Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;
-раскрыть проблемный характер данного конфликта;
-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.
Введение……………………………………………………………3
I Специфика конфликтов в религиозной
сфере…………………………............................................................4
II Исторические аспекты возникновения конфликта
в Северной Ирландии………………………………………........5
III Причины и факторы многовекового конфликта
в Северной Ирландии…………….....................................................8
IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12
V Этапы урегулирования конфликта в Северной
Ирландии…………………………...................................................14
Заключение……………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………28
Компромисс не случайно нашел поддержку лидеров как католиков, так и протестантов. Он дал им возможность убеждать своих сторонников, что по принципиальным вопросам они не отступили. Протестантские лидеры смогли заявить, что они сохранили контроль над исполнительными органами, поскольку эти органы будут формироваться Ассамблеей, в которой большинство голосов будет принадлежать им. А лидеры католиков, в свою очередь, смогли указать, что статус формируемого в соответствии с референдумом Совместного совета представителей Севера и Юга будет закреплен законодательно парламентами Великобритании и Ирландии и потому не может быть отменен по желанию протестантского большинства в Североирландской Ассамблее.
Что касается субъектов конфликта, то о них довольно много было сказано выше при рассмотрении предыстории и динамики конфликта. Осталось лишь выделить и классифицировать их.
Экстремизм и террор стали едва ли не основным методом урегулирования конфликта, который используют для достижения целей в своем давнем межобщинном противостоянии католики и протестанты Северной Ирландии. Протестантские экстремисты отличаются от католических более высоким уровнем организационной дробности, внутренней конфликтности и лояльности во взаимоотношениях с силовыми структурами, а также большей численностью. Они менее склонны к деятельности за пределами Северной Ирландии и в большей степени предпочитают участвовать в демонстрациях, забастовках и других подобных акциях. Главная их цель-защита руководящей роли протестантов в Северной Ирландии.
Исходя из этого, данную проблему необходимо рассматривать в развитии, учитывая политические и социально-экономические изменения. При всей специфике этот конфликт имеет черты, характерные для многих других конфликтов, особенно в последние 10—15 лет; в значительной мере он даже предвосхитил конфликты эпохи после завершения "холодной войны", выявив ряд их характерных особенностей. В первую очередь, это религиозная форма противостояния.
Анализ требований различных политических сил и их интересов показывает, что религиозная оболочка противостояния, кажущаяся столь важной, на самом деле призвана скрывать социально-экономическую его сущность, хотя и сама по себе является очень важным фактором. С этим связана и осторожная позиция католической церкви, безусловно, поддерживающей католическую общину, но в тоже время воздерживающейся от одобрения радикалов и ухудшения отношений с Великобританией.
На протяжении веков католичество, ущемленное в правах, но не утратившее авторитета, было знаменем ирландского национального движения. Именно поэтому религиозная принадлежность, синоним, по сути, принадлежности социальной и национальной, и поныне является столь важной. Кроме всего прочего, религиозное противостояние, порождающее экстремизм и насилие, до сих пор остается оправданием для сохранения британского управления и удобным предлогом для любых жестких мер.
Внутри
обеих общин, как и в рамках
британской и ирландской политики,
выделяются два течения — радикальное,
отличающееся непримиримой позицией и
склонностью к силовым
Наметившийся в 1990-е годы поворот в сторону компромисса между противоборствующими сторонами не означает быстрых и существенных перемен, не говорит о скором урегулировании конфликта. Слишком глубоки его корни, слишком выгодно противостояние для радикальных группировок, доминирующих и сейчас в обеих общинах Северной Ирландии. Однако ряд моментов, появившихся в результате отхода британского правительства от поддержки протестантских экстремистов, в частности, улучшение экономической ситуации в Северной Ирландии, растущее осуждение террора как в самой Северной Ирландии, так и в Великобритании, прагматическое осознание выгод от мирного урегулирования проблемы, которое все более представляется реалистичным, говорит в пользу того, что в принципе компромисс возможен.
Лидеры основных противостоящих группировок обеих общин также поддержали предложение Блэра и Брутона. Дж. Адамс заявил, что приветствует идею "снять вопрос о сдаче оружия как препятствие к началу существенных переговоров". Лидер Ольстерской юнионистской партии (крупнейшей в 1990-х годах политической силы протестантской общины) Д. Тримбл отметил, что предложение Блэра — это, конечно, далеко не то, о чем мечтают юнионисты, но он не собирается его отбрасывать. Это укрепило возникшие надежды на возможность урегулирования конфликта.
Следующим шагом на пути мирного урегулирования в соответствии со Стормонтским соглашением стали выборы в Ассамблею, парламент Северной Ирландии. Они прошли в июне 1998 года. Именно на них рассчитывали противники соглашения, надеясь в случае победы использовать парламентский механизм для девальвации соглашения. У них были основания, поскольку основная часть избирателей от обеих общин, поддерживая в целом курс на примирение и соглашаясь с намеченными соглашением шагами для этого, все же испытывала смешанные и сложные чувства. Протестанты с подозрением относились к неожиданной для них поддержке мира "террористами" из ИРА, а католики опасались закрепления власти за протестантами-юнионистами, не сопровождаемого гарантиями гражданских прав и отмены дискриминации.
На
выборах в Ассамблею в
Вопрос о разоружении стал основным камнем преткновения для дальнейших шагов по урегулированию проблемы после подведения итогов выборов. Этот вопрос занял центральное место и на переговорах Блэра с лидерами общин, и в дебатах британского парламента по ольстерскому вопросу, и в британской прессе. Боевики ИРА и других католических группировок не спешили сдавать оружие (от протестантских боевиков этого требовали гораздо менее интенсивно), ограничиваясь предоставлением гарантий прекращения террора и насилия со своей стороны. Протестанты же требовали разоружения католических "террористов" как непременного условия дальнейшего мирного процесса и допущения Шинн фейн в коалиционное правительство Северной Ирландии. Причем Тримбл заявил о готовности в этом случае сотрудничать с Шинн фейн, а Пэйсли объявил такой шаг в целом предательством интересов протестантов.
В самом тексте соглашения разоружение провозглашается обязательной задачей, но его конкретная процедура не определена. Это и дало возможность ИРА заявить, что она временно не собирается разоружаться, не нарушая при этом поддержанное ею соглашение. Поэтому обещание руководства ИРА "всесторонне сотрудничать" в вопросе о сдаче оружия, по мнению аналитиков, фактически было заморожено. В ответ протестантские вооруженные группировки предупредили, что в таком случае, и они могут не сдавать оружия[24].
Процесс переговоров по формированию коалиционного правительства провинции, начавшийся сразу после июньских выборов в Ассамблею, был прерван на некоторое время новым всплеском насилия в Северной Ирландии летом 1998 года. В июне 1998 года, открылся очередной ежегодный "сезон маршей" протестантов-юнионистов в память о победе Вильгельма Оранского над якобитами в битве на реке Бойн в 1691 году. Протестанты по традиции прошли через католические кварталы ряда городов Ольстера. Самый значительный марш состоялся в 1998 году в городе Портадаун, что, как всегда, привело к стычкам и погромам. В Портадауне дорогу им преградили британские войска. Тогда "оранжисты" стали лагерем и долго отказывались уйти. Эти события вновь вывели на ольстерскую политическую авансцену Оранжистский орден и связанные с ним протестантские группировки, оттесненные, казалось, мирным процессом на задний план.
Этот новый всплеск насилия, вызвавший возмущение католической общины, привел и к расколу протестантов. Впервые большая часть "оранжистов" решительно осудила насилие по отношению к католикам. Это продемонстрировало определенное укрепление поддержки идеи мирного урегулирования самими общинами.
Но в августе 1998 года произошел новый теракт, вызвавший громкий общественный резонанс. В центре города Ома в автомобиле взорвалась бомба, в результате чего 28 человек погибли и более 30 получили ранения. Британская пресса подчеркивала, что это самый чудовищный террористический акт в Северной Ирландии за последние полвека. Причем важным его аспектом явилось то обстоятельство, что число погибших католиков и протестантов было примерно равным, католиков было несколько больше. Ответственность взяла на себя так называемая "Подлинная ИРА", группировка, вышедшая из ИРА в результате раскола из-за отношения к Стормонтскому соглашению. Этот террористический акт был осужден практически всеми политическими группировками Северной Ирландии, включая и Шинн фейн, объявившей, что она никогда не ставила целью гибель гражданского населения[25].
Вскоре в Ольстере стало
Другими словами, миротворцы стали оказывать давление на убежденных сторонников террора при помощи все того же террора. Если в конце января 1999 года противники мирного урегулирования из католической общины учинили в городе Ньюри зверскую расправу над активно выступавшим за мирное урегулирование бывшим боевиком ИРА Эймоном Коллинзом, выдававшим информацию о террористических актах ИРА англичанам (его труп был так изувечен, что жена едва его опознала), то 31 января был похищен и жестоко избит некто Пэдди Фокс, деятель ИРА с большим террористическим стажем, известный своей непримиримой позицией в вопросе об урегулировании. Он критиковал Стормонтское соглашение, обвиняя руководителей Шинн фейн в предательстве интересов католиков, и заявлял, что "многие борцы за воссоединение Ирландии недовольны компромиссом". Выяснилось также, что активисты ИРА проводили обыски в домах своих "диссидентов", не согласных с курсом на мирное урегулирование, и оказывали на них давление иными способами, стремясь добиться прекращения разногласий.
В свою очередь, протестантские вооруженные группировки также воздействовали на своих членов, не согласных с прекращением террора по отношению к католикам, поразительно схожими методами.
С тех пор процесс урегулирования вращается вокруг тесно взаимосвязанных вопросов декомиссии, снижения присутствия британских войск в провинции и реформирования полицейских сил в регионе. В 2000 году не желание ИРА приступить к реальному разоружению привело к приостановке работы правительства Северной Ирландии.
В очередной раз выход удалось найти благодаря международному посредничеству в лице комиссии по разоружению в составе канадского генерала Джона де Шастелена в качестве её руководителя и двух независимых военных инспекторов – бывшего генерального секретаря АНК Сирила Рамафозы и бывшего президента Финляндии Марти Антисаари. ИРА обещало допустить инспекторов к своим военным складам. В ответ британское правительство пошло на сокращение численности своих войск в провинции до 13,5 тысяч человек.
Всё это время обстановка в регионе осложнялась противостоянием не только между католиками и протестантами, но и между различными фракциями в рядах обеих сторон. Так, не раз вспыхивали междоусобицы между лоялистскими военизированными формированиями, а также между "временной" ИРА, участвующей в процессе мирного урегулирования, и "настоящей" ИРА, члены которой против любых переговоров с Лоялистами, за насильственный путь решения конфликта.
Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии