История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть историю возникновения межэтнического и межконфессионального конфликта на территории северной Ирландии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

-исследовать историю возникновения конфликта на территории Северной Ирландии;

-раскрыть проблемный характер данного конфликта;

-изучить международный опыт решения этнополитических и межконфессиональных конфликтов на примере Северной Ирландии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

I Специфика конфликтов в религиозной

сфере…………………………............................................................4

II Исторические аспекты возникновения конфликта

в Северной Ирландии………………………………………........5

III Причины и факторы многовекового конфликта

в Северной Ирландии…………….....................................................8

IV Обострение конфликта между католиками и протестантами...12

V Этапы урегулирования конфликта в Северной

Ирландии…………………………...................................................14

Заключение……………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………28

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУР И РЕЛИГИЙ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     В случае протестантов Северной Ирландии, исторические инциденты проявления насилия и резни мифологизировались и использовались как модель восприятия протестантско-католических отношений на современном этапе. Одним из таких событий, которое повлияло на восприятие этих отношений, стала резня протестантов во время католического восстания в 1641 году. Тогда повстанцы убили и выслали из  страны несколько тысяч протестантских поселенцев[16]. Протестанты используют этот инцидент, как пример, сравнивая поведение католиков тогда, и действия ИРА в настоящее время.

     Хотя  это кажется невероятным, страхи об исчезновении являются довольно-таки реалистичными среди протестантов, которые не только не хотят потерять свое положение в обществе, но и  опасаются «культурного геноцида». Больше всего их беспокоит то, что католики, проживающие на юге, имеют тесную связь с католиками Европы и Ватиканом. В самой Северной Ирландии протестанты составляют 58%, но если католики севера и юга объединятся, то протестантам грозит из большинства оказаться в меньшинстве. К тому же, в самой Ирландии запрещены аборты (хотя женщинам разрешается покидать страну, чтобы сделать аборт), что приводит к более высокой рождаемости среди католического населения.

     К этому добавляется и благоприятная  для католического меньшинства демографическая тенденция. Согласно исследованию, проведенному группой специалистов в области демографического положения национальных меньшинств Совета Европы в 1996 году на основе анализа статистических данных за каждое десятилетие начиная с середины ХIХ века и до 1991 года, в Ольстере наблюдается устойчивое изменение соотношения протестантского большинства и католического меньшинства при незначительном приросте населения. При такой тенденции к 2021году численность католиков может достичь 47 % при сохранении темпов миграции и 49 % при падении темпов миграции. В таком случае при любом повороте событий в дальнейшем, превращение католической общины из меньшинства в большинство будет лишь делом времени. Соотношение протестантов и католиков, составлявшее примерно 66 : 33 в первые десятилетия XX века, достигло 63 : 35 к 1961году и 55 : 40 к 1991году, принимая во внимание неизбежную погрешность. При этом интересно отметить появление в середине ХХ веке категории лиц, не относящих себя ни к одной из двух общин (более 3 % опрошенных в 1991 году), и приверженцев других религий  (0,1 % в 1971 году, 0,2 % в 1981 году и 0,3 % в 1991 году), а также медленный, но устойчивый рост их числа[17].

     В целом при анализе этих тенденций  исследователи делают вывод о  сохранении стабильной численности протестантской общины и росте численности католиков в Северной Ирландии. Подобная тенденция сохранится, по их мнению, даже в случае падения уровня рождаемости в католической общине, как это произошло в Ирландской Республике в последние десятилетия и умеренном росте эмиграции католиков: резкий рост эмиграции может приостановить, но не ликвидировать эту тенденцию. 

     IV Обострение конфликта между католиками и протестантами

     К середине 1960-х годов появились  некоторые движения, послужившие  вовлечению все большего числа католиков в политическую деятельность. Одними из таких организаций были Социально-демократическая и лейбористская партия, движение за Социальную Справедливость и народную Демократию, которые требовали вернуть католикам избирательное право и пересмотр законодательства Северной Ирландии таким образом, чтобы достичь равноправия между католиками и протестантами[18].

     Более того, премьер-министр Северной Ирландии, Теренс О`Нейл, провел самую символичную  компанию по вербовке католиков в поддержку партии Юнионистов. Во время его правления с 1963 по 1969 годы ему удалось достичь сближения с католической общиной благодаря своим реформам, которые были больше экономическими. Результатом проведения реформ послужило прекращение двадцати пяти летнего бойкота Стормонта со стороны Католической Националистической Партии в 1965 году.

     Доминирующая  партия Юнионистов была не довольна проводимыми  реформами. Такое настроение наблюдалось  среди сторонников жесткого курса  в протестантском сообществе. Один из таких сторонников, протестантский лидер фундаменталист Йан Пейсли заявил, что премьер-министр O`Нейл пустит протестантов по миру. Вскоре от партии Юнионистов откололась часть сторонников жесткого курса, и в 1971 году образовалась новая партия Демократическая Юнионистская Партия.

     Проявление  насилия случилось еще в 1968 году, когда АЗГПСИ (Ассоциация в защиту гражданских прав Северной Ирландии, основанная католиками) проводила мирный марш для пополнения рядов католической общины. Их первый марш в марте 1968 года прошел мирно, а второй марш был насильственно прерван. Позже состоялся еще один митинг, который проводила одна радикальная студенческая группа под названием Народная Демократия. Полиция и толпы агрессивных Юнионистов атаковали марширующих как за пределами города Дерри, так и в его стенах. В докладе Комиссии по расследованию беспорядков и насилия говорилось следующее: «…в ночь с 4 на 5 января некоторое число полицейских были виновны в нападении и стрельбе, организации злостных погромов имущества на улицах города, преимущественно в католическом квартале…использовании провокационных, сектантских и политических лозунгов»[19].

     Летом в 1969 году рост насилия между юнионистами  и католиками привел к военному вмешательству  со стороны британского правительства. Инцидентом послужил ежегодный марш протестантских ремесленников, которые прошли по всему городу и перекрыли католический район. Вместо обычных молчаливых каменных взглядов со стороны католического сообщества, камни, бутылки с горючей смесью и баррикады встретили демонстрантов. После двух дневной борьбы католиков и полиции, пришлось вмешаться Британской армии, чтобы утихомирить воюющие стороны. 

     В период с 1969 по 1971 годы британским правительством был осуществлен ряд реформ. Но этого оказалось недостаточно для поляризованного католического сообщества. К примеру, многие группировки были разоружены, но их членам разрешили вербоваться в новый Ольстерский Оборонительный Полк, прикрепленный к Британским войскам. Это еще больше усложнило отношения между католиками и армией, которую воспринимали не как спасителя, а как притеснителя.

     Последней каплей приведшей к восстанию  послужило принятие закона об интернировании Северной Ирландии в августе 1979 года, когда в соответствии с этим законом  было арестовано 342 человека во время утреннего рейда. Проведение таких рейдов только вызвало гнев у католиков и массовые демонстрации. Самая печально известная демонстрация получила название Кровавое Воскресенье, когда британские солдаты в январе 1972 года в городе Дерри расстреляли толпу католиков, при  этом погибло 13 человек. 

     После этого ИРА претерпела некую реконструкцию, чтобы впоследствии обеспечить защиту от полиции и военизированных  представителей протестантского сообщества. События, имеющие место на протяжении уже многих лет, принося разрушение и тысячи смертей, начались тем судьбоносным утром, когда не большое по масштабу столкновение переросло в межконфессиональный и этнополитический конфликт.

     Конфликт  принимает сложную, запутанную форму. Война между террористами и правительственными войсками идет постоянно, то затухая, то вновь вспыхивая. Дальнейшие этапы североирландского кризиса напрямую связаны со вспышками насилия и попытками их остановить мирными средствами или путем подавления. Необходимо отметить, что особую, едва ли не самую важную роль в конфликте взяла на себя Ирландская республиканская армия, выражавшая стремления наиболее радикально настроенных католиков-сепаратистов.  

     V Этапы урегулирования конфликта в Северной Ирландии

     В 1973 году Лондон предложил проект Ассамблеи, состоящей из 80 членов, как республиканцев, так и юнионистов. Однако в силу непримиримости сторон Ассамблея просуществовала недолго и была распущена в 1974 году. Попытки возобновить работу ассамблеи предпринимались в 1982-1983 годах, однако и они оказались тщетными[20].

     Позднее были предприняты более последовательные меры урегулирования межэтнического и  религиозного конфликта в Северной Ирландии. И хотя террор продолжался, появилась надежда на мирное решение  проблемы. В 1985 году вырабатывается англо-ирландское Соглашение в Хиллсборо, в котором подтверждается принадлежность Ольстера Соединенному Королевству до тех пор, пока за это выступает большинство жителей провинции.

     В этом же году было учреждено Центральное  отделение по общественным делам, чтобы отслеживать ситуацию между католическим и протестантским сообществами. Позже в 1990 году  был организован Совет по общественным отношениям, независимое агентство, направленное на осуществление финансовой поддержки, обучения, консультации и информирования отдельных лиц, групп и неправительственных организаций, заинтересованных в общественной работе, дабы способствовать урегулированию конфликта в стране[21].

     В результате  переговоров между  Дублином и Лондоном была принята  Декларация на Даунинг Стрит в 1993 году, в которой был заявлен принцип «открытых дверей» – приглашение за стол переговоров всех вовлеченных сторон с условием их отказа от насилия, что исключало из них радикально настроенные силы как элемент традиционной модели урегулирования.

     В том же году британское правительство развивает свои первоначальные успехи по использованию помощи извне для урегулирования конфликта. Для управления процессом разоружения сторон создаётся международная комиссия во главе с бывшим американским сенатором Джорджем Митчеллом.

     В ответ на эту декларацию руководство  ИРА озвучило программное заявление  о прекращении огня, к которому присоединились и юнионистские военизированные  формирования. Однако ИРА отказалась разоружиться, что резко осложнило  переговорный процесс. Новый теракт, организованный членами ИРА в Лондоне 9 февраля 1996 года, прервал перемирие[22].

     1997 год стал в определенном смысле  поворотным в подходе британского  правительства к проблеме. Кабинет  Блэра, пришедший к власти под  лозунгом перемен, взял курс  на перемены и в "Ольстерской" политике. Во всяком случае, после прихода к власти лейбористов у общественности появилась надежда на то, что новое правительство сможет договориться с Ирландской республиканской армией (ИРА) о мирном урегулировании (что само по себе еще не уничтожает причин североирландской проблемы). Тони Блэр с самого начала объявил о намерении начать переговоры и положить конец конфликту в 1998 году, найдя понимание, как нового правительства Ирландии, так и  лидеров основных противоборствующих группировок.

     После победы лейбористов на выборах в  Великобритании ИРА объявила о новом  перемирии. Шинн Фейн была допущена к  многопартийным переговорам в замке  Стормонт, в результате которого было подписано Соглашение Страстной  пятницы(Good Friday Agreement) 10 апреля 1998 года, которое так же носит название Стормонтское соглашение.

     Стормонтское  Соглашение, 65-страничный документ, представленный Дж. Митчеллом  и одобренный представителями  британского и ирландского правительств, международного сообщества и, что самое  важное, лидерами Шинн фейн, стало первым крупным внутриполитическим успехом лейбористского правительства Тони Блэра. Не меньшую роль в нем сыграли пришедший в 1997 году к власти в Ирландии премьер-министр Берти Ахерн, а также президент США Билл Клинтон.

     Соглашение было одобрено народами Северной Ирландии и Республики Ирландия на референдумах[23], которые состоялись 22 мая 1998 года в обеих частях острова Ирландия. Его результаты продемонстрировали убедительную поддержку мирного соглашения населением как Северной Ирландии (71 % "за"), так и Ирландской Республики (90 % высказались в поддержку соглашения). Убедительную поддержку получило и положение об изменении ирландской Конституции — отмене положения о воссоединении Северной Ирландии с Республикой. Это соглашение послужило основой для установления взаимного правления, как католиков, так и протестантов.

     Основной  вклад в это событие внесли Дэвид Тримбл, лидер ведущей юнионистской партии Ольстера, и Джон Хьюм, лидер  умеренной националистической партии. Признанием их заслуг стала Нобелевская  премия мира. 

     Документ  подтверждал приверженность всех сторон переговорному процессу и принципу разоружения. Кроме того, было решено воссоздать Североирландскую ассамблею (законодательно-исполнительный орган) с определенными правами самоуправления, на выборах в которых 25 июня того же года, участвовали все основные политические силы.

     Кроме того, Соглашение предполагало:

    • проведение выборов по пропорциональной системе в 108-местную Ассамблею Северной Ирландии;
    • учреждение Ассамблеей Министерского комитета из 12 членов, решения которого будут приниматься квалифицированным большинством;
    • образование Министерского совета Север-Юг, в который войдут представители двух частей острова. Его компетенция ограничена такими областями, как туризм, сельское хозяйство, транспорт. Решения принимаются консенсусом;
    • создание Совета Британских островов, который будет состоять из британских и ирландских депутатов, а также из представителей будущих парламентов Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии;
    • отмену 2-й и 3-й статей ирландской Конституции, требующих восстановления суверенитета Республики над всем островом;
    • разоружение военизированных группировок в течение двух лет. В конце 1999 года власть в Северной Ирландии была передана Стормонту, сформированы предусмотренные в соглашении новые органы управления. С этого момента начинается новый этап урегулирования конфликта, который, похоже, еще далек от завершения.

Информация о работе История и развитие религиозного конфликта в Северной Ирландии