Исследование основных технологий социальной работы с наркозависимыми
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:22, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования – проанализировать наркотическую зависимость как социальную проблему и рассмотреть возможность применения социальной рекламы для профилактики наркомании среди молодежи. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: · Проанализировать социальные условия распространения и потребления наркотиков определенной частью молодежи РФ; · Исследовать наркотическую зависимость как социальную проблему
Оглавление
Введение. 3 Глава 1. Анализ наркотической зависимости как социальной проблемы... 7 1.1. Причины и тенденции наркотизации молодежи в России. 7 1.2. Этапы формирования наркотической зависимости. 18 Глава 2. Исследование основных технологий социальной работы с наркозависимыми.. 24 2.1. Наркомания и наркопреступность в России. 24 2.2. Исследование проблемы наркомании. 29 2.3. Социальная работа по профилактике наркомании среди молодежи. 36 Глава 3. Предложения по разработке социальной рекламной кампании на примере программы по борьбе с наркотиками «Антинаркота» в г. Москве. 41 3.1 Тема наркомании в социальной рекламе. 41 3.2. Разработка региональной рекламной кампании «Антинаркота». 45 Заключение. 61 Список литературы: 65
Можно рассмотреть
особенности наркомании в студенческой
среде.
Образовательная
(студенческая) среда – особая социально-профессиональная
группа, объединенная возрастными характеристиками
(17-25 лет), интеллектуальными способностями,
регламентированными условиями труда
(учебный процесс) и активным совместным
проведением досуга. Объективной социальной
предпосылкой нарушений адаптации следует
считать негативные социальные последствия,
связанные с проведением социально-экономических
реформ с начала 90-х гг. XX в. Высшее образование
в значительной мере стало платным (даже
в государственных вузах доля приема студентов
с полным возмещением затрат на обучение
за последние пять лет возросла более
чем в 3 раза). Многие, особенно престижные
вузы недоступны для детей из малообеспеченных
семей, а также проживающих в отдаленных
районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего
Востока. Далеко не всегда оправдываются
высокие ожидания в плане получения желаемой
профессии и личного благополучия. Нередко
студент вынужден работать, что негативно
влияет на его успеваемость и качество
получаемых знаний.
И все же главные
причины таятся в самой личности студента,
психосоциальный портрет которого складывается
из индивидуальных характеристик, зависящих
от пола, возраста, социального окружения,
материальной обеспеченности и т.п. Наиболее
благоприятной для наркотизации, по мнению
абсолютного большинства специалистов[32], является личность студента
с «комплексом неудачника», неудовлетворенного
в своих притязаниях, расценивающего себя
как незаурядную личность, не сумевшую
полностью раскрыть свои «таланты» в силу
социальных и иных внешних причин, в том
числе недооценки их окружающими. Выраженная
амбициозность, неорганизованная активность,
неустойчивость настроения, резкие колебания
оценки собственной значимости дополняют
этот «портрет». А отсутствие жизненного
опыта определяет неизбежность возникновения
противоречий с реальными требованиями
социальной среды, что приводит к эмоциональной
эффективности и импульсным поступкам.
Прежде всего, это
находит свое выражение в стремлении самоутвердиться
в социальной группе в качестве лидера.
Недостижение этой задачи ведет к эмоциональным
срывам и является одним из факторов влечения
к употреблению психоактивных веществ.
Так, при проведении биохимического экспресс-анализа
на выявление потребления наркосодержащих
веществ у студентов 5 курса маркеры были
обнаружены у 17%. На 3-4 курсах большая часть
этих лиц проявляла вышеназванные психологические
особенности на фоне удовлетворительного
уровня адаптации[33].
Исключительно важную
роль в формировании наркозависимости
имеет личностное отношение студентов
к наркотикам. Опрос студентов медицинского
вуза и нескольких вузов гуманитарного
профиля Москвы показал их в основном
негативное отношение (см. табл. 6)
Таблица 6
Отношение студентов
к употреблению психоактивных веществ
(в % к числу опрошенных)
Группы иссследуемых
Нетерпимое
Критическое
Неопределенное
Некритическое
Положи-
тельное
Студенты
17-20 лет
мужчины
женщины
18
5
36
41
15
27
21
27
10
–
Студенты
21-25 лет
мужчины
женщины
82
36
12
23
6
21
–
15
–
5
Студенты
26 лет и старше
мужчины
женщины
50
32
25
32
13
8
12
24
–
4
ИТОГО:
Среднее всех групп
33
30
16
17
4
Тем не менее, было
бы преждевременным считать, что произошло
осознание студентами пагубного влияния
наркотических веществ на здоровье человека.
Свидетельство тому – масштабы распространенности
наркомании среди студентов по оценкам
самих студентов. Так, 30,3% опрошенных студентов
вузов высказали мнение, что наркоманией
охвачено 15% студентов, 32,4% – указали на
30% таковых, 20,2% опрошенных назвали уже
45% охваченных наркоманией, 14,1 % - считают
наркоманами 50% студентов, а 3,0% опрошенных
указали, что наркоманией охвачено 65% студентов[34].
Практически во всех
крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге,
в течение последних лет значительно (в
десятки раз) увеличилось распространение
самого популярного молодежного наркотика
– метилендиоксимети-ламфетамина (МДМА),
который в просторечии зовется «экстази».
Этот наркотик является сильным стимулятором
со слабым галлюциногенным действием,
он воздействует на организм в течение
6-8 часов. (В 1971 г. МДМА был признан особо
опасным психотропным препаратом и внесен
в список №1 Конвенции о психотропных
веществах. В США, где он был запрещен еще
в 1985 г., и в большинстве европейских стран
он относится к категории «А» наряду с
героином и «крэком»)[35]. Самым тревожным фактом является
рост женской наркомании. Если в 1993 г. женщины
составляли 20% от общей численности употребляющих
наркотики, то в 1998 г. этот показатель поднялся
до 42%, а к 2000 г. перевалил за 50% и продолжает
расти, что является прямой угрозой генофонду
нации.
Особая опасность
наркомании в образовательной среде состоит
и в том, что генетически иммунитет молодых
людей, сопротивляемость к воздействию
наркотических средств еще достаточно
слабы, психические состояния исключительно
подвижны, и привыкание к наркотикам наступает
иногда с первых доз употребления. Употребление
наркотиков пагубно сказывается на функционировании
абсолютно всех органов и систем человека,
поражая в первую очередь такие жизненно
важные, как нервная и сердечно-сосудистая
системы; появляются психические расстройства,
развивается импотенция; человек становится
раздражительным, не способным сопереживать
и сочувствовать.
Пристрастие к наркотикам
формируется быстро. Студенческая среда
– не исключение. Среди основных причин
формирования наркозависимости в студенческой
среде наиболее важными мы считаем следующие:
· недостаточную
социальную зрелость, нежелание думать
о возможных последствиях наркомании
или просто игнорирование их, неспособность
адекватно контролировать свое поведение;
· личные переживания
и проблемы;
· стремление следовать
«моде», желание подражать своим кумирам;
· культурные традиции,
свойственные для отдельных регионов
страны;
· последствия неправильного
лечения или длительного заболевания,
для лечения которого использовались
наркотические препараты.
Как ни удивительно,
но наиболее характерной причиной первичного
приема наркосодержащих веществ студенты
называют любопытство.
Аддиктивное поведение
(от англ, addiction – пагубная привычка, пристрастие
к чему-либо) наркомана как форма деструктивного
поведения выражается в уходе от реальности
посредством изменения психического состояния.
В общем-то в психологии обыденной жизни
это – рядовое явление. Часто для того,
чтобы забыться, уйти от тягостных размышлений
или по-новому взглянуть на проблему, люди
тем или иным образом изменяют свое психическое
состояние. Это может быть достигнуто
различными способами: прослушиванием
музыки, медитацией, уходом в мечты и грезы,
сном, уходом «с головой» в работу, интенсивными
мышечными нагрузками и т.д. Элементы аддиктивного
поведения присущи и вполне здоровым людям
и часто несут полезную нагрузку. Прием
наркотиков в этих целях является не разрешением
трудной жизненной ситуации, а бегством
от нее посредством ухода в мир фантазий,
где проблемы «решаются сами собой», но,
увы, только на время действия наркотика.
В итоге пристрастие к наркотикам или
психоактивным веществам становится фактором
утраты качеств суверенной личности, ее
правовой, нравственной, психической и
физической деградации.
При потреблении
наркотиков существует значительный риск
заражения другими заболеваниями, прежде
всего СПИДом и некоторыми формами гепатита.
Особенно велика возможность получить
эти страшные недуги при внутривенных
формах введения наркотиков. При пользовании
иглой или раствором (в последнее время
распространено применение шприцев с
раствором наркотиков) происходит заражение,
через три-пять лет развиваются клинические
формы СПИДа, затем через полтора-два года
наступает смерть. Угроза заражения СПИДом
существует и при приеме наркотиков в
виде таблеток, так как при состоянии наркотического
опьянения наступает сексуальное растормаживание.
Не случайно 3/4 ВИЧ-инфицированных российских
граждан – это лица, больные наркоманией.
Именно наркотики
обусловили буквально эпидемическую вспышку
ВИЧ-инфекции, особенно среди студентов
и молодежи в целом, как наиболее активной
в сексуальном отношении части населения.
Только 1996 год дал увеличение ВИЧ-инфекции
в 8 раз! В 1998 году численность больных
СПИДом возросла в 2 раза; такие же темпы
сохранялись в 1999 и 2000 гг.
Человек, приобщившийся
к наркотикам, поневоле втягивается в
преступный мир, откуда зачастую возврата
уже не существует. Ведь чтобы иметь наркотики,
нужны большие деньги. Сегодня стоимость
среднесуточной «дозы» наркомана колеблется
от 3 до 8 тыс. рублей и более. В абсолютном
большинстве студенты не в состоянии столько
зарабатывать ни физическим, ни умственным
трудом. Поэтому остается только преступный
бизнес, участие в котором, в свою очередь,
также стимулирует потребление наркотиков
в качестве средства снятия стресса. Специалисты
правоохранительных органов свидетельствуют:
в период «ломки» нет такого преступления,
на которое наркоман не пойдет ради спасительной
порции наркотика. Избавиться же от наркомании
при помощи медицинского вмешательства
тоже далеко не просто: коммерческая стоимость
двухнедельного курса лечения составляет
от 2 до 5 и более тыс. долл.
Но наркомания в студенческой
среде – это не только те, кто употребляет
наркотики, но и те, кто их продает. Наркобизнес
– исключительно привлекательное «дело»
для студентов. Межконтинентальная и межрегиональная
разница спроса на наркотики исключительно
велика. Шесть лет назад в Колумбии 1 г
кокаина стоил в среднем 70 долл., в США
-100 долл., а в России - 200 долл. и более. Еще
более разительна стоимость опия-сырца:
в Афганистане (основной стране-производителе)
1 кг опия-сырца стоил от 50 до 70 долл., в
Самарской области -1200 долл., в Новосибирской
области и в Москве - 2670 долл.
Было бы неверно полагать,
что наркомания в студенческой среде –
это только то, что связано с потреблением
или распространением наркотиков. Разумеется,
это и то, что связано с борьбой с «чумой
XX века», т.е. профилактическая деятельность.
Многие студенты активно включаются в
такую деятельность – в высших учебных
заведениях, гимназиях, школах, детских
дошкольных учреждениях, на детских площадках.
Важную роль играют беседы на антинаркотические
темы во время прохождения практики в
учреждениях правоохранительных органов,
в производственных коллективах и т.д.
Но это – тема иного обсуждения.
Следует констатировать,
что ситуация с наркотическими, психотропными
и сильнодействующими веществами в студенческой
среде в России неблагополучная – мы имеем
один из самых высоких показателей в Европе
по заболеваемости наркоманией, и на это
нельзя взирать равнодушно.
2.3. Социальная работа по профилактике
наркомании среди молодежи
Социальный аспект
наркомании заключается в том, чтобы понять
всю сложность взаимоотношений между
человеком, употребляющим ПАВ, и разными
уровнями его социального окружения.
Специалисты по социальной
работе в наркологии имеют широкое поле
деятельности. На условном домедицинском
этапе они участвуют в программах первичной
профилактики зависимости от ПАВ, как
в организованных, так и в неорганизованных
контингентах; выявляют лиц, входящих
в группы риска, и работают с ними; содействуют
в привлечении к лечению лиц, нуждающихся
в нем, устанавливают контакт с семьями
таких лиц, оказывают им консультативную
помощь и иную поддержку. На условном медицинском
этапе, когда клиенты оказываются в сфере
деятельности медицинских работников,
специалисты по социальной работе тесно
взаимодействуют с медицинским персоналом.
Они принимают участие в специальных тренингах,
способствующих ранней реадаптации и
реабилитации пациентов с зависимостью
от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют
в семейной психотерапии, вместе с клиентами
ищут пути решения накопившихся социальных
проблем. На условном послемедицинском
этапе специалист по социальной работе
участвуют в дифференцированных программах
реабилитации и реинтеграции пациентов,
профилактики временной нетрудоспособности
и инвалидизации.
Комплексная социальная
помощь, включающая медико-психологические,
социально - психологические и педагогические
аспекты лицам, страдающим зависимостью,
и членам их семей - основная цель медико-социальной
работы с наркозависимыми
Социальная работа
в наркологии - это не просто появление
дополнительных функций у наркологической
службы, это кардинальная перестройка
всего лечебно-профилактического процесса
и профилактической работы. В систему
отношений с пациентом в качестве полноправного
его партнера, наряду с медицинским персоналом,
включается специалист по социальной
работе, координирующий деятельность
нескольких социальных работников или
консультантов.
Целью медико-социальной
работы является достижение оптимально
возможного уровня адаптации и функционирования
лиц с физической, психической и социальной
патологией. Как правило, такие лица оказываются
в трудной жизненной ситуации. Объектом
медико-социальной работы в наркологии
являются различные контингенты лиц, имеющие
выраженные медицинские и социальные
проблемы, вызванные злоупотреблением
и зависимостью от ПАВ, которые взаимно
потенциируют друг друга и их решение
затруднительно в объеме односторонних
профессиональных мероприятий. Работа
с такими контингентами одинаково тяжела
и малоэффективна как для медицинских
работников, так и для специалистов социальных
служб, поскольку они неизбежно оказываются
перед кругом проблем, выходящих за рамки
их профессиональной компетенции и препятствующих
успешной профессиональной деятельности.