История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;

-раскрыть проблемный характер данного конфликта;

-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

I Специфика конфликтов в религиозной

сфере…………………………............................................................4

II Исторические аспекты возникновения конфликта

в Северной Ирландии………………………………………........5

III Причины и факторы многовекового конфликта

в Северной Ирландии…………….....................................................8

IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12

V Этапы урегулирования конфликта в Северной

Ирландии…………………………...................................................14

Заключение……………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………28

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУР И РЕЛИГИЙ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Компромисс  не случайно нашел поддержку лидеров  как католиков, так и протестантов. Он дал им возможность убеждать своих  сторонников, что по принципиальным вопросам они не отступили. Протестантские лидеры смогли заявить, что они сохранили контроль над исполнительными органами, поскольку эти органы будут формироваться Ассамблеей, в которой большинство голосов будет принадлежать им. А лидеры католиков, в свою очередь, смогли указать, что статус формируемого в соответствии с референдумом Совместного совета представителей Севера и Юга будет закреплен законодательно парламентами Великобритании и Ирландии и потому не может быть отменен по желанию протестантского большинства в Североирландской Ассамблее.

     Что касается субъектов конфликта, то о  них довольно много было сказано  выше при рассмотрении предыстории  и динамики конфликта. Осталось лишь выделить и классифицировать их.

    • Во-первых, это государственные институты, такие как правительство Великобритании и министерство по делам Северной Ирландии, Стормонт (парламент Ольстера), Ассамблея Северной Ирландии.
    • Во-вторых, такие политические организации, как политические партии и движения. Это Демократическая Юнионистская Партия (Ольстера), Ольстерская Юнионистская партия, Социал-демократическая лейбористская партия, Шинн Фейн.
    • В-третьих, это религиозные организации, среди которых важнейшее место занимает Оранжистский орден.
    • В-четвертых, это террористические и военизированные организации, такие как Ирландская республиканская армия, Силы освобождения Северной Ирландии, Лоялистские добровольческие силы, Добровольческие силы Ольстера, Ассоциация обороны Ольстера.
    • В-пятых, бизнес, преступные организации, которые финансируют и лоббируют свои интересы через те или иные вышеуказанные субъекты.

     Экстремизм  и террор стали едва ли не основным методом урегулирования конфликта, который используют для достижения целей в своем давнем межобщинном  противостоянии католики и протестанты Северной Ирландии. Протестантские экстремисты отличаются от католических более высоким уровнем организационной дробности, внутренней конфликтности и лояльности во взаимоотношениях с силовыми структурами, а также большей численностью. Они менее склонны к деятельности за пределами Северной Ирландии и в большей степени предпочитают участвовать в демонстрациях, забастовках и других подобных акциях. Главная их цель-защита руководящей роли протестантов в Северной Ирландии.   

     Исходя  из этого, данную проблему необходимо рассматривать в развитии, учитывая политические и социально-экономические изменения. При всей специфике этот конфликт имеет черты, характерные для многих других конфликтов, особенно в последние 10—15 лет; в значительной мере он даже предвосхитил конфликты эпохи после завершения "холодной войны", выявив ряд их характерных особенностей. В первую очередь, это религиозная форма противостояния.

     Анализ  требований различных политических сил и их интересов показывает, что религиозная оболочка противостояния, кажущаяся столь важной, на самом деле призвана скрывать социально-экономическую его сущность, хотя и сама по себе является очень важным фактором. С этим связана и осторожная позиция католической церкви, безусловно, поддерживающей католическую общину, но в тоже время воздерживающейся от одобрения радикалов и ухудшения отношений с Великобританией.

     На  протяжении веков католичество, ущемленное в правах, но не утратившее авторитета, было знаменем ирландского национального  движения. Именно поэтому религиозная принадлежность, синоним, по сути, принадлежности социальной и национальной, и поныне является столь важной. Кроме всего прочего, религиозное противостояние, порождающее экстремизм и насилие, до сих пор остается оправданием для сохранения британского управления и удобным предлогом для любых жестких мер.

     Внутри  обеих общин, как и в рамках британской и ирландской политики, выделяются два течения — радикальное, отличающееся непримиримой позицией и  склонностью к силовым решениям, и умеренное, выступающее за достижение компромисса. Первое подпитывается террором с обеих сторон, тогда как второе — прагматическим осознанием выгод мира и взаимных уступок как обязательного условия решения проблемы. В настоящее время их баланс представляется изменившимся в пользу второго, но эта тенденция еще не утвердилась в значительной степени.

     Наметившийся  в 1990-е годы поворот в сторону компромисса между противоборствующими сторонами не означает быстрых и существенных перемен, не говорит о скором урегулировании конфликта. Слишком глубоки его корни, слишком выгодно противостояние для радикальных группировок, доминирующих и сейчас в обеих общинах Северной Ирландии. Однако ряд моментов, появившихся в результате отхода британского правительства от поддержки протестантских экстремистов, в частности, улучшение экономической ситуации в Северной Ирландии, растущее осуждение террора как в самой Северной Ирландии, так и в Великобритании, прагматическое осознание выгод от мирного урегулирования проблемы, которое все более представляется реалистичным, говорит в пользу того, что в принципе компромисс возможен.

     Лидеры  основных противостоящих группировок  обеих общин также поддержали предложение Блэра и Брутона. Дж. Адамс заявил, что приветствует идею "снять вопрос о сдаче  оружия как препятствие к началу существенных переговоров". Лидер Ольстерской юнионистской партии (крупнейшей в 1990-х годах политической силы протестантской общины) Д. Тримбл отметил, что предложение Блэра — это, конечно, далеко не то, о чем мечтают юнионисты, но он не собирается его отбрасывать. Это укрепило возникшие надежды на возможность урегулирования конфликта.

     Следующим шагом на пути мирного урегулирования в соответствии со Стормонтским соглашением  стали выборы в Ассамблею, парламент  Северной Ирландии. Они прошли в июне 1998 года. Именно на них рассчитывали противники соглашения, надеясь в случае победы использовать парламентский механизм для девальвации соглашения. У них были основания, поскольку основная часть избирателей от обеих общин, поддерживая в целом курс на примирение и соглашаясь с намеченными соглашением шагами для этого, все же испытывала смешанные и сложные чувства. Протестанты с подозрением относились к неожиданной для них поддержке мира "террористами" из ИРА, а католики опасались закрепления власти за протестантами-юнионистами, не сопровождаемого гарантиями гражданских прав и отмены дискриминации.

     На  выборах в Ассамблею в протестантской общине больше всего голосов получили "Ольстерские юнионисты" во главе  с Д. Тримблом. Второе место с большим  отрывом заняла Демократическая Юнионистская партия (ДЮП) во главе с Я.Пэйсли. Остальные партии и группировки набрали невысокий процент голосов. В католической общине лидерство досталось не Шинн фейн, а Социал-демократическая и лейбористская партия (СДЛП) во главе с Дж. Хьюмом, стоящей на умеренных позициях. Шинн фейн вышла на второе место, получив 17 % голосов. Это дало основание Тримблу, как основному кандидату на пост премьер-министра Ольстера, заявить, что он не пригласит в свой будущий кабинет представителей Шинн фейн, так как ИРА, чьим политическим крылом является партия, отказывается разоружаться.

     Вопрос  о разоружении стал основным камнем преткновения для дальнейших шагов  по урегулированию проблемы после подведения итогов выборов. Этот вопрос занял центральное место и на переговорах Блэра с лидерами общин, и в дебатах британского парламента по ольстерскому вопросу, и в британской прессе. Боевики ИРА и других католических группировок не спешили сдавать оружие (от протестантских боевиков этого требовали гораздо менее интенсивно), ограничиваясь предоставлением гарантий прекращения террора и насилия со своей стороны. Протестанты же требовали разоружения католических "террористов" как непременного условия дальнейшего мирного процесса и допущения Шинн фейн в коалиционное правительство Северной Ирландии. Причем Тримбл заявил о готовности в этом случае сотрудничать с Шинн фейн, а Пэйсли объявил такой шаг в целом предательством интересов протестантов.

     В самом тексте соглашения разоружение  провозглашается обязательной задачей, но его конкретная процедура не определена. Это и дало возможность ИРА заявить, что она временно не собирается разоружаться, не нарушая при этом поддержанное ею соглашение. Поэтому обещание руководства ИРА "всесторонне сотрудничать" в вопросе о сдаче оружия, по мнению аналитиков, фактически было заморожено. В ответ протестантские вооруженные группировки предупредили, что в таком случае, и они могут не сдавать оружия[24].

     Процесс переговоров по формированию коалиционного  правительства провинции, начавшийся сразу после июньских выборов в Ассамблею, был прерван на некоторое время новым всплеском насилия в Северной Ирландии летом 1998 года. В июне 1998 года, открылся очередной ежегодный "сезон маршей" протестантов-юнионистов в память о победе Вильгельма Оранского над якобитами в битве на реке Бойн в 1691 году. Протестанты по традиции прошли через католические кварталы ряда городов Ольстера. Самый значительный марш состоялся в  1998 году в городе Портадаун, что, как всегда, привело к стычкам и погромам. В Портадауне дорогу им преградили британские войска. Тогда "оранжисты" стали лагерем и долго отказывались уйти. Эти события вновь вывели на ольстерскую политическую авансцену Оранжистский орден и связанные с ним протестантские группировки, оттесненные, казалось, мирным процессом на задний план.

     Этот  новый всплеск насилия, вызвавший  возмущение католической общины, привел и к расколу протестантов. Впервые  большая часть "оранжистов" решительно осудила насилие по отношению  к католикам. Это продемонстрировало определенное укрепление поддержки идеи мирного урегулирования самими общинами.

     Но  в августе 1998 года произошел новый теракт, вызвавший громкий общественный резонанс. В центре города Ома в автомобиле взорвалась бомба, в результате чего 28 человек погибли и более 30 получили ранения. Британская пресса подчеркивала, что это самый чудовищный террористический акт в Северной Ирландии за последние полвека. Причем важным его аспектом явилось то обстоятельство, что число погибших католиков и протестантов было примерно равным, католиков было несколько больше. Ответственность взяла на себя так называемая "Подлинная ИРА", группировка, вышедшая из ИРА в результате раскола из-за отношения к Стормонтскому соглашению. Этот террористический акт был осужден практически всеми политическими группировками Северной Ирландии, включая и Шинн фейн, объявившей, что она никогда не ставила целью гибель гражданского населения[25].

       Вскоре в Ольстере стало проявляться  и достаточно новое явление,  хотя и логически связанное  со сложившимся образом действий противоборствующих сил провинции. Крупные группировки обеих общин, поддерживающие мирный процесс, стали обращать террор против выступающих за продолжение борьбы организаций и членов своих же структур.

     Другими словами, миротворцы стали оказывать  давление на убежденных сторонников террора при помощи все того же террора. Если в конце января 1999 года противники мирного урегулирования из католической общины учинили в городе Ньюри зверскую расправу над активно выступавшим за мирное урегулирование бывшим боевиком ИРА Эймоном Коллинзом, выдававшим информацию о террористических актах ИРА англичанам (его труп был так изувечен, что жена едва его опознала), то 31 января был похищен и жестоко избит некто Пэдди Фокс, деятель ИРА с большим террористическим стажем, известный своей непримиримой позицией в вопросе об урегулировании. Он критиковал Стормонтское соглашение, обвиняя руководителей Шинн фейн в предательстве интересов католиков, и заявлял, что "многие борцы за воссоединение Ирландии недовольны компромиссом". Выяснилось также, что активисты ИРА проводили обыски в домах своих "диссидентов", не согласных с курсом на мирное урегулирование, и оказывали на них давление иными способами, стремясь добиться прекращения разногласий.

     В свою очередь, протестантские вооруженные группировки также воздействовали на своих членов, не согласных с прекращением террора по отношению к католикам, поразительно схожими методами.

     С тех пор процесс урегулирования вращается вокруг тесно взаимосвязанных  вопросов декомиссии, снижения присутствия британских войск в провинции и реформирования полицейских сил в регионе. В 2000 году не желание ИРА приступить к реальному разоружению привело к приостановке работы правительства Северной Ирландии.

     В очередной раз выход удалось  найти благодаря международному посредничеству   в лице комиссии по разоружению в составе канадского генерала Джона де Шастелена в качестве её руководителя и двух независимых военных инспекторов – бывшего генерального секретаря АНК Сирила Рамафозы и бывшего президента Финляндии Марти Антисаари. ИРА обещало допустить инспекторов к своим военным складам. В ответ британское правительство пошло на сокращение численности своих войск в провинции до 13,5 тысяч человек.

     Всё это время обстановка в регионе  осложнялась противостоянием не только между католиками и протестантами, но и между различными фракциями в рядах обеих сторон. Так, не раз вспыхивали междоусобицы между лоялистскими военизированными формированиями, а также между "временной" ИРА, участвующей в процессе мирного урегулирования, и "настоящей" ИРА, члены которой против любых переговоров с Лоялистами, за насильственный путь решения конфликта.

Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии