Классификация мотивов и стимулов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретической сущности мотивации трудовой деятельности, классификация мотивов и стимулов, а также анализ практической мотивации персонала современного предприятия.
Задачами, позволяющими достичь поставленной цели, являются:
определение понятия «мотивация трудовой деятельности»;
рассмотрение структуры мотивов;
изучение основных теорий мотивации;
рассмотрение стимулирования и классификации стимулов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1.Сущность мотивов и стимулов……………………………...…………………6
1.1. Понятие «мотивация», структура мотивов и основные теории мотивации………...……………………………………………………………6
1.2.Стимулирование. Классификация стимулов………………….………..17
1.3.Результат теоретического анализа………………………………..……..20
2. Эмпирическое исследование…………………………………………………22
2.1.Организация исследования………………...…………………………... 22
2.2.Методы и методики………………………..…………………………….22
2.3.Процедура исследования………………………………………...……...23
2.4.Результат исследования…………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…………………...………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 121.95 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

Ключ

 

1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов по видам потребностей:

    1. Потребность «самовыражение»: 10, 11, 13, 18.
    2. Потребность «уважение»: 6, 8, 14, 17.
    3. Социальные потребности: 5, 7, 12, 15.
    4. Потребность в безопасности: 2, 3, 9, 19.
    5. Физиологические потребности: 1, 4, 16, 20.

 

2. В  таблице нанесите точки в соответствии с полученным результатами подсчетов.

     Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.

 

     Например, после суммирования ответов Вы получили:

  1. самовыражение =7;
  2. уважение = 6;
  3. социальные потребности = 1;
  4. потребности в безопасности = 3;
  5. физиологические потребности = 7.

 

 

Полученный график показывает, что для отвечающего наиболее значимыми потребностями являются потребности самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наименее значимыми - социальные. Такой человек нацелен на индивидуальную интересную для него работу, не очень заинтересован в работе в коллективе.

 

 

Таблица:

 

Физиологические

потребности

Потребность в безопасности

Социальные потребности

Потребности в уважении

Потребность в самореализации

 
         

12

         

10

         

8

         

6

         

4

         

2

         

0

         

-2

         

-4

         

-6

         

-8

         

-10

         

-12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тест. Методика «Диагностика структуры мотивации  трудовой деятельности»

Методика  разработана Т.Л. Бадоевым

 

 

     Цель: изучить удовлетворенность трудом. Опрашиваемый оценивает свое отношение к различным факторам влияющим на удовлетворенность трудом.

     Инструкция:

     Прочитайте вопрос и поставьте в каждой строчке

 

 

Оцениваемые факторы

Очень

Удовл-н

-3

В основ-м

Удовл-н

-2

Скорее

Удов-н

-1

Не знаю

0

Скорее

Удов-н

+1

В основ-м

Удовл-н

+2

Очень

Удовл-н

+3

1

Значимость  профессии

             

2

Престижность  профессии

             

3

Вид трудовой деятельности

             

4

Организация труда

             

5

Санитарно-гигиенические  условия

             

6

Размер  заработной платы

             

7

Возможность повышения квалификации

             

8

Отношение администрации к труду,

отдыху и быту работников

             

9

Взаимоотношения с коллегами

             

10

Потребность в общении и

коллективной деятельности

             

11

Потребность в реализации

индивидуальных особенностей

             

12

Возможность творчества в процессе работы

             

13

Удовлетворенность работой в целом

             



 

 

     Обработка результатов:

     Показатели общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).

Приложение 3

 

Методика  «Структура мотивации трудовой деятельности»

Методика  разработана К. Замфир

 

     Цель: изучить структуру мотивации трудовой деятельности (МТД) состоящую из:

  • Внутренней мотивации (ВМ);
  • Внешней положительной (ВПМ) и отрицательной мотивации (ВОМ).

 

     Инструкция:

  • Попытайтесь дать  оценку различным типам мотивов в следующих четырех случаях.
  • Как вы оцениваете эти мотивы, если бы были руководителем?
  • Как оценивает их ваш руководитель?
  • Как оцениваете их вы сами в своей работе?
  • Как оценивают их ваши коллеги?

 

 

Какое имеет значение

В какой мере

Очень

небольшой

Небольшой

В средней

Большой

Очень

большой

 

1

2

3

4

5

1. Денежный заработок

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

2. Стремление к продвижению по  работе

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

5. Ориентация на престиж и  уважение со стороны других

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

6. Удовлетворение от хорошо выполненной  работы

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

7. Общественная полезность труда

         
  • Я как руководитель
         
  • Мой руководитель
         
  • Я сам
         
  • Мои коллеги
         

 

     Ключ:

Рассчитайте ВМ, ВПМ, ВОМ:

ВМ – баллы  за ответ 6 + баллы за ответ 7:2;

ВПМ – сумма  баллов за ответы 1,2,5:3

ВОМ – сумма  баллов за ответы 3,4:2

 

     Впишите полученные показатели в таблицу:

 

 

Мотивация

Внутренняя-ВМ

Внешняя

 

Положительная-ВПМ

Отрицательная-ВОМ

  • Я как руководитель
     
  • Мой руководитель
     
  • Я сам
     
  • Мои коллеги
     

Сумма:

     

 

 

     Обработка результатов и выводы:

     Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение:

ВМ > ВПМ > ВОМ

      Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Тест. Методика «Потребность в достижении»

Методика  разработана Ю.М. Орловым

 

 

Цель: выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности. Эта потребность, превратившись в личностное свойство, установку.

 

Инструкция:

Предлагается  ряд положений. Если вы согласны поставьте (+), если нет (-).

     

1

Думаю, что успех в жизни зависит  скорее от случая, чем от расчета

 

2

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл

 

3

Для меня в любом деле важно его  исполнение, а не конечный результат

 

4

Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений  с близкими

 

5

По моему мнению, большинство  людей живут дальними целями, а  не близкими

 

6

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач

 

7

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные

 

8

Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы

 

9

Поглощенный мыслями об успехе, я  могу забыть о мерах предосторожности

 

10

Мои близкие считают меня ленивым человеком

 

11

Думаю, что в моих неудачах повинны  скорее обстоятельства, чем я сам

 

12

Мои родители слишком строго меня контролировали

 

13

Терпения во мне больше, чем способностей

 

14

Лень, а не сомнения в успехе вынуждают  меня слишком часто отказываться от своих намерений

 

15

Думаю, что я уверенный в себе человек

 

16

Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу

 

17

Я не усердный человек

 

18

Когда все идет гладко, моя энергия  усиливается

 

19

Если бы я был журналистом, я  писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях

 

20

Мои близкие обычно не разделяют моих планов

 

21

Уровень моих требований к жизни  ниже, чем у моих ровесников

 

22

Мне кажется, что настойчивости  во мне больше, чем способностей

 

23

Я мог бы достичь большего. Освободившись  от текущих дел

 
     



 

 

 

 

     Ключ:

 

За каждый ответ ставится 1 балл:

Да (+) – 2,6,7,8,14,16,18,19,21,22,23

Нет (-) – 1,3,4,5,9,10,11,12,13,15,17,20

 

Потребность в достижении равна сумме баллов за ответы, да и нет.

Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем больше степени у него выражена потребность в достижениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Тест  «Ведущие потребности»

 

Заполнив тест, приведенный ниже, вы сможете определить, какие потребности  определяют ваше поведение в первую очередь и, следовательно, какие  мотивы для вас являются ведущим

Инструкция:

Если вы можете ответить "да" на поставленный вопрос, поставьте галочку в соответствующей клетке.

 

Вопросы

 

1

Нравятся ли вам такие ситуации, в которых вы лично должны находить решения возникающих проблем?

 

2

Предпочитаете ли вы задачи средней  сложности, предполагающие умеренный, взвешенный риск?

 

3

Нуждаетесь ли вы в обратной связи?

 

4

Тратите ли вы время на обдумывание  того, как улучшить свою работу, как  выполнить важную задачу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях?

 

5

Отдаете ли вы предпочтение такой  работе или таким ситуациям, которые  дают возможность социальных взаимодействий, контактов с другими людьми?

 

6

Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые складываются у вас с окружающими?

 

7

Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны?

 

8

Пытаетесь ли вы улучшить отношения  с людьми, когда возникают какие-то трения?

 

9

Питаетесь ли вы оказывать влияние  на людей и контролировать их?

 

10

Стараетесь ли вы занять позицию  лидера в группе?

 

11

Получаете ли вы удовлетворение, когда  убеждаете других людей в чем-то?

 

12

Считают ли окружающие вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком?

 

Информация о работе Классификация мотивов и стимулов