть путь, по 
  которому субъект (психология) направляет 
  это движение внутри объекта (психики). 
  Если в определении своего предмета психология 
  восходит к качеству субъектности, то 
  и в основу построения своего метода она 
  должна положить принцип субъектности, 
  «выражаться в категориях субъекта, взятого 
  в соотношении с его жизнедеятельностью» 
  [1, c. 211]. 
Итак, обращая взор 
на то, что составляет ее фундамент 
и делает ее самодостаточным субъектом 
познания, психология вряд ли может сегодня 
позволить себе нечеткость, двусмысленность 
в определении своего объекта, предмета 
и метода. Как свидетельствует 
проведенный анализ [См. 4, 5, 6], эта проблема 
в той или иной степени всегда обращала 
на себя внимание психологов. Однако, с 
одной стороны, значительные различия, 
возникшие за последнее время в теоретических 
взглядах и методологических подходах, 
а, с другой, - общее снижение интереса 
к всякого рода «философствованию» и «теоретизированию» 
в связи с ростом прагматистских ориентаций, 
приводят к тому, что представления о предмете 
и методе психологии в своей совокупности 
составляют сегодня нечто такое, к чему, 
скажем, трудно применить слово «гештальт». 
При этом способ рассмотрения этих судьбоносных 
для нашей науки вопросов ныне строится 
преимущественно по принципу проб и ошибок 
или по принципу «встряхивания», успешно 
применяемого в детском калейдоскопе. 
Достаточно встряхнуть смесь «осколочков» 
от марксистской, экзистенциальной, феноменологической, 
глубинной, вершинной и других психологий 
и, в результате, можно получить иногда 
простую, иногда довольно сложную, но, 
что важно, всегда непредсказуемую, а значит, 
- новую комбинацию. Сколько встряхиваний 
- столько новых представлений о предмете 
и методе психологии. Если же умножить 
количество встряхиваний на количество 
встряхивающих, то получается вполне «постмодерный» 
портрет предмета и метода науки психологии, 
с его «симулякрами» и «ризомами», а также 
недвусмысленными намеками, в духе М.Фуко, 
по поводу «смерти субъекта». 
В своем исследовании 
мы придерживаемся традиционной ориентации, 
отдавая предпочтение в определении 
предмета психологии «сущностному» 
подходу, который в данной работе 
находит свою содержательную конкретизацию 
в представлении о человеке как 
субъекте психической жизни. Этот понятийно-категориальный 
конструкт выполняет особую роль 
сущностно-предметной линзы-матрицы, через 
которую психология как субъект 
всматривается и проникает в 
свой объект. В этом смысле даже простейшие, 
генетически исходные психические 
феномены могут быть адекватно «распредмечены», 
если рассмотрение их производится в 
контексте субъектно-психологической 
предметной парадигмы - как фрагменты 
или моменты движения к субъектности 
- высшему сущностному критерию определения 
качественного своеобразия психического. 
Принцип субъектности 
составляет то «внутреннее условие» 
в научной психологии, через которое 
она «преломляет» противостоящую ей 
психическую действительность как 
объективно и независимо от нее существующее 
сущее. 
Предметное значение 
категории субъектности заключается 
в том, что в нее как в 
точку может сворачиваться и 
из нее же может разворачиваться 
вся психическая вселенная. Она 
вбирает в себя, «снимает в себе» 
все сущностные определения психического 
во всей его полноте и многообразии 
проявлений. 
«Восходи - нисходя», 
- учил известный индийский философ 
и психолог Шри Ауробиндо Гхош. 
Данная формула помогает наглядно представить 
связь, которая существует между 
объектом и предметом психологической 
науки. «Нисходя» в свой объект, психология 
погружается в бездонные глубины 
психической жизни, открывая там 
для себя все новые феномены, устанавливая 
новые закономерности, одновременно 
уточняя и проясняя открытое прежде. 
Однако, все эти результаты проникновений 
в глубины и просторы психического 
(что выступает предметом конкретных 
научных изысканий) она не только 
хранит для себя, не только делится 
ими с другими науками или 
дарует их общественной практике, но отправляет, 
образно говоря, «наверх», в «Лабораторию 
исследования сущности психического и 
предельных возможностей его развития». 
Почему именно так называется эта 
«Лаборатория»? Почему при определении 
сущности психического, возникает вопрос 
о высшем (предельно возможном) уровне 
развитии психики? 
Высшая сущность 
психического открывается психологии 
не сразу и не во всем. Не исключено, 
что до конца эта сущность никогда 
постигнута и не будет, ибо тайны 
психики имеют тенденцию не только 
скрываться, но и множиться по мере 
ее развития. Однако в зависимости 
от понимания предельной сущностной 
характеристики психического как сущего 
получают определенную интерпретацию 
все известные психические феномены. 
Так, сказав себе, что сущность психического 
- в его способности отражать объективную 
реальность, мы нашу психическую жизнь 
можем ограничить рамками познавательной 
активности. Если прибавим к отражению 
еще и регуляцию, - то психическое предстанет 
пред нами как механизм, позволяющий человеку 
ориентироваться и приноравливаться к 
природной, социальной среде, достигать 
равновесия с самим собой. Если на новом 
уровне психологического познания сущностной 
чертой психического устанавливается 
сознательная преобразовательная, созидательная, 
творческая душевно-духовная деятельность 
человека, то именно эта черта выступает 
главным критерием оценки имеющихся знаний 
и главным ориентиром в последующих психологических 
исследованиях. 
Куда же можно 
отнести с наибольшим правом последнюю 
причинность, вопрошал И.Кант, если не 
туда, где находится также высшая 
причинность, т.е. к тому существу, которое 
изначально содержит в себе достаточную 
причину для всякого возможного действия 
Применительно к теме нашего исследования 
последней и высшей причинностью в пространстве 
психической жизни выступает субъектность. 
И именно она есть высшим сущностным критерием, 
по которому мир психический отличается 
от всякого иного мира. 
Последнее время 
в психологии получила развитие тенденция 
разотождествления понятий деятельности 
и ее субъекта, стремление представить 
их как единство, но не тождество. Это 
означает требование за проявлениями 
любой деятельности видеть деятеля, 
за актами творчества - творца. И, если 
действительно «сначала было дело», 
то психологии не может быть не интересно, 
кто это дело сделал, если поступок 
или подвиг, то кто их совершил, а 
если слово, то кто его сказал, когда, 
кому и зачем. Не психика вообще, 
а то в ней, что со временем достигает 
уровня сознающего себя субъекта, является 
носителем, центратором и движущей 
силой психической жизни. Он решает 
что, как, с кем, зачем и когда 
следует делать. Он оценивает результаты 
своей активности и интегрирует 
их в собственном опыте. Он избирательно 
и инициативно вступает во взаимодействие 
с миром. Онтологический императив 
«быть субъектом» есть общечеловеческим 
выражением суверенности действительного 
человека, ответственного за результаты 
своих деяний, изначально «виновного» 
во всем, что от него зависит (Ж.-П. 
Сартр) и не имеющего «алиби 
в бытии» (М.М.Бахтин). 
Потому, если говорить 
о своеобразии психической реальности, 
сравнивая ее с иными формами 
бытия сущего, то именно субъектное 
определение психической жизни 
человека венчает пирамиду ее сущностных 
характеристик, а значит, имеет полное 
право содержательно представлять 
предметное ядро психологической науки. 
При этом другие, ранее или иначе 
сформулированные определения предмета 
психологии не отбрасываются, а переосмысливаются 
и сохраняются в субъектном его 
варианте в «снятом» виде. 
«Восхождение» к 
субъектному уровню определения 
предмета психологии, с одной стороны, 
позволяет, а с другой, - требует переосмыслить 
все, доселе открытое психологией в ее 
объекте - психике. Появление новых пластов 
бытия в процессе развития приводит к 
тому, что и предыдущие выступают в новом 
качестве (С.Л.Рубинштейн). Это значит, 
что вся психика в ее становлении, функционировании 
и развитии, начиная с простейших психических 
реакций и заканчивая сложнейшими движениями 
души и духа, есть по сути развертывающаяся 
и утверждающая себя особого рода субъектность, 
воплощенная в форме свободного Я-творчества. 
Субъектная специфика 
метода психологической науки состоит 
в том, что она не только созерцает, 
не только исследует всеми доступными 
ей средствами и способами наличную 
психическую реальность, но, в конечном 
счете, на высших уровнях стремится 
постичь эту реальность путем творения 
ее новых форм и тем самым восходит к исследованию 
собственных возможностей научно-психологического 
творчества (В.В.Рубцов). 
На этом пиковом 
уровне происходит как бы естественное 
сочленение изначально условно разобщенных 
представлений о психологии как 
субъекте познания, об ее объекте, предмете 
и методе. Это и есть самое себя 
познающая и творящая психика - высший 
субъектный синтез психологической 
науки и практики психической 
жизни. 
Через подобного 
рода анализ и синтез происходит развитие 
представлений об объекте, предмете 
и методе психологии как субъекта 
познания. Началом, которое создает 
внутреннюю энергетику, задает динамику 
и определяет вектор этому самодвижению, 
выступает научное представление 
о субъектной природе психического. 
Подлинно гуманистический 
и, непременно, оптимистический взгляд 
на природу человека, вера в позитивную 
перспективу его личного и 
исторического роста открывает, 
на наш взгляд, возможность и делает 
необходимым субъектное истолкование 
предмета и метода психологии как 
самостоятельной науки. Следует 
думать, что именно при таком подходе 
психология сможет обнаружить присущую 
ей значимость как для других наук, 
так и для себя самое. 
Литература 
  - Абульханова-Славская 
  К.А. О субъекте психической деятельности. 
  - М.: «Наука», 1973. 
- Лонге Н.Н. Психология 
  экспериментальная / Энциклопедический 
  словарь. Гранат. 7-е изд., т. 33. б/г. Цитируется 
  - «Психологическая наука в России ХХ столетия: 
  проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского. 
  - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 
  1977. 
- Пфендер А. Введение 
  в психологию / Пер. с нем. Г.А.Давыдова. 
  - С.-Петербург: Провинция, 1909. 
- Татенко В.А. Предмет 
  и метод психологии с позиций субъектного 
  похода. В кн. Татенко В.А. Психология в 
  субъектном измерении. Монография. - К.: 
  1996, с. 311-373. 
- Предмет / Философская 
  энциклопедия. Гл.ред. Ф.В.Константинов. 
  - М.: «Советская Энциклопедия», 1967, т.4. 
  - Ю. Г. Волков И. В. Мостовая «СОЦИОЛОГИЯ»Под редакцией проф.В.И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и  профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника
для студентов 
высших учебных заведений. МОСКВА  
1998.
  - А.И. Кравченко Социология общий курс. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Логос .Москва 2002 .