Этапы становления финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.

Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:

1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.

2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………..….5

1. Середина XIII - конец XV веков.……………………………………………...5

2. Конец XV - начало XVIII веков ……………………………………………....6

3. Начало XVIII - конец XIX веков………………………………………………8

4. Начало XX - конец XX веков…………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит (Восстановлен). доделанныйdocx.docx

— 47.76 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………..….5

1. Середина XIII - конец XV веков.……………………………………………...5

2. Конец XV - начало XVIII веков ……………………………………………....6

3. Начало XVIII - конец XIX веков………………………………………………8

4. Начало XX - конец XX веков…………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Новые условия развития российского общества и экономики предъявляют жесткие требования к эффективности решения задач управления различными сферами государственной жизни, в том числе и теми, которые связаны с реализацией задач контроля использования финансовых средств и материальных ресурсов. Эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, благополучия граждан. Для этого важно изучить историю становления и развития финансового контроля в России.

     В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко незавершенным. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля. Имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля, недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного и внутреннего контроля проверяемых организаций.

     Стратегической  задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с точки зрения расширения контрольных функций является разработка критериев оценки рационального использования бюджетных средств.

     Все это диктует необходимость тщательного изучения и активного использования в современной законотворческой деятельности и практике государственного финансового контроля прошлого опыта, в частности, опыта финансового контроля в России начиная с середины XIII века по настоящее время.

       При изучении государственного финансового контроля в нашей стране отчетливо пролеживаются четыре основных этапа:

     - середина XIII - конец XV веков;

     - конец XV - начало XVIII веков;

     - начало XVIII - конец XIX веков;

     - начало XX - конец XX веков.

     Целью контрольной работы является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.

     Исходя  из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:

     1. Изучить исторические и социально-экономические  предпосылки возникновения финансового контроля в России.

     2. Выявить и проанализировать основные  этапы становления и развития финансового контроля в России.

     Объектом  исследования контрольной работы выступает история государственных финансов России.

     Предметом исследования является становление и развитие финансового контроля в России рассматриваемых периодов.

     Финансовый  контроль в экономической безопасности всегда считался неотъемлемой частью государственного устройства, одной из важнейших функций управления. В России до Октябрьской Революции и после нее государство имело мощные органы государственного финансового контроля экономической безопасности. Этим органам по законодательству были предоставлены широкие полномочия по проведению ревизий и проверок, а также большие права по наложению дисциплинарных взысканий, [1 стр.29]. 

Этапы становления финансового  контроля 

1. Середина XIII - конец XV веков  

     Середина  XIII - конец XV веков – это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.

Развитие  и совершенствование государственного финансового контроля находится в неразрывной связи с теми изменениями в экономическом устройстве государства, которые происходили в стране. Исходя из обозначенного подхода, предлагается выделить этапы становления финансового контроля, а также обозначить специфику внутреннего финансового контроля в системе экономической безопасности России.

     С конца IX века начинается объединение Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские», [2 стр.77].

     В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси на данном этапе единообразной системы финансового контроля. Прообраз системы финансового контроля оформился при Иоанне Ш с появлением финансового управления казенного приказа. 

     2. Конец XV - начало XVIII веков  

     В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:

     - большого дворца (ведал доходами с царских земель);

     - большого прихода (собирал большинство прямых налогов, а также определял работу территориальных приказов, которые выполняли функцию приходных касс); 

     - большой казны (сборы с городских промыслов);

     - земский (занимался продажей дворовых участков, мощением дорог, судебной и полицейской властью в Москве) и др.

     В царствование Алексея Михайловича  число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась к анализу приходных и расходных книг других приказов.

     В 1718 г. приказы были упразднены Петром I в связи с учреждением камер-коллегии. Изменение административно-территориального деления России влечет изменение и в сфере налогообложения. Цель губернской реформы была исключительно фискальная - она «получила отталкивающий характер пресса для выжимания денег», [3 стр.199].

     Указом  от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный  Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления государственных чиновников.

     В эпоху Петра I создавались новые по своему предназначению контрольные органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.

     В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная  канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный  приказ.

     Результатом финансовых преобразований, проведенных  Петром I, явилось увеличение за пятнадцать лет доходов более чем в три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей, [4 стр.15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Начало XVIII - конец XIX веков  

     В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального аппарата просуществовала до конца XIX в.

     Во  времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.

     Петровские  коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.

     8 сентября 1802 г. было создано Министерство  финансов, [5 стр.70], основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, [6 стр.388], который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.

     Только  с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и расходами, [7 стр.6].

     Контрольно-надзорная функция осуществлялась Министерством финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.), [8 стр.7]. На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности, [9 стр.24].

     Конец XIX - начало XX веков - период активного развития централизованного финансового контроля.

     В 1885 г. в ведении казенных палат  были учреждены должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», [10 стр.14], которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Начало XX - конец XX веков 

     Из  инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил картельный характер.

     Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости и трудовая повинность. В таких условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение «О рабочем контроле». В положении было указано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, материалов, их хранением, а также над финансовым хозяйством предприятий.

Информация о работе Этапы становления финансового контроля