Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;
-раскрыть проблемный характер данного конфликта;
-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.
Введение……………………………………………………………3
I Специфика конфликтов в религиозной
сфере…………………………............................................................4
II Исторические аспекты возникновения конфликта
в Северной Ирландии………………………………………........5
III Причины и факторы многовекового конфликта
в Северной Ирландии…………….....................................................8
IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12
V Этапы урегулирования конфликта в Северной
Ирландии…………………………...................................................14
Заключение……………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………28
С 1 января 1801 года, согласно так
называемому «Акту об унии»,
была ликвидирована
Уния
принесла Ольстеру экономический подъем
и закрепила господство протестантов,
которые консолидировались в
борьбе с католиками и диссентерами-
В результате подавления конфликтов Англия получила лишь временный перерыв активной борьбы ирландцев за независимость, последние перешли к иным формам противоборства. В 1829 году английское правительство было вынуждено предоставить ирландским католикам пассивное избирательное право (одновременно имущественный избирательный ценз был повышен в 5 раз). Несмотря на этот шаг, в стране развернулось движение за разрыв («рипил») англо-ирландской унии. В 1840 году была создана Ассоциация рипилеров, внутри которой в 1842 году образовалась более радикальная группа «Молодая Ирландия».
Со второй половины XIX века в
политической жизни страны
Возрастание насилия и
Сопротивление Ольстерских протестантов и консерваторов в английском парламенте не позволяло биллю о гомруле 'Home Rule' стать законом вплоть до 1914 года, поэтому введение закона откладывалось до окончания боевых действий Первой мировой войны, и Ольстер изымался из его действия. В 1916 году сторонники гомруля подняли восстание, которое было подавлено с чрезвычайной жестокостью. Вера националистов в парламентские методы борьбы была подорвана. Образовавшаяся в 1905 г. партия Шинн Фейн (Sinn Fein – «Мы сами») возглавила борьбу[7].
В 1919 году в Дублине был создан ирландский парламент, провозгласивший независимость страны, сформированы независимые государственные учреждения. В ответ английское правительство применило насилие. Тогда ирландцы начали партизанскую войну, в результате которой правительство Великобритании вынуждено было предоставить 26 южным графствам статус доминиона. Доминион (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне — в составе Британского Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором[8].
Англо-ирландский договор в 1921 году закрепил разделение страны на Ирландское свободное государство и Северную Ирландию. Данный процесс не улучшил взаимоотношения между католическим и протестантским населением, которое теперь проживало всего в шести графствах Ольстера, принадлежавших юнионистам (так как оставшиеся три графства не вошли в состав Северной Ирландии), во избежание контроля подавляющего большинства со стороны католиков над протестантами в этом регионе.
Каждое
сообщество продолжало свою самоидентификацию
в соответствии со своими религиозными
убеждениями. Места получения образования,
рабочие места и социальная деятельность
оставались различными. К примеру, протестантские
юнионисты называли город Лондондерри,
согласно его официально признанному
названию, в то время как, остальные,
придерживаясь националистического чувства,
называли его просто Дерри[9]. Недоверие
и агрессия, явившиеся результатом колонизации
Ирландии протестантскими поселенцами
сопровождались политической и социальной
сегрегацией Католиков и Протестантов.
III Причины и факторы многовекового конфликта в Северной Ирландии
Таким образом, в начале ХХ века закончился длительный этап борьбы ирландцев за независимость. На территории большей части страны установился мир, однако в Северной Ирландии борьба продолжается и в настоящее время. Существование двух разделенных Ирландий, межконфессиональные противоречия (50,6% жителей Северной Ирландии – приверженцы англиканской церкви, 38,4% – католической) не способствуют установлению мира в регионе[10]. Однако только религиозным вопросом список причин и факторов многовекового конфликта в Северной Ирландии не ограничивается.
Следует выделить основные из них:
Как
мы видим, североирландский конфликт имеет
множество причин. Он с полным
правом может считаться
С получением большей частью Ирландии независимости произошел выход ее населения из числа открытых участников конфликта. Однако борьба на оставшейся под Британским контролем территории продолжается и поныне. Надо отметить, что ситуация в Ольстере намного сложнее и проблематичнее, чем в остальной Ирландии в период английского господства. Это связано со многими факторами.
В отличие от остальной Ирландии, количество протестантов в Ольстере превышает количество католиков, поэтому националистам не приходится рассчитывать на поддержку большинства населения. В свою очередь это сильно сказывается на социально-экономических процессах, происходящих в данном регионе.
Взять, к примеру, сектор по трудоустройству населения. Степень трудоустройства католиков в общественной сфере достигает приблизительно 30%, цифра - пропорциональная общему числу католического населения, проживающего на данной территории. При детальном рассмотрении, очевидно, что из этих 30% католиков только 11% приходилось на распределение их на руководящие должности в 1951 году. Эта цифра заметно сократилась до 6% к 1959 году, но уже к 1973 году выросла до 15%, что было вызвано проведением реформ в связи с участившимися актами насилия и жестокости[12].
Примечательно, что католики в отличие от протестантов выполняли низкооплачиваемую, зачастую сезонную работу, в то время как, протестанты занимали высокооплачиваемые позиции. Дискриминация католического населения заключалась еще и в том, что место работы в некоторых случаях располагалось довольно таки далеко, поэтому добираться туда было долго, а иногда и опасно для здоровья.
Зачастую такая сегрегация была вызвана самими представителями власти, как например, сэр Базил Брук, который в течение двадцати лет занимал должность премьер-министра Северной Ирландии. Он активно пропагандировал систему найма работников через социальные организации, такие как the Orange Order(Оранжистский орден), которая объединяла исключительно протестантов любых социальных сословий и тесно сотрудничала с такими институтами как Церковь Ирландии, Демократическая партия юнионистов и другими.
В своей статье, напечатанной в газете the Londonderry Sentinel 20 марта в 1934 году, сэр Базил Брук заявил следующее: «…Я рекомендую лицам, являющимся Лоялистами, не принимать на работу Римских Католиков, 99% из которых - не лояльны… Вы являетесь работодателями и у вас все карты на руках. Если вы сейчас не поступите должным образом,…то потом мы окажемся в меньшинстве…»[13].
Сепаратизм затронул и образовательную систему. Религия и образование всегда были тесно взаимосвязаны в Ирландии с исторических времен, и такая связь остается по сей день. С незапамятных времен Католики с подозрением относились к вовлечению государства в образовательную сферу, поэтому они боролись за сохранение Церковью контроля над своими школами.
Протестанты, в свою очередь, также были против преобладания светской направленности в этой системе и всячески отклоняли проект интеграции в школах, в соответствии с которым, религиоведение должно было стать факультативным занятием во внеурочное время. Результатом этого стала школьная система, при которой изучение Библии осуществлялось преимущественно в соответствии с протестантским толком; католическое меньшинство вытеснялось в религиозные школы, финансирование которых осуществлялось только на 65% в отличие от протестантских школ[14].
Заметное изменение наблюдается в конце 1950-х и в начале 1960-х годов. Требования как католической, так и протестантской общин привели к осуществлению британским правительством ряда государственных программ, направленных на улучшение жизненных стандартов населения в целом. Примечательно, что число работников-католиков значительно выросло не только в государственном секторе, но и в частном тоже. На территории Северной Ирландии стали открываться многонациональные компании из Европы, Америки и самой Великобритании, что послужило увеличению количества рабочих мест. Не смотря на то, что большинство заводов было расположено на протестантской территории, положительной тенденцией в найме католиков на работу стал факт не ирландского происхождения владельцев компаний и их отдаленность от внутреннего конфликта[15].
Но такая ситуация складывалась не во всех областях. Все еще оставались компании, которые проявляли дискриминацию в отношении католиков. Результатом этого послужило образование в конце 1960-х годов Ассоциации по защите Гражданских Прав Северной Ирландии (АЗГПСИ). Ее членами стали как католики, так и либеральные протестанты. Они устраивали забастовки, митинги, протесты и другие акции, чтобы изменить существующий ход событий. Сторонники Ассоциации требовали единого универсального избирательного права, отмены закона об особых полномочиях и другое, что могло бы спасти общество от сегрегации. В отличие от ИРА, Ассоциация номеровалась слиться с существующей политической формацией. Вместо атак и оппозиции ее сторонники видели свое будущее как часть Северной Ирландии и предпринимали действия по интеграции в систему.
Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии