Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:09, контрольная работа
Целью контрольной работы является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………..….5
1. Середина XIII - конец XV веков.……………………………………………...5
2. Конец XV - начало XVIII веков ……………………………………………....6
3. Начало XVIII - конец XIX веков………………………………………………8
4. Начало XX - конец XX веков…………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Середина XIII - конец XV веков.……………………………………………...5
2. Конец XV - начало XVIII веков ……………………………………………....6
3. Начало XVIII - конец XIX веков………………………………………………8
4. Начало XX - конец XX веков…………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18
Введение
Новые условия развития российского общества и экономики предъявляют жесткие требования к эффективности решения задач управления различными сферами государственной жизни, в том числе и теми, которые связаны с реализацией задач контроля использования финансовых средств и материальных ресурсов. Эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, благополучия граждан. Для этого важно изучить историю становления и развития финансового контроля в России.
В
настоящее время процесс
Стратегической задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с точки зрения расширения контрольных функций является разработка критериев оценки рационального использования бюджетных средств.
Все это диктует необходимость тщательного изучения и активного использования в современной законотворческой деятельности и практике государственного финансового контроля прошлого опыта, в частности, опыта финансового контроля в России начиная с середины XIII века по настоящее время.
При изучении государственного финансового контроля в нашей стране отчетливо пролеживаются четыре основных этапа:
- середина XIII - конец XV веков;
- конец XV - начало XVIII веков;
- начало XVIII - конец XIX веков;
- начало XX - конец XX веков.
Целью контрольной работы является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1.
Изучить исторические и
2.
Выявить и проанализировать
Объектом исследования контрольной работы выступает история государственных финансов России.
Предметом исследования является становление и развитие финансового контроля в России рассматриваемых периодов.
Финансовый
контроль в экономической безопасности
всегда считался неотъемлемой частью
государственного устройства, одной из
важнейших функций управления. В России
до Октябрьской Революции и после нее
государство имело мощные органы государственного
финансового контроля экономической безопасности.
Этим органам по законодательству были
предоставлены широкие полномочия по
проведению ревизий и проверок, а также
большие права по наложению дисциплинарных
взысканий, [1 стр.29].
Этапы
становления финансового
контроля
1.
Середина XIII - конец
XV веков
Середина XIII - конец XV веков – это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
Развитие
и совершенствование
С конца IX века начинается объединение Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские», [2 стр.77].
В
конце XIV в. возникают должности казначеев,
дьяков и подьячих, которые ведали сборами
оброков и вели книги и записи по этим
сборам. Удельный характер княжения исключал
возможность появления на Руси на данном
этапе единообразной системы финансового
контроля. Прообраз системы финансового
контроля оформился при Иоанне Ш с появлением
финансового управления казенного приказа.
2.
Конец XV - начало XVIII
веков
В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:
- большого дворца (ведал доходами с царских земель);
-
большого прихода (собирал большинство
прямых налогов, а также определял работу
территориальных приказов, которые выполняли
функцию приходных касс);
- большой казны (сборы с городских промыслов);
- земский (занимался продажей дворовых участков, мощением дорог, судебной и полицейской властью в Москве) и др.
В царствование Алексея Михайловича число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась к анализу приходных и расходных книг других приказов.
В
1718 г. приказы были упразднены Петром I
в связи с учреждением камер-коллегии.
Изменение административно-
Указом от 22 февраля 1711 г. утверждается Правительственный Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления государственных чиновников.
В эпоху Петра I создавались новые по своему предназначению контрольные органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.
В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный приказ.
Результатом
финансовых преобразований, проведенных
Петром I, явилось увеличение за пятнадцать
лет доходов более чем в три раза: в 1710
г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей,
[4 стр.15].
3.
Начало XVIII - конец XIX
веков
В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального аппарата просуществовала до конца XIX в.
Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.
Петровские коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.
8 сентября 1802 г. было создано Министерство финансов, [5 стр.70], основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, [6 стр.388], который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.
Только с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и расходами, [7 стр.6].
Контрольно-надзорная функция осуществлялась Министерством финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.), [8 стр.7]. На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности, [9 стр.24].
Конец XIX - начало XX веков - период активного развития централизованного финансового контроля.
В
1885 г. в ведении казенных палат
были учреждены должности податных инспекторов
«для наблюдения за поступлением окладных
сборов живого органа, близкого к населению,
заботящегося об охранении его платежных
сил и могущего быть представителем финансового
ведомства на местах», [10 стр.14], которые
осуществляли контроль за правильным
взиманием налогов на своих участках.
4.
Начало XX - конец XX веков
Из инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления и носил картельный характер.
Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости и трудовая повинность. В таких условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение «О рабочем контроле». В положении было указано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, материалов, их хранением, а также над финансовым хозяйством предприятий.