История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;

-раскрыть проблемный характер данного конфликта;

-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

I Специфика конфликтов в религиозной

сфере…………………………............................................................4

II Исторические аспекты возникновения конфликта

в Северной Ирландии………………………………………........5

III Причины и факторы многовекового конфликта

в Северной Ирландии…………….....................................................8

IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12

V Этапы урегулирования конфликта в Северной

Ирландии…………………………...................................................14

Заключение……………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………28

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУР И РЕЛИГИЙ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)
 
 

Е.Н.Барышникова

История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии

Информационный  обзор

Астана 2009 
 
 
 
 

                  

                                                   План обзора 

        Введение……………………………………………………………3

     I Специфика конфликтов в религиозной

        сфере…………………………............................................................4

     II Исторические аспекты возникновения конфликта

        в Северной    Ирландии………………………………………........5

     III Причины и факторы многовекового конфликта

        в Северной Ирландии…………….....................................................8

     IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12

     V Этапы урегулирования конфликта в Северной

        Ирландии…………………………...................................................14

        Заключение……………………………………………………….22

        Список используемой литературы………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Региональные  конфликты в мире не прекращаются на протяжении всей истории человечества. Социальная, национальная и конфессиональная неоднородность общества нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, обострение всех противоречий.

     В зависимости от сферы действия конфликты  подразделяются на социально-экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные и т.д

       В последние годы часто случаются  конфликты между верующими из  различных конфессий. Сегодня  заметно вырос уровень религиозности  в мировом сообществе, что неизмеримо  обогатило духовную жизнь общества, но в то же время породило множество различных проблем.  
Наиболее острой из этих проблем является конфликтный потенциал в религиозной сфере. Это выражается в интенсивном распространении в  конфессиональной среде новых религиозных движений. Религиозные конфликты, нередко сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, зачастую усиливают социальную напряженность в современном  обществе. В этих условиях изучение интегрирующего и дезинтегрирующего влияния религии на современное общество имеет большую практическую значимость.

     Следует отметить, что религия одновременно обладает возможностью снятия конфликтных  ситуаций, гармонизации межнациональных  отношений, ослаблении психологической  напряженности в периоды социальных обострений, стабилизации общественно-политической ситуации в стране и т.д.

     Актуальность  исследования обусловлена тем, что  религия в общественной жизни  никогда не выступала в так  называемом «чистом виде». Особенно это относится к современности. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и, несмотря на заявления отдельных религиозных лидеров об аполитичности конфессий, - в политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные  
сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и наоборот -конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.

     Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.

     Исходя  из поставленной цели, были определены следующие задачи:

     -исследовать  историю возникновения конфликта  на территории     Северной Ирландии;

     -раскрыть  проблемный характер данного  конфликта;

     -изучить  международный опыт решения этнополитических  и межконфессиональных конфликтов  на примере Северной Ирландии. 

     I Специфика конфликтов в религиозной сфере

     Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения [1].

     Религиозный конфликт (лат. conflictus - столкновение) — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации.  Религиозный конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с религиозным фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны[2].

       Как, например, серия гражданских  войн между католиками и протестантами (гугенотами) во Франции с 1562 года по 1598 год, которые разделили страну на два конфронтующих лагеря. Серия крестовых походов  западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе. И таких примеров человечество знает множество.

     Религиозный конфликт может возникать внутри сообщества, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях религиозный конфликт становился формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий, противоборства государств. Социально-политические конфликты, в которых важную роль играет религиозный фактор, иногда называют социорелигиозными[3].

     Многочисленные примеры религиозных и социорелигиозных конфликтов зафиксированы в истории всех религий. Эти конфликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в религиозных войнах, в религиозно-политических  движениях и т. д.

     Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих, связанный с миром иным, божественным.

     Отношения в духовной сфере есть вид и  значимая часть общественных отношений  в целом. Они осуществляются через  систему различных интеракций на всех возможных уровнях, от связей между 'обычными' людьми до контактов в среде лидеров и руководителей конфессий и деноминаций. В то же время, взаимоотношения в духовной сфере обладают и рядом весьма специфичных свойств. Вне всякого сомнения, этот тип общественных связей является крайне важным на протяжении всей человеческой истории, и не потерял своей значимости и в наши дни. Более того, недавние и текущие конфликты с религиозной подоплекой (бывший Советский Союз, бывшая Югославия, Афганистан, недавние трагические события в США, Северная Ирландия  и т.д.) говорят о все возрастающей роли религиозного фактора в современном мире [4].  

     II Исторические аспекты возникновения конфликта в Северной Ирландии

       Мало  на свете таких внутренних конфликтов, о которых было бы написано больше, чем о противостоянии между католиками и протестантами в Ирландии. Североирландский конфликт имеет длительную историю. Его истоки лежат в XII веке, когда самостоятельное Ирландское королевство Ольстер было формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках вождей кланов. В XVI веке с установлением английского господства на всей территории Ирландии территория современной Северной Ирландии вошла в состав провинции Ольстер.

       Непосредственно колонизация Северной Ирландии началась в 1609 году. Переселялись на “Ольстерскую плантацию” преимущественно шотландцы. К 1692 году в Ольстере, протестантском уголке на католическом острове, была образована администрация. В последующем был осуществлён ряд “принудительных актов”, чтобы защитить права поселенцев. К 1703 году всего 5% земли в Ольстере оставалось в руках ирландцев (а всего в Ирландии – 14%). Тем самым был легализован раздел между протестантским и католическим населением.

       В период Реформации на территории Ольстера укоренился протестантизм, чему способствовали повсеместные вытеснения коренного католического населения со стороны переселенцев из Шотландии и Англии, в остальной же части Ирландии господствующие позиции сохранил католицизм. С тех пор протестанты сохранили контроль над территорией Северной Ирландии, которая стала наиболее процветающей и богатой частью острова [5].

     Большинство мест в парламенте принадлежала протестантам, что впоследствии привело к тому, что были приняты законы, ограничивающие права католиков на получение образования и должностей, приобретение земельной собственности и всего того, что могло привести католическое население к обогащению и процветанию. Эти законы укрепляли существующую ненависть между двумя сообществами, что привело к насильственным действиям одной общины против другой.

       Великобритания  принимала все более и более  жесткие законы, направленные на дискриминацию, как католического населения  Ирландии, так и шотландских пресвитериан. Так что этнополитический конфликт в Северной Ирландии оказался тесно связан с конфликтом религиозным.

     Первоначально английское правительство вместо процесса урегулирования этнополитического  конфликта предпочло его устранение, выразившееся в подавлении восстаний  и протестных выступлений ирландцев, дискриминации коренного населения страны. Так, наиболее известное восстание произошло в 1641-1652 годах в ответ на земельные конфискации.

       В 1760 – начале 1770-х годов возникли  тайные крестьянские организации  («Белые ребята», «Дубовые ребята»,  позднее Риббониты и др.). В 1791 году в Белфасте было образовано общество «Объединенные ирландцы». Его основу составляла протестантская буржуазия, хотя в нем участвовали и католики, а также представители городских низов и крестьянство обоих вероисповеданий для борьбы с сепаратизмом.

     Поворотным  событием стало восстание в 1798 году. Это был бунт в Ирландии во время «Революционных войн». Католическое «Общество объединённых ирландцев» под влиянием американской и французской революций восстало против английского владычества (Королевств Ирландии и Великобритании). Через 4 месяца после начала восстание было подавлено, а через 2 года парламент Великобритании принял решение о присоединении Ирландского королевства — Акт об унии. Новое государство получило название «Соединённое королевство Великобритании и Ирландии».

Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии