Этапы становления финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.

Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:

1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.

2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………..….5

1. Середина XIII - конец XV веков.……………………………………………...5

2. Конец XV - начало XVIII веков ……………………………………………....6

3. Начало XVIII - конец XIX веков………………………………………………8

4. Начало XX - конец XX веков…………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит (Восстановлен). доделанныйdocx.docx

— 47.76 Кб (Скачать)

     В целях перестройки работы старого  государственного контрольного ведомства по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии,           [11 стр.113].

     В период становления системы органов  внутренних дел в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.

     В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и выборных контрольных комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным, [12 стр.72].

     На  их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был создан единый орган социалистического контроля с привлечением рабочих и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался в 1921 г. в связи с переходом от политики военного коммунизма к НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий в рамках новой экономической политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога, [13 стр.210]. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом, [14 стр.27].

     В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в том числе финансового.

     В декабре 1923 г. было утверждено положение  «О финансово-контрольном управлении Наркомфина (НКФ) и НКРКИ СССР», а во второй половине 1925 г. были созданы его местные органы. В 1925 г. НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения.

     Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов.

     В связи с коренными изменениями  в экономике государства, системе  производственных отношений, формах собственности в 1933 г. в СССР была проведена налоговая реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности в экономике и упрощении налоговой системы, [15 стр.222].

     С этой целью организуются финансово-бюджетные  инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные инспекции были предоставлены права производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных и внебюджетных средств. В ходе ревизии ФБИ имели право требовать представления от проверяемых организаций плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных учреждений — справок о состоянии счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых организаций - объяснений и справок по всем возникающим вопросам. Должностные лица таким образом должны были доказать законность своих действий, [16 стр.220].

     Впоследствии  в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций  были преобразованы в Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Наркомфина СССР с функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации, [17 стр.62]. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансово Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.

     Постановлением  Совета Народных Комиссаров Союза ССР  от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза ССР, советам народных комиссаров союзных и автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г.  № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий денежно-материальных ценностей в органах - частях, на предприятиях, в хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.

     Сегодня контрольно-ревизионные подразделения, наряду с Центром проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел функционируют во всех МВД, ГУВД, УВД - субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТ и ВС, а также в Главкомате, округах и соединениях внутренних войск. Им отведена важная роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением финансового и налогового законодательства, постановкой бухгалтерского учета, целевым и эффективным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     До 1992 г. контрольно-ревизионное управление производило комплексные ревизии  составления и исполнения бюджетов, предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, проверяло финансовую деятельность государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных контрольно-ревизионных служб. В ходе ревизий и проверок изучались условия получения прибыли, степень выполнения обязательств перед бюджетом, проверялось использование ресурсов, формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения, вскрывались нарушения.

     С 1992 г. и по настоящее время основными  функциями контрольно-ревизионных  управлений во внутренней экономической  безопасности стали:

     - контроль соблюдения министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями финансово-бюджетного законодательства; целевого и рационального использования средств, полученных из бюджета, включая средства в иностранной валюте;

     - выполнение ревизий и проверок по поручениям органов государственной власти и управления;

     - выполнение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов.

     В настоящее время значительно  возросло количество таких проверок, что серьезно  повлияло  на результативность работы  контрольно-ревизионных  служб. В действительно контрольно-ревизионные управления является практически единственными службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его администрации, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов      .

     Изменения в экономике в конце 80-х годов  XX в. скоординировали и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля, [16 стр.17].

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.

     Процесс формирование новой контрольной  системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем          экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали.

     В истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды:

     Первый период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.

     Второй  период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.

       Третий период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.

     Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля.

     В этот период Россия обретает статус конституционной  монархии, создается специфический  российский парламент - Государственная  Дума.

     В эти годы деятельность финансового  контроля становится подотчетной Государственной  Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса  Государственного контроля и выводе государственно го контролера из состава  Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных  действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного научного изучения и нуждается в подробном самостоятельном исследовании. Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному обновлению и совершенствованию государственных контрольно-финансовых органов.

     Опыт становления и развития государственного финансового контроля в России является важным исходным материалом для выработки современных концепций контрольно-финансовой деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1. Данилевский Ю.А. Становление государственного финансового контроля в России. - М., 2003.- С. 201.

     2 Понтович Э.Э. Указ. раб. -2004.- С. 186.

     3. Студеникина С.С. Государственные инспекции в СССР. – М., 2006. - С. 215.

     5. Милюков П.Н. Финансовое право - М., 2005.- С. 289.

     6. Растеряева II. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. - СПб., 2007. - С. 211.

     7. Рудченко И.Я., Жданов И.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России - СПб., 2004.- С. 301.

     8. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2003. - С. 323.

     9. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.- М., 2004.-   С. 388.

     10. У истоков финансового права М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов /Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2003. - С. 254.

     11. Апель А.Л., Гунько В.А. Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. - СПб., 2003. - С. 312.

     12. Учреждение Министра полиции от 25.06.1811 г. / Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 2004. - Ст. 24.687.

     13. Ровинский К. Податная инспекция в России. - СПб., 2003. - С. 283.

     14. Булат П.П. Финансовые проблемы. – М.,  2005. - С. 204.

     15. Плотников K.Н., Ровинский Н.Н. Система и организация финансов и кредита в СССР. - М, 2003. - С. 196.

     16. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2003. - С. 222.

     17. Смирнов И.Н., Оптовцев А.И., Кудряшов Р.А. Местный бюджет. - М., 2003. -  С. 223.

     18. www.ach.gov.ru. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этапы становления финансового контроля