Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:24, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- проследить историю формирования социально-психологических идей;
- рассмотреть отечественную социальную психологию (60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. История формирования социально-психологических идей….............5
1.1. Предпосылки возникновения социальной психологии………………….5
1.2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область
знания: борьба взглядов и направлений……………………………………….8
1.3. Активно развивающиеся отрасли современной социальной
психологии……………………………………………………………………..19
Глава 2. Отечественная социальная психология (60-е годы XIX в. - 20-е
годы XX в.)………………………………………………………………………24
2.1. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)……………………….24
2.2. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)…...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………….36
Оглавление
Введение
…………………………………………………………………………..
Глава 1. История
формирования социально-психологических
идей….............5
1.1. Предпосылки
возникновения социальной психологии………………….5
1.2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область
знания:
борьба взглядов и направлений……………………………………….8
1.3. Активно развивающиеся отрасли современной социальной
психологии……………………………………………………
Глава 2. Отечественная социальная психология (60-е годы XIX в. - 20-е
годы XX в.)………………………………………………………………………
2.1. Первый
период (60-е годы XIX - начало XX вв.)……………………….24
2.2. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)…...29
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Основные этапы развития социальной психологии – одна из важных тем в истории психологии на сегодняшний день.
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в.
Исследование социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
Это создает трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. Поэтому представляется актуальным изучение истории социальной психологии, а именно как менялись воззрения о предмете социальной психологии на основных этапах ее развития.
Рассматриваемая тема – «Этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений» - важна и актуальна.
Цель данной работы – рассмотреть этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- проследить историю
-
рассмотреть отечественную
При
написании данной работы были использованы
учебники и учебные пособия, содержащие
информацию по выработанной теме.
Глава 1. История
формирования социально-психологических
идей
1.1.
Предпосылки возникновения социальной
психологии
Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания [4, с. 184].
Трудность
создания научной истории социальной
психологии заключается в том, что
дисциплина эта формировалась из
многих источников, и сложно определить,
на каких рубежах внутри той или
другой науки обособились элементы
социально-психологического знания. Но
еще большую трудность
При
возникновении социальной психологии
как самостоятельной отрасли
знаний, как и при возникновении
любой другой научной дисциплины,
сыграли свою роль причины двоякого
рода: как социальные, так и чисто
теоретические. Анализ теоретических
причин требует разделить вопрос
на две части. Первая часть касается
того, каким образом социально-
Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно [8, с. 206].
1.2.
Выделение социальной психологии в самостоятельную
область знания: борьба взглядов и направлений
Гораздо
продуктивнее рассмотреть подробно
вторую часть вопроса, а именно период
непосредственного выделения
Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы. Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т.д. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.
Такая
картина позволила
Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии. В основном же русле того, что сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепенно начинает становиться очевидной, что и порождает попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении является немецкий психолог Г. Гербарт. Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной, Гербарт считает исходным феноменом психологии представление, с точки зрении которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психических явлений, но попытка оказалась непродуктивной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась, в целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока не слишком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций.
Первоначально прообраз будущей социальной психологии зарождается на боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития [8, с. 206].
По-иному
складывался интерес к