Оглавление:
Введение. 3
Глава 1. Анализ наркотической зависимости
как социальной проблемы... 7
1.1. Причины и тенденции наркотизации
молодежи в России. 7
1.2. Этапы формирования наркотической
зависимости. 18
Глава 2. Исследование основных технологий
социальной работы с наркозависимыми..
24
2.1. Наркомания и наркопреступность
в России. 24
2.2. Исследование проблемы наркомании.
29
2.3. Социальная работа по профилактике
наркомании среди молодежи. 36
Глава 3. Предложения по разработке социальной
рекламной кампании на примере программы
по борьбе с наркотиками «Антинаркота»
в г. Москве. 41
3.1 Тема наркомании в социальной
рекламе. 41
3.2. Разработка региональной рекламной
кампании «Антинаркота». 45
Заключение. 61
Список литературы: 65
Введение
Актуальность
исследования.
Распространение
наркомании остается одной из наиболее
актуальных проблем современного общества,
включающей медицинские (вплоть до вопроса
о будущем генофонда), социальные (формирование
субкультур, изменение общественной психологии),
экономические, правовые, педагогические
и другие аспекты. Опасный характер явлению
придает его социальная устойчивость,
способность приспосабливаться к применяемым
мерам, постоянное изменение наркопрактик.
Особенно остро стоит проблема наркотизации
молодежи. Злоупотребление психоактивными
веществами, в том числе наркотическими,
является непременным «атрибутом» отдельных
молодежных субкультур. В частности, одним
из последних «достижений» наркотизма
стало распространение позитивного имиджа
марихуаны и постановка вопроса о легализации
наркотических препаратов каанабиоидной
группы.
Повышение значимости
наркотизма как социальной проблемы обусловлено,
во-первых, ростом потребления частью
населения наркотических средств, влекущим
медицинские и социальные последствия.
Во-вторых, данная проблема затрагивает,
по преимуществу молодое поколение, которое
представляет собой будущее любого общества.
Весомую роль играет также возрастание
пограничных с наркотизмом преступлений.
Несмотря на создание
различных структур и ведомств, разработку
и реализацию на федеральном и региональном
уровнях комплексных целевых программ
противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту, состояние существующей
наркоситуации в стране свидетельствует
о малоэффективности принимаемых мер.
На фоне отсутствия
единой модели борьбы и профилактики деятельность
отдельных учреждений и организаций, в
первую очередь воспитательно-образовательного
направления, также оставляет желать лучшего,
и высшая школа не является в этом плане
исключением. Антинаркотическая деятельность
высших учебных заведений носит фрагментарный
характер и не подкреплена должной концептуальной
основой. Большинство профилактических
мер в своей основе имеют репрессивный
акцент, а проводимые мероприятия не охватывают
достаточного числа студентов.
В свою очередь, профилактика
и борьба с наркотизмом в студенческой
среде необходимы и затрагивают не только
интересы администрации и студентов, но
и общества в целом. Именно специалисты
с высшим образованием во многом определяют
экономическое развитие и благосостояние
страны, являются базой образовательного,
культурного и духовного потенциала общества.
Вследствие этого решение данной проблемы
возможно на основе адекватного и целостного
ее осмысления как посредством разработки
концепции антинаркотических программ,
так и их эффективной реализации на практике.
Общегосударственная
важность в сочетании с реальной потребностью
подготовки комплекса правовых, административных,
информационно аналитических, лечебно-профилактических,
образовательных мер направленных на
снижение распространенности наркопатологии
обуславливает актуальность углубленного
изучения данной проблемы и определяют
выбор темы исследования.
Степень
изученности темы. Первые исследования
наркотизма в отечественной науке начали
осуществляться в 20-е гг. ХХ в. Такие авторы,
как М.Н. Гернет, А.С. Шоломович, Ю.М. Лисицын
и др.[1], разрабатывали методики
обследования потребителей наркотиков,
устанавливали тесную связь наркотизации
с социально-бытовыми условиями, а также
осуществляли поиск путей профилактики.
Первые попытки анализа
социальных факторов наркотизма были
реализованы в трудах А.А. Габиани[2]. Позже данным проблемам были
посвящены работы B.C. Битенского, А.Е. Личко,
Г.Я. Лукачера, Т.В. Ивановой[3], где, помимо изучения влияния
наркотических веществ на организм и психику,
имел место анализ микросоциальных процессов
в молодежной среде.
С 1990-х гг. рост масштабов
распространения и незаконного оборота
наркотических средств предопределил
возрастание интереса к проблеме наркотизма,
которая стала изучаться такими исследователями,
как А.Л. Арефьев, Л.Е. Кесельман, В.Т. Лисовский,
Е.Л. Омельченко, М.Е. Позднякова, П.Д. Шабанов,
Ф. Э. Шереги, О.Ю. Штакельберг и др.[4]
В работах Э.Г. Гасанова,
Я.И. Гилинского, А.П. Дьяченко, А. В. Кудрявцева,
Я.Ф. Костюковского, Л.А. Куровской, Б.П.
Целинского[5] наркотизм изучается
как форма социальной девиации, в трудах
У. Блюдина, Н. Гончарова, З.В. Коробкиной,
В.А. Попова, Г. Сабировой, И. Тартаковской[6] в контексте антинаркотической
политики и профилактики наркотизации.
Достаточно широкий
пласт исследований посвящен анализу
роли социальных институтов в антинаркотической
социализации молодежи. Работы P.M. Готлиб,
Л.И. Романова, Л.П. Яцкова ориентированы
на изучение молодежных субкультур[7], Е.А. Ивановой, С.А. Фролова
– роли семьи[8], А.Н. Гаранского,
А.Г. Макеева[9] – роли школы.
На сегодняшний день
появился ряд работ, затрагивающих проблемы
наркотизма и наркомании в студенческой
среде. Среди них необходимо отметить
исследования Ю.К. Бахтина, Л.А. Поповой,
В.П. Соломина, Г.И. Сопко, Н.Н. Маликовой[10].
Объект
исследования – наркомания и наркотическая
зависимость у молодежи.
Предмет
исследования – противодействие
и профилактика наркомании среди различных
групп молодежи.
Цель исследования – проанализировать наркотическую
зависимость как социальную проблему
и рассмотреть возможность применения
социальной рекламы для профилактики
наркомании среди молодежи.
Для достижения указанной
цели необходимо решить следующие задачи:
· Проанализировать
социальные условия распространения и
потребления наркотиков определенной
частью молодежи РФ;
· Исследовать наркотическую
зависимость как социальную проблему;
· Рассмотреть особенности
социальной профилактики наркомании в
школах, вузах;
· Показать роль
и эффективность разъяснительной и профилактической
работы СМИ, общественных организаций;
· Разработать проект
использования социальной рекламы для
профилактики наркомании среди молодежи
г. Москвы.
Новизна исследования
заключается в том, что рассмотрены и определены
механизмы использования социальной рекламы
для профилактики наркомании в молодежной
среде.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что разработанный
проект социальной рекламной кампании
«Антинаркота» может быть использован
как в Москве, так и других городах России.
Структурно дипломная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ наркотической зависимости
как социальной проблемы
1.1. Причины и тенденции наркотизации молодежи
в России
Наркомания (от греч.
«narke» – оцепенение и мания) - болезнь,
характеризующаяся непреодолимым влечением
к наркотикам, вызывающим в малых дозах
эйфорию, в больших – оглушение, наркотический
сон.
Термин «наркомания»
этимологически связан с понятием «наркотик»
(от греч. «narkotikos» - усыпляющий). Однако
терминологическая неопределенность
возникает сразу же, как только речь заходит
о препаратах, не относящихся к группе
опия, т.к. среди средств, отнесенных к
наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают
снотворным воздействием. Другие же препараты
по своей фармакологической активности
являются психостимуляторами и т.д. В настоящее
время термин «наркотическое вещество»
(наркотик) применяется по отношению к
тем ядам или веществам, которые способны
вызвать при их употреблении эйфоризирующее,
снотворное, болеутоляющее или возбуждающее
действие.
Кроме того, в литературе,
посвященной проблеме наркомании, встречается
точка зрения, что наркотик - это вещество,
удовлетворяющее трём критериям:
Медицинский критерий:
это вещество оказывает специфическое
(седативное, стимулирующее, галлюциногенное
и др.) влияние на центральную нервную
систему.
Социальный критерий:
немедицинское употребление вещества
имеет большие масштабы, и последствия
этого приобретают социальную значимость.
Юридический критерий:
данное вещество признано законодательством
наркотическим[11].
Образно говоря, наркотик
– это отрава для мозга. Яды, отравляющие
мозг не вызывают у человека болевых ощущений
и отрицательных эмоций, т.к. в мозге человека
отсутствуют болевые рецепторы. В этом
эффекте и таится основная притягательная
(и разрушительная) для физиологии человека
сила, стремление к «безнаказанному» состоянию
эйфории, галлюцинации.
Почему для людей,
не реализовавших свои мечты, не устроившихся
в жизни, привлекательны наркотики? Да
потому что наркотическое опьянение помогает
им поддерживать иллюзию своего высокого
потенциала. Человек убежден: он многого
сумел бы достичь, если бы не зелье... Но
расстаться с пагубной привычкой не спешит:
тогда все неудачи и неприятности придется
объяснять собственным несовершенством.
Наркотик выступает в роли эффективного
психологического щита.
Современные ученые
достаточно подробно разрабатывают объяснения
возникновения наркотической зависимости
и выделяют 3 основных направления, 3 группы
факторов наркотизации; социологические,
включающие влияние общества и семьи,
биологические, объясняющие склонности
к злоупотреблению особенностями организма
и особой предрасположенностью, и психологические
(или психические), рассматривающие особенности
и отклонения в психике.
1. Социальные факторы
Общественные неурядицы,
распространенность наркомании в регионе,
профессии, связанные с легким доступом
к наркотикам, — все это социальные факторы.
В первую очередь остановимся на проблемах,
связанных с семьей, с особенностями психики
подростков. Большое значение имеет место
жительства человека. Сейчас мы сталкиваемся
с таким фактом, что наркомании наиболее
широко распространены в относительно
крупных городах, а в сельскую местность,
где распространена алкогольная зависимость,
они только начинают проникать, причем
в основном в тех местах, по которым проходят
пути транспортировки наркотиков.
· Семья
Как правило, именно
проблемы в семье толкают ребенка в «группу
риска», создают почву для обращения ребенка
к наркотикам. Психологами давно доказано,
что неполная семья сама по себе порождает
патологии развития. У детей с одним родителем
чаще всего возникают трудности общения,
такие дети должны получать «тройную дозу»
внимания и любви. Существуют понятия
«семейный дефицит» и «социальный голод»,
когда ребенок растет без внимания и заботы,
без необходимого общения, что часто является
причиной обращения к спиртному и наркотикам
в период взросления.
Отсутствие гармонии
в полной семье также является фактором
риска. Не стоит строго оценивать непослушание,
плохую успеваемость, отчуждение ребенка
в семье, где у родителей постоянные «секреты»
и недоверие по отношению друг к другу
и к детям, где ребенок изолирован от окружающих,
от сверстников, где низкий материальный
и культурный уровень, избиение и психологическое
насилие детей, насилие между родителями.
У таких детей возникает чувство одиночества,
скуки, легко рождаются зависть к ровесникам,
беспокойство, депрессии, страхи или же
агрессивность, лживость, связанные с
переживанием одиночества, пустоты, ненужности.
У избиваемых детей отмечают склонность
к разрушению и протесту, низкий самоконтроль,
слабость познавательных интересов, нежелание
трудиться. Все это, в случае встречи с
наркотиком, делает их неспособными противостоять
втягиванию, в то время как дети, не переносившие
стресс, получившие в семье позитивный
заряд, уверенность в своих силах, даже
попробовав наркотик, могут отказаться
от его дальнейшего употребления, удовлетворив
свое любопытство.
Гиперопека - другая
крайность воспитания, заставляет ребенка
«спасаться» от родителей «на улице».
Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр,
отказ ребенку в самостоятельности, желание
воспитать свою копию. Сверхзабота становится
в тягость взрослеющему человеку, он стремится
«сбросить оковы», что приводит к тем же
результатам: к старанию уйти от контроля
родителей, для чего он сознательно идет
на конфликты, вызывающе противопоставляя
свой новый «асоциальный» облик тому образцу,
который навязывает ему заботливая семья.
Еще один из плодов
гиперопеки — инфантилизм растущего человека,
его затянувшаяся «детскость», неготовность
к жизненным трудностям, неспособность
самостоятельно решать вопросы. Такой
ребенок легко попадает под влияние более
опытных приятелей, его легко уговорить
попробовать наркотик или подбить на любую
хулиганскую выходку. Нередко — это любимые
детки богатых столичных родителей, и
их «карманные» деньги дразнят аппетит
искушенных приятелей.
Существует и такой
вариант опекаемого чада, как «кумир семьи»,
объект всеобщего восхищения и поклонения,
единственный ребенок многочисленной
родни. Для него привычны вседозволенность,
неограниченная власть над родственниками,
которые не накажут, и в конечном итоге
— презрение к ним, а заодно и к учителям,
сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом
всеобщего восхищения, часто демонстративны,
для них хороша любая эксцентрическая
выходка и любой шокирующий поступок,
какими и кажутся им в их юные годы употребление
алкоголя и наркотиков. Такие подростки
могут действительно стать жертвой наркотизации.
Но даже если семья
самая гармоничная, ребенок окружен заботой
и вниманием, хорошо учится, занимается
спортом, это вовсе не значит, что он не
будет пробовать наркотики. Все вышесказанное
не означает, что употребление наркотиков
— результат депрессивных состояний,
свойственных подросткам со сложностями
развития и творческим натурам. Мотивы
употребления наркотиков часто не зависят
от личности и ее психической предрасположенности.
Встреча с наркотиками может быть случайной,
в определенной ситуации, вызванной временными
потребностями, например, «опробование»
в компании сверстников с познавательными
целями.
Одна из ведущих исследователей
наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод
о том, что шаг подростка к наркотикам
— это проявление исследовательской реакции,
свойственной их возрасту. Подростков
интересуют возможности их сознания, получение
нового, неизведанного чувственного опыта,
небывалых впечатлений, сексуального
опыта, они стремятся познать мир, «все
в жизни попробовать», ощутить свою полноценность
в компании ровесников, самостоятельность
в принятии решений, солидарность со сверстниками.