Проблема
классификации потребностей и мотивов
Проблема
таксономии в классификации мотивов
(источник - Хекхаузен
Х. Мотивация и деятельность)
- Таксономия подразумевает не любую классификацию по произвольным основаниям, а ту, в которую без остатка укладывается все многообразие данных.
Мюррей
сформулировал ряд критериев
4. Направленность
отдельных компонентов поведения (движений
и слов).
5. Виды намерения
(предвосхищаемая цель, воображаемые
эффекты).
6. Виды оказанных
воздействий: как изменилась ситуация.
7. Виды активности,
воздействия или ситуации, связываемой
с удовлетворением.
1. Виды внутренних состояний,
запускающих активность или реакцию.
2. Виды внешних инициирующих
ситуаций.
3. Виды воображаемых
ситуаций, желательных в качестве
будущих перспектив.
Три принципа отбора
- Принцип филогенетической непрерывности форм поведения (Это позволяет увидеть врожденные биологические корни поведения);
- Принцип физиологической основы форм поведения;
(Если в обоих случаях ограничится классификацией
первичных (физиологических, висцерогенных)
мотивов (влечений, потребностей), то проблема
таксономии значительно упрощается и
наблюдается большое согласие между разными
авторами, но есть 3 принцип, основу которого
были положены вторичные мотивы, которые
исследователи пытались вывести из первичных)
Янг составил
список 16 первичных влечений
- голод, тошнота, жажда, сексуальность, уход (опека), уринация, дефекация, избегание перегрева, холода, боли, дыхание, страх и ярость, усталость, сон, любопытство (наблюдение, манипулирование), жажда впечатлений.
- Принципу универсальности при создании таксономии мотивов больше соответствуют попытки культурных антропологов анализировать человеческую деятельность, исходя из фундаментальных ценностных ориентации, которые можно обнаружить во всех культурах, хотя и с различиями по способам выражения.
- Подобную попытку предпринял Г. Мюррей, в статье «К классификации взаимодействий» он различает векторы (направленность поведенческих тенденций) и ценности (содержательные области отношений личности и окружения).
Векторы и ценности
можно свести в следующий перечень
мотивов:
- Векторы: 1) прекращение; 2) неприятие; 3) приобретение; 4) оформление; 5) поддержание; 6) выражение; 7) передача; 8) сохранение; 9) исключение; 10) агрессия; 11) защита; 12) избегание.
- Ценности: 1)тело, здоровье; 2) собственность, полезные предметы, деньги; 3) знания, факты, теории; 4) прекрасное, чувственные и волнующие образы; 5) мировоззрение, система ценностей; 6) аффилиация, межличностные отношения; 7) сексуальность, в том числе продолжение рода; 8) объекты, требующие помощи, воспитание ребенка; 9) авторитет, власть над другими; 10) престиж, репутация; 11) лидерство, руководство; 12) источники поддержки и помощь; 13) положение, ролевые обязанности и функции в группе; 14) группа, социальная система как целостность.
- Г. В. Оллпорт считает, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определенной цели и служившее лишь механизмом ее достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой.
- Деятельность должна 1) оставлять после себя осязаемый результат, который 2) должен оцениваться качественно или количественно, причем 3) требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти; по меньшей мере деятельность не может осуществиться без определенных затрат сил и времени. Для оценки результатов деятельности 4) должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным. Наконец, деятельность 5) должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.
Проблемы
- 1. Потребности многообразны и очень изменчивы, поэтому устойчивой классификации потребностей нет.
- Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
- Мотив (Леонтьев)– это то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность.
- 2. Содержательная характеристика потребности, ее конкретные побудители, т.е. объекты, которые удовлетворяют эти потребности (мотив - буквально двигатель, то что движет)
- Неясность самого понятия «мотив»
- Действия человека полимотивированы (т.е. несколько мотивов)
- Различие мотива и цели.
- Эмоция (эмоциональные состояния) (Джеймс, Ланге) – настоящие действующие мотивы, эмоции движут миром, движут действиями людей.
- Гедонизм – воззрение, утверждающее, что человек подчинен поиску удовольствия и избеганию неудовольствия. Самый смысл человеческого существования заключается в минимизации неудовольствия и максимализации удовольствия.
- Дж. Миллем выдвинул против гедонистов того времени следующую формулу – нельзя стремиться к счастью, нельзя стремиться к удовольствию, можно стремиться к некоторой цели, которая даст удовольствие или счастье.
- Эмоция (Леонтьев) – субъективное состояние, оно выполняет функцию подкрепление – неподкрепления. По отношению к развитию мотивов и формированию мотивационной сферы личности в целом эмоциональные процессы являются вторичными образованиями и выполняют функцию динамизации деятельности.