Коммуникативная компетентность: понятие, методы диагностики и средства формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся

Понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Вероятно, это связано с тем, что высвечивается грань нашей быстро меняющейся реальности .

Оглавление

Введение……………………………………………………..….…..….….3

Глава1 Понятия: компетентность, коммуникативная компетенция.....4

1.1 Компетентность и ее виды……………………………………….....4

1.2 Понятие коммуникативной компетентности…………………...…13

Глава2 Пути повышения коммуникативной компетентности. …...….19

2.1 Методы диагностики коммуникативной компетентности….…....19

2.2 Средства формирования коммуникативной компетентности…...25

Заключение……………………………………………….…………...….28

Список литературы………………………………..………………..…...29

Файлы: 1 файл

коммун - копия.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Тульский государственный университет» 
Кафедра социологии и политологии 
 
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
«СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ» 
 
на тему:  
 
«Коммуникативная компетентность: понятие, методы диагностики и средства формирования» 
 
 
 
 

     Студент гр. _____________________________  
(подпись) 
 
Науч. рук.: канд. социол. наук, доц. _____________________ Бочарова О.Е.  
             (подпись)  
 
 

     Тула 2011

     Содержание

     Введение……………………………………………………..….…..….….3

     Глава1 Понятия: компетентность, коммуникативная компетенция.....4

            1.1 Компетентность и ее виды……………………………………….....4

         1.2 Понятие коммуникативной компетентности…………………...…13

     Глава2 Пути повышения коммуникативной компетентности. …...….19

       2.1 Методы диагностики коммуникативной компетентности….…....19

       2.2 Средства формирования коммуникативной компетентности…...25

     Заключение……………………………………………….…………...….28

     Список  литературы………………………………..………………..…...29

     Приложение…………………………………….......................................30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Человек с момента рождения общается с  другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений  материального мира, оказываются  беспомощными в области межличностных  отношений. В современном мире почти  вся коллективная деятельность организаций  строится на коммуникативных процессах. Общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения  определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью  других людей. Общение позволяет  организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями  и отношениями между людьми.. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задачах.

     Таким образом, формирование коммуникативной  компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение  которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом

        Гипотеза исследования формирование коммуникативной компетентности изменяет, усиливает отдельные аспекты психологической направленности личности и с другой стороны, развитие психологической направленности личности способствует повышению коммуникативной компетентности. 

     Объектом  исследования является становление  направленности личности в процессе формирования коммуникативной компетентности..

        Целью курсовой работы является: раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развития. 

     Глава1. Понятия: компетентность, коммуникативная компетенция

    1. Компетентность и ее виды

     Концепция модернизации российского образования  определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок  личности. Происходит переориентация оценки результатов образования  с понятий «подготовленность», «обученность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся

     Понятие «компетентность» имеет латинские  корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Вероятно, это связано с тем, что высвечивается грань нашей быстро меняющейся реальности .

     В наши дни компетентность рассматривается  как самостоятельно реализуемая  способность, основанная на приобретенных  знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях  и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. По определению Б.Ю. Эльконина, компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность .

 Компетентность – качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Компетентность личности, по сути, потенциальна. Она проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, ибо ее оценка, как правило, дается другими субъектами (например, работодателями), чья компетентность, в свою очередь, может оказаться сомнительной. Компетентность предполагает целый спектр личностных качеств человека, включая в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, предполагает минимальный опыт применения личностью компетенций.

Компетенция – (от лат. Competentis – способный) как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» - является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и видение мира. Язык также является хранителем культурных ценностей – в лексике, грамматике, фольклоре, в формах письменной и устной речи [1].  

     В научной литературе выделяются следующие  виды компетентностей:

  • коммуникативная (С.Л. Братченко, Ю.И. Емельянов, А.П. Панфилова, О.П. Санникова, Г.С. Трофимова, В.Д. Ширшов и др.);
  • познавательная (С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко);
  • интеллектуальная (Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная) и интеллектуально-корпоративная (А. Аринушкина);
  • информационная (А.М. Оробинский, О.Г. Смолянинова);
  • технологическая (Н.Н. Манько);
  • культурологическая (М.В. Булыгина, О.А. Лукина, Н.В. Поморцева, А.Н. Федорова);
  • психологическая (А.Д. Алферов, И.Ф. Демидова, В.Н. Дружинин, Н.В. Яковлева);
  • психолого-педагогическая (М.И. Лукьянова, Е.В. Попова);
  • профессиональная (А.К. Маркова, В.А. Якунин);
  • социально-психологическая (А.Г. Кудрявцева, Л.И. Берестова);
  • общекультурная (Н.Ю. Конасова, О.Е. Лебедев, А.А. Петров).

Кроме того, в стандарты школьного образования  вводятся понятия литературной, математической, психологической компетентностей.

     Коммуникативная компетентность, которая подробно исследовалась Г.С. Трофимовой, определяется ею как «интегративная способность, основанная на гуманистических качествах личности и направленная на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленная опытом межличностного общения личности, уровнем ее обученности, воспитанности и развития». Г.С. Трофимова разработала концепцию педагогической коммуникативной компетентности, методику ее измерения, дидактическую модель и структурно-содержательные этапы формирования коммуникативной компетентности. Выявлены и теоретически обоснованы пути и способы формирования коммуникативной компетентности средствами дидактики, что подтверждает взгляд на обучение как общение и дает возможность использовать коммуникативную природу учебного процесса для целей активизации личностного потенциала обучаемых. При этом дидактические условия рассматриваются как фактор, определяющий успешность процесса формирования гуманистических качеств личности. Впервые на научно-теоретическом уровне разведены понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция»: первый термин связан с проблемой общения и используется социальными психологами и педагогами, второй - связан с познавательной деятельностью и используется лингвистами.

Проблема  коммуникативной компетентности занимает одно из ключевых мест в различных  сферах гуманитарного знания - в  философии (М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин), общей и социальной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская), педагогике (Н.В. Кузьмина, В.В. Соколова, Г.С. Трофимова), социальной педагогике (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева). Исследуются проблемы формирования коммуникативной компетентности педагога-психолога в работе с девиантными подростками (Р.Б. Дериглазова) в соответствии с гуманистической парадигмой в контексте субъект-субъектных отношений.

     Познавательная  компетентность определяется как «уровень индивидуальной познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе принципов, ценностей, методов познания». Эта компетентность лежит в основе самодостаточной инициативной жизнедеятельности личности. Перед обучаемым стоит задача не просто изучить основы наук, а расширить, усложнить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения предметом. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. В основе познавательной компетентности лежат общеучебные умения. Один из приоритетов повышения качества компетентностного образования - целенаправленное развитие общеучебных умений, к которым относят, например, такие, как умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения задач, умение определять и решать проблемы и др.

     Под интеллектуальной компетентностью понимается особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях. К элементам знаний, отличающих компетентного человека исследователи относят следующие: разнообразие, четкость и взаимосвязанность, гибкость, быстрота актуализации, возможность применения в разнообразных ситуациях, наличие ключевых элементов, категориальный характер, владение процедурным знанием о том, как сделать что-либо.

     Интеллектуально-корпоративная  компетентность представляет собой «сложное психологическое свойство, характеризующееся набором навыков и умений, адекватных решаемым кампанией как корпоративной системой оптимизационным задачам». В числе таковых - умения: осуществлять постановку задач и проведение предпроектных исследований, проектировать информационные технологии, генерировать инновационные идеи, разрабатывать стратегии развития кампании и др.

     Технологическая компетентность педагога, по мнению Н.Н. Манько, - это система креативно-технологических знаний, способностей и стереотипов инструментализованной деятельности по преобразованию объектов педагогической действительности. «Технолого-педагогическими основаниями управленческих и формирующих регулятивов являются: совершенствование сенсорного и интеллектуального механизмов познавательной деятельности, организация внешнего плана учебно-познавательной деятельности с помощью дидактических средств, программирование учебных действий и т.д. Это специфический раздел общей профессиональной компетентности». Психологическая компетентность, по мнению Н.В. Андроновой, - это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности, часть психологической культуры. В психологической компетентности учителя выделены два блока: интеллектуальный (когнитивный) и практический (действенный). В интеллектуальный блок включены психологическое знание и мышление, в практический - психологические умения и навыки.

     Психолого-педагогическая компетентность понимается М.И. Лукьяновой как совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

     Профессиональная  компетентность понимается А.К. Марковой как качественная характеристика степени овладения специалистами своей профессиональной деятельностью и предполагает: осознание своих побуждений к данной деятельности, оценку своих личностных свойств и качеств, регулирование своего профессионального становления, самосовершенствования и самовоспитания. Исследователи отмечают, что структура профессиональной компетентности трехкомпонентна и состоит из содержательного, мотивационного и исполнительского компонентов. В.А. Якунин шире понимает профессиональную компетентность и предлагает такие ее компоненты: система профессиональных знаний, умений и навыков, стремление и способности к самостоятельному творческому решению профессиональных задач, социально-психологическая готовность к работе с людьми и управлению ими, идейно-нравственная зрелость и политическая культура.

     Ю.В. Варданян разработаны теоретико-методологические основы становления и развития профессиональной компетентности, определены ее сущность, содержание и структурные компоненты, построена модель профессиональной компетентности в единстве ее субъектного, объектного и предметного компонентов. Профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием понимается как единство теоретической и практической готовности и способности выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности субъектный компонент выражает качественное своеобразие специалиста как целеобразовывающего, производящего и развивающегося существа, умеющего осуществлять профессиональную самодиагностику, самоизменение и самоанализ, а также диагностику, изменение, оценку и анализ профессиональной деятельности и ее результатов. Объектный компонент характеризует процесс создания специалистом системы профессиональной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату. Предметный компонент составляет продукт совместно-распределенной деятельности специалиста-гуманитария и человека или группы людей, получающих от него профессиональную помощь и услуги. Выделены психолого-педагогические условия становления и развития профессиональной компетентности: переориентация образовательного процесса с моносубъектной на полисубъектную парадигму; его нацеленность на развитие неповторимой индивидуальности при восхождении личности к профессиональной компетентности; взаимодополнительность и преемственность учебно-познавательной, имитационно-моделирующей и профессионально-практической деятельности будущего специалиста; гуманистически ориентированная диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности; использование системы субъектно-реализационных, содержательно-технологических и предметно-результативных задач как средства становления субъектного, объектного и предметного компонентов профессиональной компетентности.

Информация о работе Коммуникативная компетентность: понятие, методы диагностики и средства формирования