Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;
-раскрыть проблемный характер данного конфликта;
-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.
Введение……………………………………………………………3
I Специфика конфликтов в религиозной
сфере…………………………............................................................4
II Исторические аспекты возникновения конфликта
в Северной Ирландии………………………………………........5
III Причины и факторы многовекового конфликта
в Северной Ирландии…………….....................................................8
IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12
V Этапы урегулирования конфликта в Северной
Ирландии…………………………...................................................14
Заключение……………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………28
Последний в 2001 году политический кризис в Северной Ирландии случился в результате отставки с поста первого министра провинции Дэвида Тримбла в знак протеста против затягивания ИРА начала декомиссии. В очередной раз соглашение Страстной пятницы оказались под угрозой срыва. Вновь реальной стала перспектива возобновления прямого правления Северной Ирландией из Лондона, а, следовательно, и краха всего миротворчества.
Тогда же летом масло в огонь и до того взвинченных общественных настроений подлили традиционные марши оранжистов – лоялистов, отмечающих годовщину победы протестанта Вильгельма Оранского (Вильгельма III) над католиком Карлом II. Почти каждый год эти мероприятия перерастают в уличные столкновения между протестантами, католиками и силами по поддержанию общественного порядка.
Обозреватели хором оценивали перспективы ситуации в Северной Ирландии пессимистически, когда произошли события 11 сентября в США. Трагические сами по себе, они по иронии судьбы благоприятно повлияли на положение дел в Ольстере. ИРА, другие военизированные формирования легко попадали по формальным признакам в категорию террористических организаций, и даже симпатизировавшие им стали оценивать их деятельность на волне повсеместного возмущения, вызванного нападениями на Америку, намного жёстче.
Сильное проирландское лобби
в США притихло или перестало
открыто поддерживать своих
В октябре 2001 года происходит событие, по своему значению не уступающее объявлению ИРА о прекращении огня в 1994 году и подписанию соглашения Страстной пятницы в 1998 году. Ирландская республиканская армия наконец-то заявляет о начале сдачи оружия. Дэвид Тримбл вновь приступает к исполнению обязанностей первого министра Ольстера, после чего в целом возобновляется деятельность законодательной и исполнительной власти провинции.
Судя по всему, процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии вышел на финишную прямую, что, однако, не означает, что налаживание мирной жизни в Ольстере будут быстрым и свободным от серьёзных эксцессов. Провинцию ещё тревожат столкновения на национальной и религиозной почве. Непримиримые военизированные группировки с обеих сторон, отвергающие возможность мирного сосуществования католиков и протестантов, ещё попытаются торпедировать миротворчество, в том числе с помощью убийств и военных, и гражданских лиц. Даже "временная" ИРА остаётся по своей сути террористической организацией, которая теоретически может возобновить свою подрывную деятельность.
По последним данным Балтийского Информационного агентства некоторые бывшие члены Ирландской Республиканской Армии (ИРА), наиболее фанатичные сторонники идеи борьбы за освобождения острова от британского присутствия, ведут работу по срыву мирных договоренностей, подытоживших 30 лет насилия в Северной Ирландии. Об этом заявил бывший заместитель директора ЦРУ Ричард Керр каналу CNN.
Керр на данный момент входит в независимую мониторинговую комиссию, которая отслеживает деятельность военизированных группировок в Северной Ирландии. По его словам, члены так называемой «Истинной ИРА», а также других группировок-изгоев ведут подрывную работу по срыву мирных договоренностей – в ближайшее время возможны нападения на офицеров полиции и военных на территории Северной Ирландии и британских островах.
Боевики, ответственные за смерть британских военнослужащих и полицейского в марте 2009 года, нацелены на срыв соглашений 1998 года, положивших конец 30 годам взаимного истребления католиков и протестантов, в котором погибли более 3,500 человек, заявил Керр. По его данным, речь идет о примерно 100 наиболее радикально настроенных жителей провинции.
В ноябре 2009 года мониторинговое агентство Керра опубликовало отчет о ситуации в Ольстере, содержавший список северо-ирландских диссидентов, признаваемых «чрезвычайно опасными и активно ведущими террористическую деятельность».
Но
все же надежда на мирное сосуществование
и сотрудничество не покидает жителей
как Республики Ирландия, так и жителей
Северной Ирландии. Надо отметить, что
мировое сообщество не осталось в стороне
от данной проблемы религиозного и межэтнического
сепаратизма. Для урегулирования кризиса
в этом регионе политиками используется
накопленный человечеством опыт.
Заключение
Проблемы сепаратизма не поддаются решению на прецедентной основе. Но, с другой стороны, можно выделить несколько направлений усилий, которые предпринимаются для предотвращения этнических и религиозных конфликтов.
Первое и самое главное: определение и признание четких критериев применения силы на основе международного права. Военная сила в вопросах межэтнических и межконфессиональных кризисов никоим образом не должна использоваться для достижения политических или экономических интересов определенных лиц, структур, какими бы гуманными целями они ни мотивировались. В свое время американский президент Ф. Рузвельт сказал: ”Ни одно из прав и свобод личности ничего не стоит, если при этом нарушается право личности на жизнь”. Очевидно, в этом заключается смысл системы безопасности, будь то на региональном или глобальном уровне.
Именно политическим методам урегулирования конфликтов принадлежит приоритет в деятельности по достижению региональной и глобальной безопасности. Поэтому борьба с проявлением этнического и религиозного сепаратизма должна быть провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Война – это “последний довод королей”, и, вследствие этого, она должна начинаться только тогда, когда все иные средства урегулирования конфликта исчерпаны и безрезультатны. Поэтому ее использование должно быть легитимно и оправдано наличием потенциальных и реальных угроз.
Одним из важных направлений является также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками конфликтов. Средства на это должны выделяться развитыми странами, ибо они в не меньшей степени заинтересованы в безопасности около своих границ и не только.
Необходимо активизировать и углублять глобальное и, особенно, региональное сотрудничество между государствами, чтобы объединить усилия по борьбе с этническим и религиозным сепаратизмом. Это сотрудничество может включать в себя как создание международной правовой базы, так и формирование региональных антитеррористических центров с привлечением вооруженных сил, учреждение общественных миротворческих организаций, привлечение религиозных структур. Главное, страны мира должны делать это сообща, ибо только вместе можно добиться каких-либо ощутимых результатов и поставить, наконец, точку в проблеме межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
В
целом же рецепт решения конфликтов
достаточно прост. Это - готовность сторон
к диалогу и наличие
Современному обществу присуще стремление к свободе, демократии, мирному решению проблем. История показывает, что религия зачастую являлась не только способом примирения воюющих сторон, но и причиной кровавых войн. Религиозная идентичность, т.е. осознание своей уникальности – свойство, присущее любой религии. Отсюда результат – столкновения на религиозной почве, непонимание и раздробленность в обществе.
Конфликты на религиозной почве входят в третью группу вооруженных конфликтов – так называемые конфликты с иными. Давид Розен (Иерусалим) говорит: "К нашему смущению и стыду, даже если религия не является подлинным источником конфликта, часто оказывается, что она скорее усугубляет ситуацию, нежели помогает ее разрешить". Религиозные организации, работающие в сфере миротворчества, стремятся, прежде всего, к религиозной толерантности, как необходимому условию для устранения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Религиозная терпимость означает признание других религий, при этом значение собственной религии не умаляется. Толерантность по своей сути противостоит секуляризованному обществу. Это не равнодушное созерцание друг друга, а стремление к пониманию, общению и участию в проблемах друг друга. Миротворцы, работающие в области достижения религиозной толерантности, призывают к большей полноте веры – каждого в своей религии.
Взять, к примеру, XIV международную конференцию Фонда единства православных народов, которая проходила 27-29 февраля 2008 года в городе Баня-Лука, Республика Сербская, Босния и Герцеговина. Международная конференция, совместно с Сербской Православной Церковью при поддержке государственного руководства Республики Сербской с участием членов Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), политических, общественных и религиозных деятелей из 23 стран мира обстоятельно рассмотрела актуальные проблемы места и роли традиционных религиозных ценностей в современном обществе, обратив внимание на их богатый позитивный миротворческий потенциал, обсудила состояние и перспективы развития в этом контексте межрелигиозного диалога. Участники конференции отметили, что религиозные и культурные традиции являются ведущей духовно-нравственной и миротворческой силой в традиционном обществе, в традиционном государстве, в традиционной, основанной на здравом смысле политике[26].
Исламский мир так же оказывает активное содействие в решении вопроса об урегулировании конфликтов и готов всегда поделиться своим накопленным опытом в данной сфере. Примером этому послужила международная конференция «Ислам, конфликты, миротворчество», которая состоялась 28-29 января 2008года в столице Республики Татарстан городе Казань, Российской Федерации. В конференции принимали участие представители двенадцати стран, в том числе России, Египта, Ирана, Омана, Пакистана, Афганистана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и другие. Как отметил на открытии конференции 28 января Президент Российской Ассоциации Политической Науки А.И.Никитин, мероприятие было спланировано как международный диалог, посвященный исследованию роли исламского фактора в урегулировании конфликтов. Суммирующей тематикой обсуждения стала тема налаживания межрелигиозного и межкультурного диалога[27].
Мировое сообщество имеет богатый опыт в урегулировании межэтнических и религиозных конфликтов. Опыт Европы в решении таких проблем способствует созданию безопасного мирового устройства. Наряду с этим в последние годы возникли новые формы общественной активности, вызванные как последствиями конфликтов, так и ситуацией глубоких общественных трансформаций.
Осознавая важность развития и поддержания мирных, дружественных отношений, урегулирования конфликтов, ознакомления стран и этносов с культурой друг друга, сохранения отличительных особенностей разных народностей, страны мира объединились и продолжают объединяться в различные союзы, альянсы и организации. Одной из таких организаций мирового масштаба является организация ОБСЕ.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Политическая значимость ОБСЕ заключается, прежде всего, в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.
Немало
важно будет упомянуть о
Основная ответственность за превентивные акции и миротворческие операции возлагается на департамент по политических вопросам. Превентивная дипломатия – испытанное средство предотвращения конфликтов. Разнообразные формы превентивных действий вообще являются наиболее предпочтительным видом деятельности ООН. ООН определяет миротворчество как использование дипломатических средств с целью «убедить конфликтующие стороны прекратить вражду и вести переговоры о мирном разрешении споров». Таким образом, миротворчество исключает применение силы против одной из сторон с целью прекратить враждебные действия – т.е. то, что ООН относит к разряду «военного принуждения к миру».
Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии