Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся
Понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Вероятно, это связано с тем, что высвечивается грань нашей быстро меняющейся реальности .
Введение……………………………………………………..….…..….….3
Глава1 Понятия: компетентность, коммуникативная компетенция.....4
1.1 Компетентность и ее виды……………………………………….....4
1.2 Понятие коммуникативной компетентности…………………...…13
Глава2 Пути повышения коммуникативной компетентности. …...….19
2.1 Методы диагностики коммуникативной компетентности….…....19
2.2 Средства формирования коммуникативной компетентности…...25
Заключение……………………………………………….…………...….28
Список литературы………………………………..………………..…...29
Диагностика исполнительной части коммуникативного действия основывается на анализе и оценке операционального состава действия. Анализ операционального состава производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия. Большую роль играют здесь технические средства фиксации поведения наблюдаемых – аудио и видеозаписывающая аппаратура, поскольку их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый может быть привлечён к процессу анализа. На первом этапе анализа проводится инвентаризация используемых коммуникативных техник – выделяется своеобразный операциональный репертуар. В такой репертуар могут входить владение темпом речи, интонацией, паузой, лексическое разнообразие, навыки недирективного и активизирующего слушания, невербальная техника: мимика и пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т.д. Одним из параметров оценки является количество используемых коммуникативных техник. Другим параметром является уместность, или адекватность используемого технического приёма. Оценка этой характеристики операционального потенциала коммуникативного действия производится с помощью экспертных суждений в процессе оценки аудиовизуальной записи . Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения. Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения . Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а следовательно и возможность изначального корректирования. Но большим достатком группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.
Аналитическое
наблюдение коммуникативного взаимодействия,
как реального, так и представленного
в художественной форме, даёт не только
возможность «тренировки» приобретённых
познавательных средств, но и способствует
овладению средствами регуляции
собственного коммуникативного поведения.
В частности, процесс наблюдения
позволяет выявить систему
Таким
образом, коммуникативную компетентность
целесообразно рассматривать
2.2 Средства формирования коммуникативной компетентности
Одной
из ключевых компетентностей является
коммуникативная компетентность, которая
обеспечивает успешную социализацию,
адаптацию и самореализацию в современных
условиях жизни. Коммуникативная компетентность
означает готовность ставить и достигать
цели устной и письменной коммуникации:
получать необходимую информацию, представлять
и цивилизованно отстаивать свою точку
зрения в диалоге и в публичном выступлении
на основе признания разнообразия позиций
и уважительного отношения к ценностям
(религиозным, этническим, профессиональным,
личностным и т.п.) других людей.
Проблема формирования и развития коммуникативной
компетентности особенно актуальна в
основной школе, поскольку отвечает возрастным
задачам развития в подростковом и юношеском
возрасте и является условием успешного
личностного развития школьников.(3док
Коммуникативная компетенция включает
знание необходимых языков, способов взаимодействия
с окружающими людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе.
Особенность «человеческой» коммуникации
– когда информация не только передается,
но и «формируется, уточняется, развивается».
Речь идет о взаимодействие двух индивидов,
каждый из которых является активным субъектом.
Схематично коммуникация может быть изображена
как интерсубъектный процесс , или «субъект-субъектное
отношение». Передача любой информации
возможна лишь посредством знаков, точнее
знаковых систем. Существует несколько
знаковых систем, которые используются
в коммуникативном процессе, соответственно
им можно построить классификацию коммуникативных
процессов. Для эффективной коммуникации
характерно:
1)Достижение взаимопонимания партнеров;
2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения;
Процесс
достижения большей определенности
в понимании ситуации, способствующий
разрешению проблем, обеспечивающий достижение
целей с оптимальным
В литературе встречаются различные определения
этого понятия, так
Петровская Л. А. определяет коммуникативную
компетентность как совокупность навыков
и умений, необходимых для эффективного
общения
Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие
как ситуативную адаптивность и свободное
владение вербальными и невербальными
(речевыми и неречевыми) средствами социального
поведения, а также выделяет меру коммуникативной
компетентности — степень успешности
задуманных актов влияния и используемых
средств произвести впечатление на других.
Столяренко Л.Д. рассматривает понятие
коммуникативной компетентности как систему
внутренних ресурсов, необходимых для
построения эффективной коммуникации
в определенном круге ситуаций межличностного
взаимодействия. Если вычленить из
определения компетентности то, что, скорее
всего, относится к компетенции (силу и
власть), то составляющими компетентности
Сидоренко Е.В. выделяет – способность
+ умение + знание, достаточные и адекватные,
тому, что нужно делать. Тогда для коммуникативной
компетентности схема примет вид:
Коммуникативная компетентность равна
коммуникативная способность + коммуникативное
знание + коммуникативное умение, адекватные
коммуникативным задачам и достаточные
для их решения.
Коммуникативную способность можно трактовать
двояко: как природную одаренность человека
в общении и как коммуникативную производительность.
Коммуникативное знание - это знание о
том, что такое общение, каковы его виды,
фазы, зако¬номерности развития, какие
существуют коммуни¬кативные методы и
приемы, какое действие они оказывают,
каковы их возможности и ограничения.
К источникам приобретения коммуникативной
компетентности исследователи Л.А. Петровская,
Е.В. Сидоренко, Г.Х. Бакирова, Ю.Я Емельянов
и др. относят опыт, искусство, общую эрудицию
и специальные научные методы. С точки
зрения автора статьи наиболее эффективными
методами обучения является тренинг и
деловые игры, с помощью которых можно
развивать общие коммуникативные навыки
и получить специфические управленческие
умения. Преимущества этих методов заключается
в:
- сохранение большого объема информации
- возможность экспериментировать
- получение практических навыков
- возможность
личностного роста
Заключение
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Многие
подразумевают под
Компетентность во всех видах общения
заключается в достижении трёх уровней
адекватности партнёров – коммуникативной,
интерактивной и перцептивной. Следовательно
можно говорить о различных видах компетентности
в общении. Личность должна быть направлена
на обретение богатой многообразной палитры
психологических позиций, средств, которые
помогают полноте самовыражения партнёров,
всем граням их адекватности – перцептивной,
коммуникативной, интерактивной.
Литература
Приложение