Исследование основных технологий социальной работы с наркозависимыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать наркотическую зависимость как социальную проблему и рассмотреть возможность применения социальной рекламы для профилактики наркомании среди молодежи.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· Проанализировать социальные условия распространения и потребления наркотиков определенной частью молодежи РФ;
· Исследовать наркотическую зависимость как социальную проблему

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Анализ наркотической зависимости как социальной проблемы... 7
1.1. Причины и тенденции наркотизации молодежи в России. 7
1.2. Этапы формирования наркотической зависимости. 18
Глава 2. Исследование основных технологий социальной работы с наркозависимыми.. 24
2.1. Наркомания и наркопреступность в России. 24
2.2. Исследование проблемы наркомании. 29
2.3. Социальная работа по профилактике наркомании среди молодежи. 36
Глава 3. Предложения по разработке социальной рекламной кампании на примере программы по борьбе с наркотиками «Антинаркота» в г. Москве. 41
3.1 Тема наркомании в социальной рекламе. 41
3.2. Разработка региональной рекламной кампании «Антинаркота». 45
Заключение. 61
Список литературы: 65

Файлы: 1 файл

2.docx

— 134.89 Кб (Скачать)

Особенность социальной работы с наркозависимыми состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.

Еще одна первоочередная проблема - развитие медико-социальной работы в наркологии с учетом особенностей организации системы здравоохранения и социальной защиты, а также с учетом специфики социально-экономической ситуации в России. В настоящее время делаются только первые шаги в этом направлении.

Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки и выбора специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей разных специальностей в лице нового специалиста по социальной работе, получившего соответствующую медицинскую (в нашем случае наркологическую) специализацию.

Медицинские работники на практике вынуждены выполнять ряд функций социальных работников - отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы и их количество незначительно. В свою очередь, социальные работники в своей деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и физической патологией, т.е. выступают и в роли врачевателей.

Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов.

Модель организации социальной работы, в том числе в сфере наркологической помощи, наиболее прогрессивна и эффективна; ее нужно учитывать и осваивать в процессе подготовки кадров социальных работников в России. Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно - профилактическая, социально-медицинская.

Все больше число программ по реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе, поэтому, деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль.

Деятельность специалиста по социальной работе на медико-социальном этапе помощи наркоманам заключается в следующем:

решение организационных и терапевтических проблем в тесном взаимодействии с медицинским персоналом; 

организация и участие в специальных психологических тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов; 

организация семейной психотерапии и участие в ней; 

организация и участие в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов.

Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами подростковой наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями социального работника.

1. Специалист по  социальной работе определяет  систему социально - психологических  и социально - правовых отношений  в сфере профилактики и лечения  наркомании.

2. В области  профилактики: способствует проведению  широкой информационно - просветительской  работы по представлению наркомании  как болезни, имеющей физиологические, психологические и социальные  причины, проявления и следствия.

3. В области  лечения: устанавливает первичный  контакт с подростком, его семьей  и школой, сообщает клиентам необходимую  информацию о болезни, способах  борьбы с ней, формирует установки  на лечение; устанавливает связь  подростка с лечебными программами  Центра и группами самопомощи («Анонимные наркоманы»), осуществляет  социально - психологическую помощь  членам семьи и близким клиента, устанавливает их связь с лечебными  программами для родственников  и группами самопомощи.

4. В области  реабилитации: координирует реабилитацию  подростка в семье, в школе, помогает  в решении социальных проблем, сотрудничая с государственными, общественными и частными организациями.

5. Специалист должен  знать: постановления, распоряжения, приказы  вышестоящих органов, методические  и нормативные руководящие материалы  по социальной работе в общей  и наркологической практике, современные  методы помощи наркологическим  больным и их близким, передовой  отечественный и зарубежный опыт  работы специалистов по социальной  работе в сфере помощи наркоманам.

Для социальных работников, не имеющих медицинского образования в области работы с подростками-наркоманами необходимы специальные знания о био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и социуме в микро - и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения наркотически зависимых подростков. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования и развития зависимости, о СПИДе и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки и   ведения документации.

Помимо требований к профессиональным умениям и навыкам специалистов, практическая деятельность в сфере социальной работы сопряжена с выполнением определенных условий в плане образа жизни и поведения, манеры общения, имиджа.

Специалист, принимающий участие в профилактической работе, должен не только хорошо представлять и понимать психологические особенности этапов развития детей и подростков, реальную специфику и интересы подростковой среды, но и владеть психокоррекционными технологиям, а также уметь терпеливо завоевывать доверие подростков.

Социальная работа в наркологии находится на начальном этапе своего развития. Еще не закончено формирование программ социальной реабилитации больных, не до конца оформилась роль специалистов по социальной работе в общем процессе лечения и взаимодействия со специалистами смежных специальностей. При очевидной актуальности развития практики медико-социальной работы в наркологии, не менее актуальна разработка ее теоретических и организационно-методических основ.

Задачей первостепенной важности является создание системы уличной социальной работы, включающей мобильные группы специалистов, ориентированных на выявление неформальных подростковых объединений на уровне микрорайона, организующих каналы общения социальных учреждений с молодежной субкультурой, разрабатывающих социальные программы по коррекции и реабилитации.

Такие специалисты призваны выполнять функции посредников между детьми и подростками «группы риска» и оперативными службами территориально управления и самоуправления.

 

Выводы:

Очевидно, что существенное снижение уровня наркотизации населения, особенно подрастающего поколения, требует кардинальной перестройки работы всех органов и служб, имеющих отношение к проблеме.

В рамках новой антинаркотической политики необходимо создеть действенную систему учета на современных принципах и методах. Сегодня все чаще можно встретить точку зрения, что наркомания является не медицинской, а социальной проблемой.

Представляется целесообразным, в частности, внедрить в России широко распространенную в демократических государствах и одобряемую нашими медиками систему так называемого «альтернативного лечения», создавая для наркозависимого нарушителя закона возможность выбрать вместо тюремного заключения необходимое лечение.

Происходящие в сфере наркомании тенденции – прежде всего резкое снижение возраста наркоманов, увеличение процента женщин, являются не просто тревожными фактами, но и отражают набирающие силу социально-экономические и культурно-антропологические процессы – в данном случае рост безнадзорности подростков, снижение возможностей для молодежи найти перспективную, высокооплачиваемую работу, кризис положения в обществе молодых женщин и другие.

 

Глава 3. Предложения по разработке социальной рекламной кампании на примере программы по борьбе с наркотиками «Антинаркота» в г. Москве

 

 

3.1 Тема наркомании в социальной  рекламе

 

Проблема наркомании на сегодняшний день одна из самых острых и сложных социальных проблем в России. Ситуация усугубляется тем, что наркомания – это болезнь молодых. А это в свою очередь означает, что она представляет реальную угрозу для здоровья будущих поколений, ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

К сожалению, государство зачастую демонстрирует свое бессилие, пытаясь напрямую воздействовать на ситуацию с помощью правовых санкций, борясь тем самым не с причиной, а со следствием. Однако теперь уже ясно, что решение данной проблемы – главным образом задача грамотной социальной политики, и такой метод профилактики наркомании как социальная реклама оказывается едва ли не самым эффективным, именно потому, что она нацелена на борьбу с причиной болезни.

Социальная реклама в данном случае решает проблему наркомании путем привлечения к ней внимания как к проблеме социально-психологической, так как, по сути, проблема подростковой наркомании – это проблема успешной социальной адаптации молодого поколения.

Кризисные процессы, которым подвержено общество всегда негативно отражаются на самой уязвимой его части – на молодежи. Молодое поколение в современной России испытывает на себе всю широту и остроту социальных проблем. С большинством этих проблем общество пока не в состоянии справиться полностью. Среди них: социальная стратификация, отсутствие каких-либо социальных гарантий, социально-экономические и бытовые проблемы. Все это не может не довлеть на подростков, которому в таком обществе тяжело ориентироваться, найти себя в чем-либо, тяжело не только добиться поставленной цели, но и найти саму цель. Таким образом, социальная неустроенность толкает человека к наркотикам.

 

 

 

Рис. 2. Реклама против наркомании

Психологические причины наркомании неразрывно связанны с социальными проблемами. И главная психологическая проблема подростка – это проблема непонятности, недостатка любви, внимания, заботы и понимания в первую очередь со стороны взрослых, прежде всего со стороны родителей, которые в свою очередь заняты решением финансовых и других проблем и не уделяют должного внимания своим детям.

Для ребенка, который выходит во взрослую жизнь особенно важно чувствовать любовь и заботу, чувствовать себя понятным, так как при возникновении сложных личных и жизненных ситуаций зачастую одного ощущения того, что тебя поддерживают, бывает достаточно для того, чтобы подросток смог принять правильное решение и преодолеть сложности. В то время как отчаяние, вызванное напряженными отношениями в семье способно только подтолкнуть ребенка к наркотикам, как к способу разрешения ситуации, с которой он сам еще не в состоянии справиться.

Социальная реклама, как способ положительного воздействия на ситуацию.

Во втором случае, проблема взаимоотношений родителей и детей – это уже проблема социокультурная, которая вполне разрешима средствами той же социальной рекламы.

Рис. 3. Реклама против наркомании

 

Дело в том, что в России такая неотъемлемая часть воспитания ребенка как необходимость поддерживать с подростком постоянный душевный и психологический контакт раньше не являлось ни социальной нормой, ни базовой социальной установкой, а необходимость уделять внимание детям долгое время не было столь очевидным средством профилактики и борьбы с наркоманией.

Задача социальной рекламы в данном случае – постараться снять напряжение между родителями и детьми, напомнить родителям о том, что их дети нуждаются во внимании и понимании, заставить взрослого переоценить свою роль в жизни ребенка, сделать общение между взрослым и ребенком культурной нормой.

Эффективными в данном случае будут таблоиды и видеоролики, содержащие короткие слоганы, обращенные к людям, у которых есть дети. Видеоролики должны быть позитивными, эмоциональными и лаконичными, не перегруженными образами, достаточно яркими. Они должны вызывать только положительные эмоции и представлять идею необходимости участия взрослого в жизни ребенка как очевидный факт. Примером могут служить такие призывы как: «Поговорите со своим ребенком!», «Ваш ребенок нуждается в Вас!», «Ваш ребенок нуждается в заботе!» и т. п..[36]

Рис. 4. Реклама против наркомании

 

Подобная социальная реклама уже имела место в некоторых российских городах и привела к ощутимым результатам. Она сработала непосредственно на улучшение психологического климата во многих семьях (а значит и на улучшения социального климата), что в свою очередь позволило сократить опасность заболевания наркоманией для многих детей и подростков.

Второй группой потребителей «антинаркотической» социальной рекламы являются сами подростки. Для того, чтобы реклама была эффективной она должна быть предельно деликатной и иметь информационный, объясняющий, а не запугивающий характер.

Социальная реклама для молодёжи 18-25 лет может быть шокирующей

Главной задачей для создателя такой рекламы является подборка образов, так как образная реклама в данном случае будет работать лучше всего: она хорошо воспринимается, легко запоминается и, если удается найти действительно яркий и насыщенный образ, вызывает целый ассоциативный ряд.

«Антинаркотическая» социальная реклама для подростков может быть нескольких видов:[37]

1.   Построенная на метафорах- аналогиях.

Примером может служить американская реклама, в которой проведена аналогия между запекающимся при жарке яичницы белком и воздействием наркотиков на мозг человека.

Информация о работе Исследование основных технологий социальной работы с наркозависимыми