Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретической сущности мотивации трудовой деятельности, классификация мотивов и стимулов, а также анализ практической мотивации персонала современного предприятия.
Задачами, позволяющими достичь поставленной цели, являются:
определение понятия «мотивация трудовой деятельности»;
рассмотрение структуры мотивов;
изучение основных теорий мотивации;
рассмотрение стимулирования и классификации стимулов;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1.Сущность мотивов и стимулов……………………………...…………………6
1.1. Понятие «мотивация», структура мотивов и основные теории мотивации………...……………………………………………………………6
1.2.Стимулирование. Классификация стимулов………………….………..17
1.3.Результат теоретического анализа………………………………..……..20
2. Эмпирическое исследование…………………………………………………22
2.1.Организация исследования………………...…………………………... 22
2.2.Методы и методики………………………..…………………………….22
2.3.Процедура исследования………………………………………...……...23
2.4.Результат исследования…………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………………...………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..46
Ключ
1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов по видам потребностей:
2. В таблице нанесите точки в соответствии с полученным результатами подсчетов.
Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.
Например, после суммирования ответов Вы получили:
Полученный график показывает, что для отвечающего наиболее значимыми потребностями являются потребности самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наименее значимыми - социальные. Такой человек нацелен на индивидуальную интересную для него работу, не очень заинтересован в работе в коллективе.
Таблица:
Физиологические потребности |
Потребность в безопасности |
Социальные потребности |
Потребности в уважении |
Потребность в самореализации |
|
12 | |||||
10 | |||||
8 | |||||
6 | |||||
4 | |||||
2 | |||||
0 | |||||
-2 | |||||
-4 | |||||
-6 | |||||
-8 | |||||
-10 | |||||
-12 |
Приложение 2
Тест. Методика «Диагностика структуры мотивации трудовой деятельности»
Методика разработана Т.Л. Бадоевым
Цель: изучить удовлетворенность трудом. Опрашиваемый оценивает свое отношение к различным факторам влияющим на удовлетворенность трудом.
Инструкция:
Прочитайте вопрос и поставьте в каждой строчке
№ |
Оцениваемые факторы |
Очень Удовл-н -3 |
В основ-м Удовл-н -2 |
Скорее Удов-н -1 |
Не знаю 0 |
Скорее Удов-н +1 |
В основ-м Удовл-н +2 |
Очень Удовл-н +3 |
1 |
Значимость профессии |
|||||||
2 |
Престижность профессии |
|||||||
3 |
Вид трудовой деятельности |
|||||||
4 |
Организация труда |
|||||||
5 |
Санитарно-гигиенические условия |
|||||||
6 |
Размер заработной платы |
|||||||
7 |
Возможность повышения квалификации |
|||||||
8 |
Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников |
|||||||
9 |
Взаимоотношения с коллегами |
|||||||
10 |
Потребность в общении и коллективной деятельности |
|||||||
11 |
Потребность в реализации индивидуальных особенностей |
|||||||
12 |
Возможность творчества в процессе работы |
|||||||
13 |
Удовлетворенность работой в целом |
Обработка результатов:
Показатели общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).
Приложение 3
Методика «Структура мотивации трудовой деятельности»
Методика разработана К. Замфир
Цель: изучить структуру мотивации трудовой деятельности (МТД) состоящую из:
Инструкция:
Какое имеет значение |
В какой мере | ||||
Очень небольшой |
Небольшой |
В средней |
Большой |
Очень большой | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Денежный заработок |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
6. Удовлетворение от хорошо |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
7. Общественная полезность труда |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
Ключ:
Рассчитайте ВМ, ВПМ, ВОМ:
ВМ – баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7:2;
ВПМ – сумма баллов за ответы 1,2,5:3
ВОМ – сумма баллов за ответы 3,4:2
Впишите полученные показатели в таблицу:
Мотивация | |||
Внутренняя-ВМ |
Внешняя | ||
Положительная-ВПМ |
Отрицательная-ВОМ | ||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Сумма: |
Обработка результатов и выводы:
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение:
ВМ > ВПМ > ВОМ
Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Приложение 4
Тест. Методика «Потребность в достижении»
Методика разработана Ю.М. Орловым
Цель: выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности. Эта потребность, превратившись в личностное свойство, установку.
Инструкция:
Предлагается ряд положений. Если вы согласны поставьте (+), если нет (-).
1 |
Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета |
|
2 |
Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл |
|
3 |
Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат |
|
4 |
Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими |
|
5 |
По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими |
|
6 |
В жизни у меня было больше успехов, чем неудач |
|
7 |
Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные |
|
8 |
Даже в обычной работе я стараюсь
усовершенствовать некоторые |
|
9 |
Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности |
|
10 |
Мои близкие считают меня ленивым человеком |
|
11 |
Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам |
|
12 |
Мои родители слишком строго меня контролировали |
|
13 |
Терпения во мне больше, чем способностей |
|
14 |
Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений |
|
15 |
Думаю, что я уверенный в себе человек |
|
16 |
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу |
|
17 |
Я не усердный человек |
|
18 |
Когда все идет гладко, моя энергия усиливается |
|
19 |
Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях |
|
20 |
Мои близкие обычно не разделяют моих планов |
|
21 |
Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников |
|
22 |
Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей |
|
23 |
Я мог бы достичь большего. Освободившись от текущих дел |
|
Ключ:
За каждый ответ ставится 1 балл:
Да (+) – 2,6,7,8,14,16,18,19,21,22,23
Нет (-) – 1,3,4,5,9,10,11,12,13,15,17,20
Потребность в достижении равна сумме баллов за ответы, да и нет.
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем больше степени у него выражена потребность в достижениях.
Приложение 5
Тест «Ведущие потребности»
Заполнив тест, приведенный ниже, вы сможете определить, какие потребности определяют ваше поведение в первую очередь и, следовательно, какие мотивы для вас являются ведущим
Инструкция:
Если вы можете ответить "да" на поставленный вопрос, поставьте галочку в соответствующей клетке.
Вопросы |
||
1 |
Нравятся ли вам такие ситуации, в которых вы лично должны находить решения возникающих проблем? |
|
2 |
Предпочитаете ли вы задачи средней сложности, предполагающие умеренный, взвешенный риск? |
|
3 |
Нуждаетесь ли вы в обратной связи? |
|
4 |
Тратите ли вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить важную задачу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях? |
|
5 |
Отдаете ли вы предпочтение такой работе или таким ситуациям, которые дают возможность социальных взаимодействий, контактов с другими людьми? |
|
6 |
Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые складываются у вас с окружающими? |
|
7 |
Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны? |
|
8 |
Пытаетесь ли вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения? |
|
9 |
Питаетесь ли вы оказывать влияние на людей и контролировать их? |
|
10 |
Стараетесь ли вы занять позицию лидера в группе? |
|
11 |
Получаете ли вы удовлетворение, когда убеждаете других людей в чем-то? |
|
12 |
Считают ли окружающие вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком? |