Проблема классификации потребностей и мотивов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 02:06, творческая работа

Краткое описание

Презентация.
Таксономия подразумевает не любую классификацию по произвольным основаниям, а ту, в которую без остатка укладывается все многообразие данных.

Файлы: 1 файл

Проблема классификации потребностей и мотивов.pptx

— 131.28 Кб (Скачать)

Проблема  классификации потребностей и мотивов

 

 

Проблема  таксономии в классификации мотивов 
(источник - Хекхаузен Х.  Мотивация и деятельность)  

 

    • Таксономия подразумевает не любую классификацию по произвольным основаниям, а ту, в которую без остатка укладывается все многообразие данных.

Мюррей сформулировал ряд критериев

 

4.  Направленность отдельных компонентов поведения (движений и слов).

5.  Виды намерения  (предвосхищаемая цель, воображаемые  эффекты).

6.  Виды оказанных  воздействий: как изменилась ситуация.

7. Виды активности, воздействия или ситуации, связываемой  с удовлетворением.

 

 

1. Виды внутренних состояний,  запускающих активность или реакцию.

2. Виды внешних инициирующих  ситуаций.

3.  Виды воображаемых  ситуаций, желательных в качестве  будущих перспектив.

Три принципа отбора  

 

    • Принцип филогенетической непрерывности форм поведения (Это позволяет увидеть врожденные биологические корни поведения);
    • Принцип физиологической основы форм поведения;

    (Если в обоих случаях ограничится классификацией первичных (физиологических, висцерогенных) мотивов (влечений, потребностей), то проблема таксономии значительно упрощается и наблюдается большое согласие между разными авторами, но есть 3 принцип, основу которого были положены вторичные мотивы, которые исследователи пытались вывести из первичных)

    • Принцип универсальности.

Янг  составил список 16 первичных влечений

 

    • голод, тошнота, жажда, сексуальность, уход (опека), уринация, дефекация, избегание перегрева, холода, боли, дыхание, страх и ярость, усталость, сон, любопытство (наблюдение, манипулирование), жажда впечатлений.

   

 

    • Принципу универсальности при создании таксономии мотивов больше соответствуют попытки культурных антропологов анализировать человеческую деятельность, исходя из фундаментальных ценностных ориентации, которые можно обнаружить во всех культурах, хотя и с различиями по способам выражения.
    • Подобную попытку предпринял Г. Мюррей, в статье «К классификации взаимодействий» он различает векторы (направленность поведенческих тенденций) и ценности (содержательные области отношений личности и окружения).

 

 

 

 

Векторы и ценности можно свести в следующий перечень мотивов:

 

    • Векторы: 1) прекращение; 2) неприятие; 3) приобретение; 4) оформление; 5) поддержание; 6) выражение; 7) передача; 8) сохранение; 9) исключение; 10) агрессия; 11) защита; 12) избегание.
    • Ценности: 1)тело, здоровье; 2) собственность, полезные предметы, деньги; 3) знания, факты, теории; 4) прекрасное, чувственные и волнующие образы; 5) мировоззрение, система ценностей; 6) аффилиация, межличностные отношения; 7) сексуальность, в том числе продолжение рода; 8) объекты, требующие помощи, воспитание ребенка; 9) авторитет, власть над другими; 10) престиж, репутация; 11) лидерство, руковод­ство; 12) источники поддержки и помощь; 13) положение, ролевые обязанности и функции в группе; 14) группа, социальная система как целостность.

 

 

 

    • Г. В. Оллпорт считает, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определенной цели и служившее лишь механизмом ее достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой.

  
 

 

    • Деятельность должна 1) оставлять после себя осязаемый результат, который 2) должен оцениваться качественно или количественно, причем 3) требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти; по меньшей мере деятельность не может осуществиться без определенных затрат сил и времени. Для оценки результатов деятельности 4) должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным. Наконец, деятельность 5) должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.

 

  Проблемы

 

    • 1. Потребности многообразны и очень изменчивы, поэтому устойчивой классификации потребностей нет.
    • Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

 

 

 

    • Мотив  (Леонтьев)– это то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность.
    • 2. Содержательная характеристика потребности, ее конкретные побудители, т.е. объекты, которые удовлетворяют эти потребности (мотив - буквально двигатель, то что движет)
    • Неясность самого понятия «мотив»
    • Действия человека полимотивированы (т.е. несколько мотивов)
    • Различие мотива и цели.

 

   

 

    • Эмоция (эмоциональные состояния) (Джеймс, Ланге) – настоящие действующие мотивы, эмоции движут миром, движут действиями людей.
    • Гедонизм – воззрение, утверждающее, что человек подчинен поиску удовольствия и избеганию неудовольствия. Самый смысл человеческого существования заключается в минимизации неудовольствия и максимализации удовольствия.
    • Дж. Миллем выдвинул против гедонистов того времени следующую формулу – нельзя стремиться к счастью, нельзя стремиться к удовольствию, можно стремиться к некоторой цели, которая даст удовольствие или счастье.

 

 

 

 

    • Эмоция (Леонтьев) – субъективное состояние, оно выполняет функцию подкрепление – неподкрепления. По отношению к развитию мотивов и формированию мотивационной сферы личности в целом эмоциональные процессы являются вторичными образованиями и выполняют функцию динамизации деятельности.

 


Информация о работе Проблема классификации потребностей и мотивов