Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:09, контрольная работа
Целью контрольной работы является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………..….5
1. Середина XIII - конец XV веков.……………………………………………...5
2. Конец XV - начало XVIII веков ……………………………………………....6
3. Начало XVIII - конец XIX веков………………………………………………8
4. Начало XX - конец XX веков…………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18
В целях перестройки работы старого государственного контрольного ведомства по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии, [11 стр.113].
В период становления системы органов внутренних дел в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.
В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и выборных контрольных комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным, [12 стр.72].
На их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был создан единый орган социалистического контроля с привлечением рабочих и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался в 1921 г. в связи с переходом от политики военного коммунизма к НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий в рамках новой экономической политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога, [13 стр.210]. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом, [14 стр.27].
В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в том числе финансового.
В
декабре 1923 г. было утверждено положение
«О финансово-контрольном
Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов.
В связи с коренными изменениями в экономике государства, системе производственных отношений, формах собственности в 1933 г. в СССР была проведена налоговая реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности в экономике и упрощении налоговой системы, [15 стр.222].
С этой целью организуются финансово-бюджетные инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные инспекции были предоставлены права производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных и внебюджетных средств. В ходе ревизии ФБИ имели право требовать представления от проверяемых организаций плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных учреждений — справок о состоянии счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых организаций - объяснений и справок по всем возникающим вопросам. Должностные лица таким образом должны были доказать законность своих действий, [16 стр.220].
Впоследствии в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций были преобразованы в Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Наркомфина СССР с функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации, [17 стр.62]. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансово Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.
Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза ССР, советам народных комиссаров союзных и автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г. № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий денежно-материальных ценностей в органах - частях, на предприятиях, в хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.
Сегодня
контрольно-ревизионные
До
1992 г. контрольно-ревизионное
С
1992 г. и по настоящее время основными
функциями контрольно-
- контроль соблюдения министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями финансово-бюджетного законодательства; целевого и рационального использования средств, полученных из бюджета, включая средства в иностранной валюте;
- выполнение ревизий и проверок по поручениям органов государственной власти и управления;
- выполнение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов.
В настоящее время значительно возросло количество таких проверок, что серьезно повлияло на результативность работы контрольно-ревизионных служб. В действительно контрольно-ревизионные управления является практически единственными службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его администрации, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов .
Изменения в экономике в конце 80-х годов XX в. скоординировали и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля, [16 стр.17].
.
Заключение
Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.
Процесс формирование новой контрольной системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали.
В истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды:
Первый период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
Второй период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.
Третий период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.
Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля.
В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент - Государственная Дума.
В эти годы деятельность финансового контроля становится подотчетной Государственной Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса Государственного контроля и выводе государственно го контролера из состава Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного научного изучения и нуждается в подробном самостоятельном исследовании. Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному обновлению и совершенствованию государственных контрольно-финансовых органов.
Опыт
становления и развития государственного
финансового контроля в России является
важным исходным материалом для выработки
современных концепций контрольно-финансовой
деятельности.
Список
использованной литературы
1. Данилевский Ю.А. Становление государственного финансового контроля в России. - М., 2003.- С. 201.
2 Понтович Э.Э. Указ. раб. -2004.- С. 186.
3. Студеникина С.С. Государственные инспекции в СССР. – М., 2006. - С. 215.
5. Милюков П.Н. Финансовое право - М., 2005.- С. 289.
6. Растеряева II. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. - СПб., 2007. - С. 211.
7. Рудченко И.Я., Жданов И.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России - СПб., 2004.- С. 301.
8. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2003. - С. 323.
9. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.- М., 2004.- С. 388.
10. У истоков финансового права М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов /Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2003. - С. 254.
11. Апель А.Л., Гунько В.А. Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. - СПб., 2003. - С. 312.
12. Учреждение Министра полиции от 25.06.1811 г. / Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 2004. - Ст. 24.687.
13. Ровинский К. Податная инспекция в России. - СПб., 2003. - С. 283.
14. Булат П.П. Финансовые проблемы. – М., 2005. - С. 204.
15. Плотников K.Н., Ровинский Н.Н. Система и организация финансов и кредита в СССР. - М, 2003. - С. 196.
16. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2003. - С. 222.
17. Смирнов И.Н., Оптовцев А.И., Кудряшов Р.А. Местный бюджет. - М., 2003. - С. 223.
18.
www.ach.gov.ru.