Мода как социально-психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:10, реферат

Краткое описание

1. Мода как социально-психологический феномен
2. Реклама как массовая коммуникация

Файлы: 1 файл

как социально.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

 Мода как  социально-психологический феномен 

План

1. Мода как  социально-психологический феномен 

2. Реклама как  массовая коммуникация

Мода представляет собой одновременное проявление массового поведения и массовой коммуникации. «Мода- это специфическая  и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д Латинское «modus» используется философией XVII - XVIII в.в. и обозначает преходящее свойство материи (предмета), присущее ей (ему) лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута - всеобщего, неотъемлемого, постоянного свойства материи (предмета) во всех ее (его) состояниях. В философии Б.Спинозы модусами называются все преходящие состояния субстанций, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в ее атрибутах; в модусах выражается бесконечная множественность вещей и их ходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. Англичане в ХV в. употребляли слово «fashion», образованного от латинского «facere», «faction», для обозначения моды (меры, образа, способа чего-либо) а слово «mode» употребляли в значении «обычай». В XVII в. французы и итальянцы уже пользуются термином «mode» (фр.) и «moda», «modo» (ит.) для обозначения меры, образа, способа чего-либо в сфере быта, в одежде, обуви, мебели, прическе и поведении.

      Слово «мода» в русском языке появляется при Петре I и фиксируется в  первых русских словарях. Например, В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что мода- это «ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды, в нарядах…».

      Феномен моды интересовал философов (Г.Гегель, Спенсер, К.Маркс и др.), мыслителей эпохи просвещения (Ж.-Ж.Руссо, Вольтер и т.д.), социологов и социальных психологов к.IX –н. ХХ веков (Г. Тардт, У. Мак-Дауголл, Г. Зиммель, Г. Блумер и др.). В нашей стране волна теоретического интереса началась в 60-е гг. ХХ века: работы Б.Ф.Поршнева, В.М.Краснова, В.Н. Колбановского, В.И.Толстых и др.

      Мода  является культурной, психологической  и социальной нормой. Социальная норма – это социокультурный стандарт, регулирующий поведение и социальные отношения членов общества. В этом качестве мода транслирует внешние формы культуры; носит конкретно-исторический характер (норма отдельного сословия отдельной страны); является мощным регулятором общественной жизни (универсальная норма, ограниченная во времени, а не в социальном пространстве); она всегда современна, даже если возрождает что-то очень старое; возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру; диффузна и универсальна. Мода проявляется в двух основных измерениях: мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; мода игнорирует различия между классами и слоями общества; ее неотъемлемое качество – демонстративность, т.к. «в моде понятия «быть» и «казаться» по существу совпадают.

      Процесс освоения внешнего облика человека в онтогенетическом развитии можно разделить на три этапа:

      1. На первом этапе человек приучается  различать по  внешнему облику 2своих» и «чужих».

      2. На втором этапе осваивается  система внешних знаков половой  дифференциации.

      3. На третьем - возникают зачатки социально-психологической классификации людей по внешним признакам.

      Отличие «своего» от «чужого», которое мы сегодня  в законченном виде находим в  строго зафиксированной форме, которую  носят военные в армиях разных стран, возникло в отдаленной древности. Юлий Цезарь в трактате «О галльской войне» писал: «Все британцы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшнее других на вид». На самом же деле красились они для того, чтобы в бою было легче отличить своих от чужих.

      Внутренняя  противоречивость феномена моды проявляется  в ее социокультурных  функциях.

      1. Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. В то же время мода дает возможность избегать тирании обычаев. Она является формой санкционированного риска, связанного с нововведением.

      2. Инновационная функция. Действие моды распространяется на различные сферы социально-экономической и культурной жизни. Она способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования, как внутренним, так и внешним. Ей присущи массовидность, динамичность настроений, вкусов и поведения. С другой стороны, мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «Я».

      3. Функция социальной дифференциации и нивелирования. С помощью моды производится постоянное ограничение «элиты». Мода служит средством внешней, поддельной идентификации людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии с более высокостатусной группой.

      4. Коммуникативная  функция. Мода- средство общения и обмена информацией. С помощью модных образцов от одних людей к другим передаются модные стандарты, т.е. определенные культурные образцы, наделяемые модными значениями и ценностями.

      5. Интерактивная функция.  Мода есть средство согласования действий людей, способ их взаимодействия. В модном поведении есть много от психологических игр.

      6. Функция социализации. Мода - одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Увлечение модой помогает ему усвоить определенные социальные норм, ценности и социальные роли, принятые в данной культуре.

      6. Функция престижа. Мода - один из факторов повышения или понижения престижа тех или иных явлений, ценностей, культурных образцов и т.д.

      7. Функция психофизиологической  разрядки. Однообразие и динамичность повседневной жизни современного человека требуют выхода накопившейся энергии. Этому способствуют модное увлечение спортом, чтением литературы с незатейливым сюжетом, занятиями на дачных участках и т.д.

      8. Компенсаторная функция позволяет восполнить неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.

      9. Функция социальной  идентификации. Хиппи избрали в качестве опознавательного знака длинные волосы. "Длинные волосы жизненно необходимы нам, - заявил один из руководителей Джерри Рубин,- потому что дают возможность узнать друг друга, объединяют нас вместе".

      Процесс распространения  моды состоит из следующих этапов. Первыми воспринимают моду «конформисты». В борьбу с новыми веяниями вступают старшие поколения. Эта борьба привлекает внимание основной массы населения, и на этом этапе вступает в действие закон подражания. Стремление оторваться от массы является движущим мотивом творцов моды. Они убегают от толпы, которая стремится их догнать. Поскольку материальные ресурсы творцов моды намного выше, чем у массы, то им удается отрываться. Однако проходит год, и их модели (не буквально, а в виде подобий) становятся массовыми. Творцы снова рвутся вперед, а масса стремящаяся быть модной - за ними.

      Сверхмодное часто воспринимается отрицательно:

      1. «Сверхмодно» одетый - это человек,  в котором доминирует «казаться  значимым» над «быть значимым».

      2. «Сверхмодное» - всегда резко бросающееся в глаза, и потому оно, как правило, сильно подчеркивает физические недостатки.

      3. Безумное следование моде, некритический  отбор предметов одежды и прочее  ярко свидетельствуют об отсутствии  собственных эстетических критериев.

      4. Если ориентация на моду становится  главной в системе ценностей  индивида, это тревожный, но часто  очень тонкий симптом: данный  человек становится личностью-марионеткой,  направляемой, ориентируемой другими.

      Гегель  писал: «Разумность моды следует  видеть в том, что она осуществляет право вновь и вновь изменять преходящее и временное. Выкроенный сюртук опять выходит из моды, и чтобы нравился, необходимо, чтобы он был модным. Но если мода прошла, то прекращается и привычка; то, что еще немного лет тому назад нравилось, сразу становится смешным».

      Мода  возникает только в обществе, имеющем  существенное социальное неравенство, но открытом для культурной конкуренции. А. Б. Гофман выделяет характерные черты  тех социальных систем, в которых  действует.

      1. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

      2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

      3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и культурных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

      4. Социальная дифференциация  и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно разделено на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий или каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует социальная мобильность.

      Соответственно мода отсутствует в обществах статичных, закрытых, со строго ограниченным набором благ и культурных образцов, социально однородных или, наоборот, с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия), между которыми не может производиться свободный обмен индивидами и культурными образцами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Министерство образования Республики Казахстан 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 
 
 
 

Мода как социально-психологический  феномен 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила: Батыржан Ажар

228 группа

Специальность: Журналистика

Проверила: Жумабекова С.

Информация о работе Мода как социально-психологический феномен