Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.
     Исходя  из поставленной цели, были определены следующие задачи:
     -исследовать  историю возникновения конфликта  на территории     Северной Ирландии;
     -раскрыть  проблемный характер данного  конфликта;
     -изучить  международный опыт решения этнополитических  и межконфессиональных конфликтов  на примере Северной Ирландии.
Введение……………………………………………………………3
     I Специфика конфликтов в религиозной
        сфере…………………………............................................................4
     II Исторические аспекты возникновения конфликта
        в Северной    Ирландии………………………………………........5
     III Причины и факторы многовекового конфликта
        в Северной Ирландии…………….....................................................8
     IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12
     V Этапы урегулирования конфликта в Северной
        Ирландии…………………………...................................................14
        Заключение……………………………………………………….22
        Список используемой литературы………………………………28
Е.Н.Барышникова
История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии
Информационный обзор
Астана 
2009 
 
 
 
 
                              
        
Введение…………………………………………………………
I Специфика конфликтов в религиозной
        
сфере…………………………...............
II Исторические аспекты возникновения конфликта
        
в Северной    Ирландии……………………………………….......
III Причины и факторы многовекового конфликта
        
в Северной Ирландии…………….................
IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12
V Этапы урегулирования конфликта в Северной
        
Ирландии…………………………............
        
Заключение……………………………………………………
        
Список используемой литературы………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Региональные конфликты в мире не прекращаются на протяжении всей истории человечества. Социальная, национальная и конфессиональная неоднородность общества нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, обострение всех противоречий.
В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на социально-экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные и т.д
      
В последние годы часто 
Наиболее острой из этих проблем является 
конфликтный потенциал в религиозной 
сфере. Это выражается в интенсивном распространении 
в  конфессиональной среде новых религиозных 
движений. Религиозные конфликты, нередко 
сопровождаемые проявлениями агрессии, 
насилия и нетерпимости, зачастую усиливают 
социальную напряженность в современном  
обществе. В этих условиях изучение интегрирующего 
и дезинтегрирующего влияния религии 
на современное общество имеет большую 
практическую значимость. 
     Следует 
отметить, что религия одновременно 
обладает возможностью снятия конфликтных 
ситуаций, гармонизации межнациональных 
отношений, ослаблении психологической 
напряженности в периоды 
     Актуальность 
исследования обусловлена тем, что 
религия в общественной жизни 
никогда не выступала в так 
называемом «чистом виде». Особенно 
это относится к современности. 
Религия глубоко интегрирована во многие 
сферы общественной жизни - культуру, образование, 
быт и, несмотря на заявления отдельных 
религиозных лидеров об аполитичности 
конфессий, - в политику. Поэтому социальные 
конфликты, пронизывающие различные  
сферы общественной жизни, находят отражение 
в религии, и наоборот -конфликтогенные 
процессы, возникшие на религиозной почве, 
разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют 
на характер социальных отношений, в первую 
очередь политических, экономических, 
межнациональных. 
Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
     -исследовать 
историю возникновения 
-раскрыть проблемный характер данного конфликта;
     -изучить 
международный опыт решения 
I Специфика конфликтов в религиозной сфере
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения [1].
Религиозный конфликт (лат. conflictus - столкновение) — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Религиозный конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с религиозным фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны[2].
Как, например, серия гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами) во Франции с 1562 года по 1598 год, которые разделили страну на два конфронтующих лагеря. Серия крестовых походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе. И таких примеров человечество знает множество.
Религиозный конфликт может возникать внутри сообщества, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях религиозный конфликт становился формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий, противоборства государств. Социально-политические конфликты, в которых важную роль играет религиозный фактор, иногда называют социорелигиозными[3].
Многочисленные примеры религиозных и социорелигиозных конфликтов зафиксированы в истории всех религий. Эти конфликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в религиозных войнах, в религиозно-политических движениях и т. д.
Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих, связанный с миром иным, божественным.
     Отношения 
в духовной сфере есть вид и 
значимая часть общественных отношений 
в целом. Они осуществляются через 
систему различных интеракций на всех 
возможных уровнях, от связей между 'обычными' 
людьми до контактов в среде лидеров и 
руководителей конфессий и деноминаций. 
В то же время, взаимоотношения в духовной 
сфере обладают и рядом весьма специфичных 
свойств. Вне всякого сомнения, этот тип 
общественных связей является крайне 
важным на протяжении всей человеческой 
истории, и не потерял своей значимости 
и в наши дни. Более того, недавние и текущие 
конфликты с религиозной подоплекой (бывший 
Советский Союз, бывшая Югославия, Афганистан, 
недавние трагические события в США, Северная 
Ирландия  и т.д.) говорят о все возрастающей 
роли религиозного фактора в современном 
мире [4].  
II Исторические аспекты возникновения конфликта в Северной Ирландии
Мало на свете таких внутренних конфликтов, о которых было бы написано больше, чем о противостоянии между католиками и протестантами в Ирландии. Североирландский конфликт имеет длительную историю. Его истоки лежат в XII веке, когда самостоятельное Ирландское королевство Ольстер было формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках вождей кланов. В XVI веке с установлением английского господства на всей территории Ирландии территория современной Северной Ирландии вошла в состав провинции Ольстер.
Непосредственно колонизация Северной Ирландии началась в 1609 году. Переселялись на “Ольстерскую плантацию” преимущественно шотландцы. К 1692 году в Ольстере, протестантском уголке на католическом острове, была образована администрация. В последующем был осуществлён ряд “принудительных актов”, чтобы защитить права поселенцев. К 1703 году всего 5% земли в Ольстере оставалось в руках ирландцев (а всего в Ирландии – 14%). Тем самым был легализован раздел между протестантским и католическим населением.
      
В период Реформации на 
Большинство мест в парламенте принадлежала протестантам, что впоследствии привело к тому, что были приняты законы, ограничивающие права католиков на получение образования и должностей, приобретение земельной собственности и всего того, что могло привести католическое население к обогащению и процветанию. Эти законы укрепляли существующую ненависть между двумя сообществами, что привело к насильственным действиям одной общины против другой.
       Великобритания 
принимала все более и более 
жесткие законы, направленные на дискриминацию, 
как католического населения 
Ирландии, так и шотландских 
     Первоначально 
английское правительство вместо процесса 
урегулирования этнополитического 
конфликта предпочло его 
      
В 1760 – начале 1770-х годов возникли 
тайные крестьянские 
Поворотным событием стало восстание в 1798 году. Это был бунт в Ирландии во время «Революционных войн». Католическое «Общество объединённых ирландцев» под влиянием американской и французской революций восстало против английского владычества (Королевств Ирландии и Великобритании). Через 4 месяца после начала восстание было подавлено, а через 2 года парламент Великобритании принял решение о присоединении Ирландского королевства — Акт об унии. Новое государство получило название «Соединённое королевство Великобритании и Ирландии».
Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии