Оглавление:
 
Введение. 3
Глава 1. Анализ наркотической зависимости 
как социальной проблемы... 7
1.1. Причины и тенденции наркотизации 
молодежи в России. 7
1.2. Этапы формирования наркотической 
зависимости. 18
Глава 2. Исследование основных технологий 
социальной работы с наркозависимыми.. 
24
2.1. Наркомания и наркопреступность 
в России. 24
2.2. Исследование проблемы наркомании. 
29
2.3. Социальная работа по профилактике 
наркомании среди молодежи. 36
Глава 3. Предложения по разработке социальной 
рекламной кампании на примере программы 
по борьбе с наркотиками «Антинаркота» 
в г. Москве. 41
3.1 Тема наркомании в социальной 
рекламе. 41
3.2. Разработка региональной рекламной 
кампании «Антинаркота». 45
Заключение. 61
Список литературы: 65
 
Введение
 
Актуальность 
исследования.
Распространение 
наркомании остается одной из наиболее 
актуальных проблем современного общества, 
включающей медицинские (вплоть до вопроса 
о будущем генофонда), социальные (формирование 
субкультур, изменение общественной психологии), 
экономические, правовые, педагогические 
и другие аспекты. Опасный характер явлению 
придает его социальная устойчивость, 
способность приспосабливаться к применяемым 
мерам, постоянное изменение наркопрактик. 
Особенно остро стоит проблема наркотизации 
молодежи. Злоупотребление психоактивными 
веществами, в том числе наркотическими, 
является непременным «атрибутом» отдельных 
молодежных субкультур. В частности, одним 
из последних «достижений» наркотизма 
стало распространение позитивного имиджа 
марихуаны и постановка вопроса о легализации 
наркотических препаратов каанабиоидной 
группы.
Повышение значимости 
наркотизма как социальной проблемы обусловлено, 
во-первых, ростом потребления  частью 
населения наркотических средств, влекущим 
медицинские и социальные последствия. 
Во-вторых, данная проблема затрагивает, 
по преимуществу молодое поколение, которое 
представляет собой будущее любого общества. 
Весомую роль играет также возрастание 
пограничных с наркотизмом преступлений.  
Несмотря на создание 
различных структур и ведомств, разработку 
и реализацию на федеральном и региональном 
уровнях комплексных целевых программ 
противодействия злоупотреблению наркотиками 
и их незаконному обороту, состояние существующей 
наркоситуации в стране свидетельствует 
о малоэффективности принимаемых мер. 
На фоне отсутствия 
единой модели борьбы и профилактики деятельность 
отдельных учреждений и организаций, в 
первую очередь воспитательно-образовательного 
направления, также оставляет желать лучшего, 
и высшая школа не является в этом плане 
исключением. Антинаркотическая деятельность 
высших учебных заведений носит фрагментарный 
характер и не подкреплена должной концептуальной 
основой. Большинство профилактических 
мер в своей основе имеют репрессивный 
акцент, а проводимые мероприятия не охватывают 
достаточного числа студентов. 
В свою очередь, профилактика 
и борьба с наркотизмом в студенческой 
среде необходимы и затрагивают не только 
интересы администрации и студентов, но 
и общества в целом. Именно специалисты 
с высшим образованием во многом определяют 
экономическое развитие и благосостояние 
страны, являются базой образовательного, 
культурного и духовного потенциала общества. 
Вследствие этого решение данной проблемы 
возможно на основе адекватного и целостного 
ее осмысления как посредством разработки 
концепции антинаркотических программ, 
так и их эффективной  реализации на практике. 
Общегосударственная 
важность в сочетании с реальной потребностью 
подготовки комплекса правовых, административных, 
информационно аналитических, лечебно-профилактических, 
образовательных мер направленных на 
снижение распространенности наркопатологии 
обуславливает актуальность углубленного 
изучения данной проблемы и определяют 
выбор темы исследования.
Степень 
изученности темы. Первые исследования 
наркотизма в отечественной науке начали 
осуществляться в 20-е гг. ХХ в. Такие авторы, 
как М.Н. Гернет, А.С. Шоломович, Ю.М. Лисицын 
и др.[1], разрабатывали методики 
обследования потребителей наркотиков, 
устанавливали тесную связь наркотизации 
с социально-бытовыми условиями, а также 
осуществляли поиск путей профилактики. 
Первые попытки анализа 
социальных факторов наркотизма были 
реализованы в трудах  А.А. Габиани[2]. Позже данным проблемам были 
посвящены работы B.C. Битенского, А.Е. Личко, 
Г.Я. Лукачера, Т.В. Ивановой[3], где, помимо изучения влияния 
наркотических веществ на организм и психику, 
имел место анализ микросоциальных процессов 
в молодежной среде. 
С 1990-х гг. рост масштабов 
распространения и незаконного оборота 
наркотических средств предопределил 
возрастание интереса к проблеме наркотизма, 
которая стала изучаться такими исследователями, 
как  А.Л. Арефьев,   Л.Е. Кесельман,   В.Т. Лисовский,   
Е.Л. Омельченко, М.Е. Позднякова, П.Д. Шабанов, 
Ф. Э. Шереги, О.Ю. Штакельберг и др.[4]
В работах Э.Г. Гасанова, 
Я.И. Гилинского, А.П. Дьяченко, А. В. Кудрявцева, 
Я.Ф. Костюковского, Л.А. Куровской, Б.П. 
Целинского[5] наркотизм изучается 
как форма социальной девиации, в трудах 
У. Блюдина, Н. Гончарова, З.В. Коробкиной, 
В.А. Попова, Г. Сабировой, И. Тартаковской[6] в  контексте антинаркотической 
политики и профилактики наркотизации.
Достаточно широкий 
пласт исследований посвящен анализу 
роли социальных институтов в антинаркотической 
социализации молодежи. Работы P.M. Готлиб, 
Л.И. Романова, Л.П. Яцкова ориентированы 
на изучение  молодежных субкультур[7], Е.А. Ивановой, С.А. Фролова 
– роли семьи[8],  А.Н. Гаранского, 
А.Г. Макеева[9] – роли школы. 
На сегодняшний день 
появился ряд работ, затрагивающих проблемы 
наркотизма и наркомании в студенческой 
среде. Среди них необходимо отметить 
исследования Ю.К. Бахтина, Л.А. Поповой, 
В.П. Соломина, Г.И. Сопко, Н.Н. Маликовой[10]. 
Объект 
исследования – наркомания и наркотическая 
зависимость у молодежи.
Предмет 
исследования – противодействие 
и профилактика наркомании среди различных 
групп молодежи.
Цель исследования – проанализировать наркотическую 
зависимость как социальную проблему 
и рассмотреть возможность применения 
социальной рекламы для профилактики 
наркомании среди молодежи.
Для достижения указанной 
цели необходимо решить следующие задачи:
·   Проанализировать 
социальные условия распространения и 
потребления наркотиков определенной 
частью молодежи РФ;
·   Исследовать наркотическую 
зависимость как социальную проблему;
·   Рассмотреть особенности 
социальной профилактики наркомании в 
школах, вузах;
·   Показать роль 
и эффективность разъяснительной и профилактической 
работы СМИ, общественных организаций;
·   Разработать проект 
использования социальной рекламы для 
профилактики наркомании среди молодежи 
г. Москвы.
Новизна исследования 
заключается в том, что рассмотрены и определены 
механизмы использования социальной рекламы 
для профилактики наркомании в молодежной 
среде.
Практическая значимость 
исследования заключается в том, что разработанный 
проект социальной рекламной кампании 
«Антинаркота» может быть использован 
как в Москве, так и других городах России.
Структурно дипломная 
работа состоит из введения, трех глав, 
заключения и списка использованной литературы.
 
Глава 1. Анализ наркотической зависимости 
как социальной проблемы
 
1.1. Причины и тенденции наркотизации молодежи 
в России
 
Наркомания (от греч. 
«narke» – оцепенение и мания) - болезнь, 
характеризующаяся непреодолимым влечением 
к наркотикам, вызывающим в малых дозах 
эйфорию, в больших – оглушение, наркотический 
сон.
Термин «наркомания» 
этимологически связан с понятием «наркотик» 
(от греч. «narkotikos» - усыпляющий). Однако 
терминологическая неопределенность 
возникает сразу же, как только речь заходит 
о препаратах, не относящихся к группе 
опия, т.к. среди средств, отнесенных к 
наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают 
снотворным воздействием. Другие же препараты 
по своей фармакологической активности 
являются психостимуляторами и т.д. В настоящее 
время термин «наркотическое вещество» 
(наркотик) применяется по отношению к 
тем ядам или веществам, которые способны 
вызвать при их употреблении эйфоризирующее, 
снотворное, болеутоляющее или возбуждающее 
действие. 
Кроме того, в литературе, 
посвященной проблеме наркомании, встречается 
точка зрения, что наркотик - это вещество, 
удовлетворяющее трём критериям:
Медицинский критерий: 
это вещество оказывает специфическое 
(седативное, стимулирующее, галлюциногенное 
и др.) влияние на центральную нервную 
систему.
Социальный критерий: 
немедицинское употребление вещества 
имеет большие масштабы, и последствия 
этого приобретают социальную значимость.
Юридический критерий: 
данное вещество признано законодательством 
наркотическим[11]. 
Образно говоря, наркотик 
– это отрава для мозга. Яды, отравляющие 
мозг не вызывают у человека болевых ощущений 
и отрицательных эмоций, т.к. в мозге человека 
отсутствуют болевые рецепторы. В этом 
эффекте и таится основная притягательная 
(и разрушительная) для физиологии человека 
сила, стремление к «безнаказанному» состоянию 
эйфории, галлюцинации. 
Почему для людей, 
не реализовавших свои мечты, не устроившихся 
в жизни, привлекательны наркотики? Да 
потому что наркотическое опьянение помогает 
им поддерживать иллюзию своего высокого 
потенциала. Человек убежден: он многого 
сумел бы достичь, если бы не зелье... Но 
расстаться с пагубной привычкой не спешит: 
тогда все неудачи и неприятности придется 
объяснять собственным несовершенством. 
Наркотик выступает в роли эффективного 
психологического щита.
Современные ученые 
достаточно подробно разрабатывают объяснения 
возникновения наркотической зависимости 
и выделяют 3 основных направления, 3 группы 
факторов наркотизации; социологические, 
включающие влияние общества и семьи, 
биологические, объясняющие склонности 
к злоупотреблению особенностями организма 
и особой предрасположенностью, и психологические 
(или психические), рассматривающие особенности 
и отклонения в психике. 
1.   Социальные факторы
Общественные неурядицы, 
распространенность наркомании в регионе, 
профессии, связанные с легким доступом 
к наркотикам, — все это социальные факторы. 
В первую очередь остановимся на проблемах, 
связанных с семьей, с особенностями психики 
подростков. Большое значение имеет место 
жительства человека. Сейчас мы сталкиваемся 
с таким фактом, что наркомании наиболее 
широко распространены в относительно 
крупных городах, а в сельскую местность, 
где распространена алкогольная зависимость, 
они только начинают проникать, причем 
в основном в тех местах, по которым проходят 
пути транспортировки наркотиков.
·   Семья
Как правило, именно 
проблемы в семье толкают ребенка в «группу 
риска», создают почву для обращения ребенка 
к наркотикам. Психологами давно доказано, 
что неполная семья сама по себе порождает 
патологии развития. У детей с одним родителем 
чаще всего возникают трудности общения, 
такие дети должны получать «тройную дозу» 
внимания и любви. Существуют понятия 
«семейный дефицит» и «социальный голод», 
когда ребенок растет без внимания и заботы, 
без необходимого общения, что часто является 
причиной обращения к спиртному и наркотикам 
в период взросления.
Отсутствие гармонии 
в полной семье также является фактором 
риска. Не стоит строго оценивать непослушание, 
плохую успеваемость, отчуждение ребенка 
в семье, где у родителей постоянные «секреты» 
и недоверие по отношению друг к другу 
и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, 
от сверстников, где низкий материальный 
и культурный уровень, избиение и психологическое 
насилие детей, насилие между родителями. 
У таких детей возникает чувство одиночества, 
скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, 
беспокойство, депрессии, страхи или же 
агрессивность, лживость, связанные с 
переживанием одиночества, пустоты, ненужности. 
У избиваемых детей отмечают склонность 
к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, 
слабость познавательных интересов, нежелание 
трудиться. Все это, в случае встречи с 
наркотиком, делает их неспособными противостоять 
втягиванию, в то время как дети, не переносившие 
стресс, получившие в семье позитивный 
заряд, уверенность в своих силах, даже 
попробовав наркотик, могут отказаться 
от его дальнейшего употребления, удовлетворив 
свое любопытство. 
Гиперопека - другая 
крайность воспитания, заставляет ребенка 
«спасаться» от родителей «на улице». 
Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, 
отказ ребенку в самостоятельности, желание 
воспитать свою копию. Сверхзабота становится 
в тягость взрослеющему человеку, он стремится 
«сбросить оковы», что приводит к тем же 
результатам: к старанию уйти от контроля 
родителей, для чего он сознательно идет 
на конфликты, вызывающе противопоставляя 
свой новый «асоциальный» облик тому образцу, 
который навязывает ему заботливая семья.
Еще один из плодов 
гиперопеки — инфантилизм растущего человека, 
его затянувшаяся «детскость», неготовность 
к жизненным трудностям, неспособность 
самостоятельно решать вопросы. Такой 
ребенок легко попадает под влияние более 
опытных приятелей, его легко уговорить 
попробовать наркотик или подбить на любую 
хулиганскую выходку. Нередко — это любимые 
детки богатых столичных родителей, и 
их «карманные» деньги дразнят аппетит 
искушенных приятелей.
Существует и такой 
вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», 
объект всеобщего восхищения и поклонения, 
единственный ребенок многочисленной 
родни. Для него привычны вседозволенность, 
неограниченная власть над родственниками, 
которые не накажут, и в конечном итоге 
— презрение к ним, а заодно и к учителям, 
сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом 
всеобщего восхищения, часто демонстративны, 
для них хороша любая эксцентрическая 
выходка и любой шокирующий поступок, 
какими и кажутся им в их юные годы употребление 
алкоголя и наркотиков. Такие подростки 
могут действительно стать жертвой наркотизации.
Но даже если семья 
самая гармоничная, ребенок окружен заботой 
и вниманием, хорошо учится, занимается 
спортом, это вовсе не значит, что он не 
будет пробовать наркотики. Все вышесказанное 
не означает, что употребление наркотиков 
— результат депрессивных состояний, 
свойственных подросткам со сложностями 
развития и творческим натурам. Мотивы 
употребления наркотиков часто не зависят 
от личности и ее психической предрасположенности. 
Встреча с наркотиками может быть случайной, 
в определенной ситуации, вызванной временными 
потребностями, например, «опробование» 
в компании сверстников с познавательными 
целями. 
 
 Одна из ведущих исследователей 
наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод 
о том, что шаг подростка к наркотикам 
— это проявление исследовательской реакции, 
свойственной их возрасту. Подростков 
интересуют возможности их сознания, получение 
нового, неизведанного чувственного опыта, 
небывалых впечатлений, сексуального 
опыта, они стремятся познать мир, «все 
в жизни попробовать», ощутить свою полноценность 
в компании ровесников, самостоятельность 
в принятии решений, солидарность со сверстниками.