Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретической сущности мотивации трудовой деятельности, классификация мотивов и стимулов, а также анализ практической мотивации персонала современного предприятия.
Задачами, позволяющими достичь поставленной цели, являются:
определение понятия «мотивация трудовой деятельности»;
рассмотрение структуры мотивов;
изучение основных теорий мотивации;
рассмотрение стимулирования и классификации стимулов;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3                                               
1.Сущность мотивов и стимулов……………………………...…………………6
1.1. Понятие  «мотивация», структура мотивов  и основные теории мотивации………...……………………………………………………………6
1.2.Стимулирование. Классификация стимулов………………….………..17
1.3.Результат  теоретического анализа………………………………..……..20
2. Эмпирическое исследование…………………………………………………22
      2.1.Организация исследования………………...…………………………... 22
      2.2.Методы и методики………………………..…………………………….22
      2.3.Процедура исследования………………………………………...……...23
      2.4.Результат исследования…………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………………...………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..46
Ключ
1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов по видам потребностей:
2. В таблице нанесите точки в соответствии с полученным результатами подсчетов.
Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.
Например, после суммирования ответов Вы получили:
Полученный график показывает, что для отвечающего наиболее значимыми потребностями являются потребности самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наименее значимыми - социальные. Такой человек нацелен на индивидуальную интересную для него работу, не очень заинтересован в работе в коллективе.
Таблица:
| Физиологические потребности | Потребность в безопасности | Социальные потребности | Потребности в уважении | Потребность в самореализации | |
| 12 | |||||
| 10 | |||||
| 8 | |||||
| 6 | |||||
| 4 | |||||
| 2 | |||||
| 0 | |||||
| -2 | |||||
| -4 | |||||
| -6 | |||||
| -8 | |||||
| -10 | |||||
| -12 | 
Приложение 2
Тест. Методика «Диагностика структуры мотивации трудовой деятельности»
Методика разработана Т.Л. Бадоевым
Цель: изучить удовлетворенность трудом. Опрашиваемый оценивает свое отношение к различным факторам влияющим на удовлетворенность трудом.
Инструкция:
Прочитайте вопрос и поставьте в каждой строчке
| 
 № | 
 Оцениваемые факторы | Очень Удовл-н -3 | В основ-м Удовл-н -2 | Скорее Удов-н -1 | Не знаю 0 | Скорее Удов-н +1 | В основ-м Удовл-н +2 | Очень Удовл-н +3 | 
| 1 | Значимость профессии | |||||||
| 2 | Престижность профессии | |||||||
| 3 | Вид трудовой деятельности | |||||||
| 4 | Организация труда | |||||||
| 5 | Санитарно-гигиенические условия | |||||||
| 6 | Размер заработной платы | |||||||
| 7 | Возможность повышения квалификации | |||||||
| 8 | Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников | |||||||
| 9 | Взаимоотношения с коллегами | |||||||
| 10 | Потребность в общении и коллективной деятельности | |||||||
| 11 | Потребность в реализации индивидуальных особенностей | |||||||
| 12 | Возможность творчества в процессе работы | |||||||
| 13 | Удовлетворенность работой в целом | 
Обработка результатов:
Показатели общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).
Приложение 3
Методика «Структура мотивации трудовой деятельности»
Методика разработана К. Замфир
Цель: изучить структуру мотивации трудовой деятельности (МТД) состоящую из:
Инструкция:
| Какое имеет значение | В какой мере | ||||
| Очень небольшой | Небольшой | В средней | Большой | Очень большой | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 1. Денежный заработок | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 2. Стремление к продвижению по работе | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 6. Удовлетворение от хорошо  | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 7. Общественная полезность труда | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
Ключ:
Рассчитайте ВМ, ВПМ, ВОМ:
ВМ – баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7:2;
ВПМ – сумма баллов за ответы 1,2,5:3
ВОМ – сумма баллов за ответы 3,4:2
Впишите полученные показатели в таблицу:
| Мотивация | |||
| Внутренняя-ВМ | Внешняя | ||
| Положительная-ВПМ | Отрицательная-ВОМ | ||
| 
 | |||
| 
 | |||
| 
 | |||
| 
 | |||
| Сумма: | |||
Обработка результатов и выводы:
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение:
ВМ > ВПМ > ВОМ
Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Приложение 4
Тест. Методика «Потребность в достижении»
Методика разработана Ю.М. Орловым
Цель: выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности. Эта потребность, превратившись в личностное свойство, установку.
Инструкция:
Предлагается ряд положений. Если вы согласны поставьте (+), если нет (-).
| 1 | Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета | |
| 2 | Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл | |
| 3 | Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат | |
| 4 | Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими | |
| 5 | По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими | |
| 6 | В жизни у меня было больше успехов, чем неудач | |
| 7 | Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные | |
| 8 | Даже в обычной работе я стараюсь 
  усовершенствовать некоторые  | |
| 9 | Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности | |
| 10 | Мои близкие считают меня ленивым человеком | |
| 11 | Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам | |
| 12 | Мои родители слишком строго меня контролировали | |
| 13 | Терпения во мне больше, чем способностей | |
| 14 | Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений | |
| 15 | Думаю, что я уверенный в себе человек | |
| 16 | Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу | |
| 17 | Я не усердный человек | |
| 18 | Когда все идет гладко, моя энергия усиливается | |
| 19 | Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях | |
| 20 | Мои близкие обычно не разделяют моих планов | |
| 21 | Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников | |
| 22 | Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей | |
| 23 | Я мог бы достичь большего. Освободившись от текущих дел | |
Ключ:
За каждый ответ ставится 1 балл:
Да (+) – 2,6,7,8,14,16,18,19,21,22,23
Нет (-) – 1,3,4,5,9,10,11,12,13,15,17,20
Потребность в достижении равна сумме баллов за ответы, да и нет.
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем больше степени у него выражена потребность в достижениях.
Приложение 5
Тест «Ведущие потребности»
Заполнив тест, приведенный ниже, вы сможете определить, какие потребности определяют ваше поведение в первую очередь и, следовательно, какие мотивы для вас являются ведущим
Инструкция:
Если вы можете ответить "да" на поставленный вопрос, поставьте галочку в соответствующей клетке.
| Вопросы | ||
| 1 | Нравятся ли вам такие ситуации, в которых вы лично должны находить решения возникающих проблем? | |
| 2 | Предпочитаете ли вы задачи средней сложности, предполагающие умеренный, взвешенный риск? | |
| 3 | Нуждаетесь ли вы в обратной связи? | |
| 4 | Тратите ли вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить важную задачу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях? | |
| 5 | Отдаете ли вы предпочтение такой работе или таким ситуациям, которые дают возможность социальных взаимодействий, контактов с другими людьми? | |
| 6 | Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые складываются у вас с окружающими? | |
| 7 | Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны? | |
| 8 | Пытаетесь ли вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения? | |
| 9 | Питаетесь ли вы оказывать влияние на людей и контролировать их? | |
| 10 | Стараетесь ли вы занять позицию лидера в группе? | |
| 11 | Получаете ли вы удовлетворение, когда убеждаете других людей в чем-то? | |
| 12 | Считают ли окружающие вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком? |