Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся
Понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Вероятно, это связано с тем, что высвечивается грань нашей быстро меняющейся реальности .
Введение……………………………………………………..….…..….….3
Глава1 Понятия: компетентность, коммуникативная компетенция.....4
1.1 Компетентность и ее виды……………………………………….....4
1.2 Понятие коммуникативной компетентности…………………...…13
Глава2 Пути повышения коммуникативной компетентности. …...….19
2.1 Методы диагностики коммуникативной компетентности….…....19
2.2 Средства формирования коммуникативной компетентности…...25
Заключение……………………………………………….…………...….28
Список литературы………………………………..………………..…...29
В.И.
Юдин замечает, что внутренним условием
совершенствования
Социально-
С.В. Муреева вводит понятие межкультурной компетенции, ссылаясь, что в современной науке нет однозначного его определения. Выбирая исходной категорией знания, она определяет межкультурную компетенцию как осведомленность индивида в области культуры других народов. Автором выделены дидактические принципы, способствующие развитию межкультурной компетенции студентов: принцип познавательной ценности информации, принцип усвоения в неразрывной связи, принцип учета межпредметных связей, принцип индивидуально-личностного подхода к развитию межкультурной компетенции.
Н.В. Поморцева, исследуя педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся, утверждает, что это процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: культурологического, межкультурного, поликультурного. Эффективность педагогического процесса формирования культурологической компетенции определяется организацией интегрального гуманитарного образовательного пространства, формированием единого образа культуры, целостной картины мира. Соглашаясь с мнением автора, мы считаем, что глобальная цель современного образования - развитие человека культуры. С.Н. Уласевич определяет образовательную компетентность школьников как интегративное личностное образование, представляющее собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к деятельности, позволяющей ее осуществлять. В настоящее время образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения как содержания понятия, так и оснований разграничения компетентностей и объема входящих в них компонентов. И.А. Зимней предпринята попытка, во-первых, выделить и теоретически обосновать основания группировки ключевых компетенций, во-вторых, определить некоторую основную, необходимую их номенклатуру и, в-третьих, определить входящие в каждую из них виды компетентностей.1
Теоретической основой выделения трех групп ключевых компетентностей послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова). С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей:
Таким
образом, компетентностный подход в образовании
устанавливает новый тип образовательных
результатов не сводимых к комбинации
сведений и навыков, а ориентированный
на способность и готовность личности
к решению разного рода проблем, к деятельности.
Эти образовательные результаты, называемые
компетентностями, рассматриваются как
способности решать сложные реальные
задачи - профессиональной и социальной
деятельности, мировоззренческие, коммуникативные,
личностные.
1.2 Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей . Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения . Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации .
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная
установка партнёра – это своеобразная
программа поведения личности в
процессе общения. Уровень установки
может прогнозироваться в ходе выявления:
предметно-тематических интересов
партнёра, эмоционально-оценочных
· Коммуникативно-
· Коммуникативно-
· Коммуникативно-
Каждая
из этих составляющих требует специального
социотехнологического анализа, однако
рамки изложения концепции дают возможность
остановиться только на коммуникативно-исполнительской
части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское
мастерство личности. Коммуникативно-исполнительское
мастерство личности проявляется как
два взаимосвязанных и всё же относительно
самостоятельных умения найти адекватную
теме общения коммуникативную структуру,
соответствующую цели общения, и умение
реализовать коммуникативный замысел
непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать
коммуникативно-исполнительскую технику
общения. В коммуникативно-исполнительском
мастерстве личности проявляются многие
её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического
саморегулирования как управление своей
психофизической органикой, в результате
чего личность достигает адекватного
коммуникативно-исполнительской деятельности
эмоционально-психологического состояния.
Эмоционально-психологическая саморегуляция
создаёт настрой на общение в соответствующих
ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию
общения, означает прежде всего перевод
обыденных эмоций человека в тональность,
соответствующую ситуации взаимодействия.
В процессе эмоционально-психологической
саморегуляции следует различать три
фазы: длительное эмоциональное «заражение»
проблемой, темой и материалами предстоящей
ситуации общения; эмоционально-психологическую
идентификацию на стадии разработки модели
своего поведения и программы предстоящего
общения; оперативную эмоционально-психологическую
перестройку в обстановке общения. Эмоционально-психологическая
саморегуляция приобретает характер целостного
и завершенного акта в единстве с перцептивными
и экспрессивными навыками, которые также
составляют необходимую часть коммуникативно-
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Коммуникативная
культура личности как и коммуникативная
компетентность, не возникает на пустом
месте, она формируется. Но основу её формирования
составляет опыт человеческого общения.
Основными источниками приобретения коммуникативной
компетентности являются: соционормативный
опыт народной культуры; знание языков
общения, используемых народной культурой;
опыт межличностного общения в непраздничной
сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный
опыт – это основа когнитивного компонента
коммуникативной компетентности личности
как субъекта общения. Вместе с тем реальное
бытование различных форм общения, которые
чаще всего опираются на соционормативный
конгломерат (произвольная смесь норм
общения, заимствованных из разных национальных
культур, вводит личность в состояние
когнитивного диссонанса). А это рождает
противоречие между знанием норм общения
в разных формах общения и тем способом,
который предлагает ситуация конкретного
взаимодействия. Диссонанс – источник
индивидуально-психологического торможения
активности личности в общении. Личность
выключается из поля общения. Возникает
поле внутреннего психологического напряжения.
А это создаёт барьеры на пути человеческого
взаимопонимания . Опыт общения занимает
особое место в структуре коммуникативной
компетентности личности. С одной стороны,
он социален и включает интериоризированные
нормы и ценности культуры, с другой –
индивидуален, поскольку основывается
на индивидуальных коммуникативных способностях
и психологических событиях, связанных
с общением в жизни личности. Динамический
аспект этого опыта составляет процессы
социализации и индивидуализации, реализуемые
в общении, обеспечивающие социальное
развитие человека, а также адекватность
его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.
В общении особую роль играет овладение
социальными ролями: организатора, участника
и т.п. общения. И здесь очень важен опыт
восприятия искусства . Искусство воспроизводит
самые разнообразные модели человеческого
общения. Знакомство с этими моделями
закладывает основу коммуникативной эрудиции
личности. Обладая определённым уровнем
коммуникативной компетентности, личность
вступает в общение, имея определённый
уровень самоуважения и самосознания.
Личность становится персониорицированным
субъектом общения. Это означает не только
искусство адаптации к ситуации и свободу
действий, но и умение организовать личностное
коммуникативное пространство и выбрать
индивидуальную коммуникативную дистанцию.
Персониорикуция общения проявляется
также и на акциональном уровне – и как
овладение кодом ситуативного общения,
и как ощущение допустимого в импровизациях,
уместности конкретных средств общения.
Таким образом, коммуникативная компетентность
является необходимым условием успешной
реализации личности .
Глава2 . Пути повышения коммуникативной компетентности
2.1 Методы диагностики коммуникативной компетентности
Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки .
На роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются как принципы диагностики:
1. никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
2. никакой оценки без развития
Принятие
этих положений существенно сужает
круг кандидатов в элементы системы
психодиагностики. Свои системные характеристики
диагностика приобретает в