История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;

-раскрыть проблемный характер данного конфликта;

-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

I Специфика конфликтов в религиозной

сфере…………………………............................................................4

II Исторические аспекты возникновения конфликта

в Северной Ирландии………………………………………........5

III Причины и факторы многовекового конфликта

в Северной Ирландии…………….....................................................8

IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12

V Этапы урегулирования конфликта в Северной

Ирландии…………………………...................................................14

Заключение……………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………28

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУР И РЕЛИГИЙ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

       С 1 января 1801 года, согласно так  называемому «Акту об унии»,  была ликвидирована парламентская  автономия Ирландии; ирландский  парламент упразднен, а ирландские  представители получили некоторое число мест в британском парламенте. Правительство Великобритании наградило титулами, землёй и деньгами ирландских парламентариев для поощрения их поддержки объединения, потому что раньше они были против союза. Некоторые оценивают это как компенсацию за потерю статуса, мест в парламенте (многие из которых представляли rotten boroughs (англ.)). Вне ирландского парламента большинство, особенно историки, считают это взяточничеством.

     Уния  принесла Ольстеру экономический подъем и закрепила господство протестантов, которые консолидировались в  борьбе с католиками и диссентерами-пресвитерианами[6].

     В результате подавления конфликтов Англия получила лишь временный перерыв  активной борьбы ирландцев за независимость, последние перешли к иным формам противоборства. В 1829 году английское правительство было вынуждено предоставить ирландским католикам пассивное избирательное право (одновременно имущественный избирательный ценз был повышен в 5 раз). Несмотря на этот шаг, в стране развернулось движение за разрыв («рипил») англо-ирландской унии. В 1840 году была создана Ассоциация рипилеров, внутри которой в 1842 году образовалась более радикальная группа «Молодая Ирландия».

       Со второй половины XIX века в  политической жизни страны заметную  роль стали играть «фении»,  которые путем заговорщической  тактики пытались достичь независимости  Ирландии. Восстание фениев было подавлено в 1867 году.

       Возрастание насилия и восстаний  вынудили Великобританию пойти  на некоторые уступки, в ходе  чего она предоставила Ирландии  закон об «ограниченном самоуправлении»  под названием 'Home Rule'. Но ни католические, ни протестантские экстремисты были не согласны с такой политикой. С одной стороны католики под руководством Шинн Фейна требовали полной независимости Ирландии, с другой стороны,  протестантские юнионисты, опасаясь попасть под полный контроль со стороны католиков,  угрожали отделением Северной Ирландии от Великобритании в отдельное государство, в случае вступления данного закона в силу.

     Сопротивление Ольстерских протестантов и консерваторов  в английском парламенте не позволяло  биллю о гомруле 'Home Rule' стать законом вплоть до 1914 года, поэтому введение закона откладывалось до окончания боевых действий Первой мировой войны, и Ольстер изымался из его действия. В 1916 году  сторонники гомруля подняли восстание, которое было подавлено с чрезвычайной жестокостью. Вера националистов в парламентские методы борьбы была подорвана. Образовавшаяся в 1905 г. партия Шинн Фейн (Sinn Fein – «Мы сами») возглавила борьбу[7].

     В 1919 году в Дублине был создан ирландский парламент, провозгласивший независимость  страны, сформированы независимые государственные учреждения. В ответ английское правительство применило насилие. Тогда ирландцы начали партизанскую войну, в результате которой правительство Великобритании вынуждено было предоставить 26 южным графствам статус доминиона. Доминион (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне — в составе Британского Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором[8].

     Англо-ирландский договор в 1921 году закрепил разделение страны на Ирландское свободное государство  и Северную Ирландию.  Данный процесс  не улучшил взаимоотношения между  католическим и протестантским населением, которое теперь проживало всего  в шести графствах Ольстера, принадлежавших юнионистам (так как оставшиеся три графства не вошли в состав Северной Ирландии), во избежание контроля подавляющего большинства со стороны католиков над протестантами в этом регионе.

     Каждое  сообщество продолжало свою самоидентификацию в соответствии со своими религиозными убеждениями. Места получения образования, рабочие места и социальная деятельность оставались различными. К примеру, протестантские юнионисты называли город Лондондерри, согласно его официально признанному названию, в то время как,  остальные, придерживаясь националистического чувства, называли его просто Дерри[9]. Недоверие и агрессия, явившиеся результатом колонизации Ирландии протестантскими поселенцами сопровождались политической и социальной сегрегацией Католиков и Протестантов. 

     III Причины и факторы многовекового конфликта в Северной Ирландии

     Таким образом, в начале ХХ века закончился длительный этап борьбы ирландцев за независимость. На территории большей  части страны установился мир, однако в Северной Ирландии борьба продолжается и в настоящее время. Существование двух разделенных Ирландий, межконфессиональные противоречия (50,6% жителей Северной Ирландии – приверженцы англиканской церкви, 38,4% – католической) не способствуют установлению мира в регионе[10]. Однако только религиозным вопросом список причин и факторов многовекового конфликта в Северной Ирландии не ограничивается.

     Следует выделить основные из них:

  • Историческая  борьба за независимость, противостояния ирландцев, в религиозном плане идентифицирующих себя с католической церковью, и англичан, принадлежащих к протестантской общине, оказывает огромное влияние на характер этнополитического конфликта сегодня по механизму исторической памяти народов.
  • Территориальные противоречия заключаются в стремлении ирландского населения Ольстера объединиться с остальной Ирландией, поскольку североирландская территория является ее исторической частью.
  • Политические факторы представляют собой стремление ирландцев к самоопределению, созданию собственных государственных институтов, желание определенных кругов Ольстерской элиты, некоторых членов ИРА1и Шинн Фейн2 повысить свой статус с помощью создания собственной государственности и получения доступа к властным ресурсам[11].
  • Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Британии в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве, что вызывает возмущение ирландских националистов. Важную роль в сохранении этнополитического конфликта играют и интересы боевиков ИРА в преступном бизнесе, приносящем большие доходы. Продолжающаяся вражда на национальной почве оказывается выгодной преступным организациям, поддерживающим данный вооруженный конфликт.
  • Религиозные противоречия состоят в длительном противостоянии протестантского меньшинства католическому большинству.
  • Психологические факторы связаны с различием в этнокультурных психотипах ирландцев-католиков и протестантов, их взаимным непониманием, стремлением обеих общин к консолидации, зачастую эскалации насилия, основанного на мести. С ними тесно переплетены собственно этнические проблемы, которые являются базовой составляющей конфликта и представляют собой стремление подвергавшихся дискриминации в языковой, социальной, трудовой, политической сферах ирландцев к получению независимости от этнически чуждых им англичан и объединиться с остальной Ирландией.

     Как мы видим, североирландский конфликт имеет  множество причин.  Он с полным правом может считаться этнополитическим по своему характеру, поскольку в основе его лежат межэтнические противоречия и проблема сепаратизма.

     С получением большей частью Ирландии независимости произошел выход  ее населения из числа открытых участников конфликта. Однако борьба на оставшейся под Британским контролем территории продолжается и поныне. Надо отметить, что ситуация в Ольстере намного сложнее и проблематичнее, чем в остальной Ирландии в период английского господства. Это связано со многими факторами.

     В отличие от остальной Ирландии, количество протестантов в Ольстере превышает количество католиков, поэтому националистам не приходится рассчитывать на поддержку большинства населения. В свою очередь это сильно сказывается на социально-экономических процессах, происходящих в данном регионе.

     Взять, к примеру, сектор по  трудоустройству населения. Степень трудоустройства католиков в общественной сфере достигает приблизительно 30%, цифра - пропорциональная общему числу католического населения, проживающего на данной территории. При детальном рассмотрении, очевидно, что из этих 30% католиков только 11% приходилось на распределение их на руководящие должности в 1951 году. Эта цифра заметно сократилась до 6% к 1959 году, но уже к 1973 году выросла до 15%, что было вызвано проведением реформ в связи с участившимися актами насилия и жестокости[12].

     Примечательно, что католики в отличие от протестантов выполняли низкооплачиваемую, зачастую сезонную работу, в то время как, протестанты занимали высокооплачиваемые позиции. Дискриминация  католического  населения заключалась еще и в том, что место работы в некоторых случаях располагалось довольно таки далеко, поэтому добираться туда было долго, а иногда и опасно для здоровья.

     Зачастую  такая сегрегация была вызвана самими представителями власти, как например, сэр Базил Брук, который в течение двадцати лет занимал должность премьер-министра Северной Ирландии. Он активно пропагандировал систему найма работников через социальные организации, такие как the Orange Order(Оранжистский орден), которая объединяла исключительно протестантов любых социальных сословий и тесно сотрудничала с такими институтами как Церковь Ирландии, Демократическая партия юнионистов и другими. 

     В своей статье, напечатанной в газете the Londonderry Sentinel 20 марта в 1934 году, сэр Базил Брук заявил следующее: «…Я рекомендую лицам, являющимся Лоялистами, не принимать на работу Римских Католиков, 99% из которых - не лояльны… Вы являетесь работодателями и у вас все карты на руках. Если вы сейчас не поступите должным образом,…то потом мы окажемся в меньшинстве…»[13].

     Сепаратизм  затронул и образовательную систему. Религия и образование всегда были тесно взаимосвязаны в Ирландии с исторических времен, и такая  связь остается по сей день. С  незапамятных времен Католики с подозрением  относились к вовлечению государства в образовательную сферу, поэтому они боролись за сохранение Церковью контроля над своими школами.

     Протестанты, в свою очередь, также были против преобладания светской направленности в этой системе и всячески отклоняли  проект интеграции в школах, в соответствии с которым, религиоведение должно было стать факультативным занятием во внеурочное время. Результатом этого стала школьная система, при которой изучение Библии осуществлялось преимущественно в соответствии с протестантским  толком; католическое меньшинство вытеснялось в религиозные школы, финансирование которых осуществлялось только на 65% в отличие от протестантских школ[14].

     Заметное  изменение наблюдается в конце 1950-х и в начале 1960-х годов. Требования как католической, так и протестантской общин  привели к осуществлению британским правительством ряда государственных программ, направленных на улучшение жизненных стандартов населения в целом. Примечательно, что число работников-католиков значительно выросло не только в государственном секторе, но и в частном тоже. На территории Северной Ирландии стали открываться многонациональные компании из Европы, Америки и самой Великобритании, что послужило увеличению количества рабочих мест. Не смотря на то, что большинство заводов было расположено на протестантской территории, положительной тенденцией в найме католиков на работу стал факт не ирландского происхождения владельцев компаний и их отдаленность от внутреннего конфликта[15].

     Но  такая ситуация складывалась не во всех областях. Все еще оставались компании, которые проявляли дискриминацию в отношении католиков. Результатом этого послужило образование в конце 1960-х годов Ассоциации по защите Гражданских Прав Северной Ирландии (АЗГПСИ). Ее членами стали как католики, так и либеральные протестанты. Они устраивали забастовки, митинги, протесты и другие акции, чтобы изменить существующий ход событий. Сторонники Ассоциации требовали единого универсального избирательного права, отмены закона об особых полномочиях и другое, что могло бы спасти общество от сегрегации. В отличие от ИРА, Ассоциация номеровалась слиться с существующей политической формацией. Вместо атак и оппозиции ее сторонники видели свое будущее как часть Северной Ирландии и предпринимали действия по интеграции в систему.

Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии