Институциональная организация рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:44, реферат

Краткое описание

Более того, единая классификация институциональных теорий до сих пор так и не сложилась. Сложно учесть многообразие современных подходов и взаимосвязи между некоторыми из них. Например, американская и западноевропейская институциональные школы характеризуются довольно глубокими различиями. Так американцы часто сильнее в использовании математического аппарата, но слабее в оценке роли традиций, культурных норм, менталитета и т.д. – всего того, что составляет основы и преимущества институционализма. Подобные различия обусловлены национально-исторической и социокультурной спецификой.

Файлы: 1 файл

реферат_эксоц.docx

— 73.79 Кб (Скачать)

• полнота информации, которой располагают все участники обмена, и их совершенные когнитивные способности;

• использование специальных процедур при заключении контракта.

В условиях взаимозависимости целерациональное действие возможно лишь при наличии доверия в качестве нормы, регулирующей отношения между индивидами. Доверие заключается в "ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих"7.

 

Одним из условий функционирования рынка на основе доверия в деперсонифицированной форме является наличие в конституции рынка еще одной нормы, эмпатии. Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения.

Эмпатия, не ограниченная определенным кругом лиц, связана с получением индивидом свободы в своих действиях. Деятельность человека тем свободнее, чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих.

 

Экономическое обоснование права собственности

Обоснуем необходимость установления прав собственности. Во-первых, права собственности являются одним из институтов, снижающих неопределенность во взаимодействиях индивидов. С нижение неопределенности происходит за счет выбора на основе зафиксированных прав собственности одного из исходов, когда равновесие либо отсутствует, либо не единственно. Во-вторых, при отсутствии четко установленных прав собственности на ресурс его использование связано с возникновением отрицательных внешних эффектов, или экстерналий.8

Внутрифирменная структура

В основе понимания фирмы как части рынка лежит понимание отношений между принципиалами и агентами. Проблема принципала-агента – угроза манипулирования агентом принципала при выполнении поручений и предписаний последнего. Введение принципала в заблуждение становится возможным на основе асимметричности информации и высоких издержек контроля над деятельностью агента. Так р ост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возросшего числа агентов.

Рассмотрим различные типы внутренних структур, которые представляют собой различные варианты решения проблемы принципала и агента лежат в основе альтернативных моделей внутренней структуры организации. Наиболее распространены четыре типа внутрифирменной структуры: унитарная (Y-структура), холдинговая (X-структура), мультидивизиональная (M-структура) и смешанная (C-структура)

УНИТАРНАЯ

Унитарная структура, как это следует из самого названия, предполагает максимальную централизацию властных отношений. Все основные решения принимаются принципалом, он же осуществляет и контроль. Если право контроля над деятельностью агентов и делегируется, то по функциональному признаку – главам функциональных подразделений: отдела сбыта, главному инженеру, главному бухгалтеру и т.д.

 ХОЛДИНГОВАЯ

Холдинговая структура представляет собой иную крайность – максимальную децентрализацию процесса принятия решений и контроля над действиями агентов. Фактически принципал сохраняет за собой лишь полномочия по контролю финансовых потоков и финансовых результатов деятельности агентов. Агенты автономны в принятии всех решений, за исключением касающихся распределения прибыли.

 МУЛЬТИДИВИЗИОНАЛЬНАЯ

Наиболее значимой организационной инновацией в XX в. является изобретение в 20-е годы Пьером Дюпоном и Альфредом Слоуном (руководителями фирм "Du Pont" и "General Motors" соответственно) мультидивизиональной структуры. Эта структура "подразумевает создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку"9.

СМЕШАННАЯ

Возникает в том случае, если одно из подразделений полностью контролируется главным офисом, как в унитарном предприятии, второе подразделение зависит от главного офиса только финансово, как в холдинге, а третье подразделение имеет операционную самостоятельность и действует на принципах самоокупаемости, как в мультидивизиональной структуре.

 

Государство как институт рынка

Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества.

Рассмотрим основные институциональные признаки государства.

1. Установки и образцы поведения (послушание, лояльность, субординация);

2. Символические культурные признаки (флаг, герб, национальный гимн, печать);

3. Утилитарные культурные черты (общественные здания, общественные работы, бланки и формы);

4. Кодекс устный и письменный (конституция, законы);

5. Идеология (государственное право, демократия, национализм).

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции и латентные функции. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они признаны, считаются побочным продуктом.

Явные функции института государства:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.
  2. Регулятивная функция. Состоит в том, что функционирование институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
  3. Интегративная функция. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций.
  4. Транслирующая функция. Государство стремится воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности.
  5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Но для нас в контексте поднятой темы более важны другие функции государства как института рынка:

  1. спецификация и защита прав собственности. При условии не нулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов;
  2. создание каналов обмена информацией. Равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями;
  3. разработка стандартов мер и весов. Деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг. В более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обращения, ведь именно деньги в одной из своих функций являются наиболее универсальной мерой обмена;
  4. создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг. Инфрастуктура рынка включает в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг: транспортную сеть, организованные площадки для торгов и т.д.;
  5. правоохранительная деятельность и выполнение роли "третьей" стороны в конфликтах. Возникновение при выполнении контрактов непредвиденных обстоятельств требует вмешательства "третьей" стороны (суда) для создания гарантий против их оппортунистического использования сторонами контракта;
  6. производство общественных благ. Чистые общественные блага, производство которых сталкивается с проблемой безбилетника, требуют использования государством принуждения для финансирования их производства. Речь идет в первую очередь о таких общественных благах, как оборона, в меньшей степени – здравоохранение и образование.

Необходимо слегка подробнее остановиться на первой функции государства, которая несомненно определяет большую часть институциональных отношений. А конкретно альтернативу государственному вмешательству в процесс установления и защиты прав собственности, которая заключается в попытках самих экономических агентов договориться о правилах доступа к ресурсу. Например, доступ к ресурсу может регулироваться нормой "приоритета первого" (first came – first served). Сбор грибов в лесу или пример обычной очереди служат иллюстрацией этой нормы. Однако, спецификация прав собственности с ее помощью сталкивается с двумя ограничениями:

  • Во-первых, снижение неопределенности достигается лишь в краткосрочном периоде, ибо каждый раз появляется новый владелец ресурса, а это не позволяет участникам взаимодействий формировать устойчивые ожидания.
  • Во-вторых, даже в краткосрочном периоде не существует никаких гарантий против попадания ресурса под контроль не наиболее умелого и эффективного владельца, а лишь того, кто оказался первым.10

 

Домохозяйство как институт

Как хозяйствующий субъект, домохозяйства функционируют на рынках труда, потребительских благ и финансовых рынках, и в других сферах экономики; их экономическое поведение и функции способствуют формированию производственного и экономического потенциала, определяют темпы экономического роста, влияют на результаты проводимых экономических и социальных реформ. В то же время моделям поведения домохозяйств присущи динамизм, подверженность влиянию изменений различных социально-экономических факторов, в том числе, кризисных явлений, в связи с чем в трансформационной экономике по-новому определяются их природа и функции как экономического субъекта.

В целом, еще в трудах Платона, Аристотеля, Ксенофонта домохозяйство было обозначено как отдельный элемент экономики, таким образом, определялось его место и роль в хозяйственном обороте. Классическая политическая экономия, представленная в работах Ф. Кенэ, А.Смита, Ж.Б.Сэя и их последователей, помимо статуса домохозяйств как обособленных хозяйственных единиц, исследовала их доходно-расходные потоки. В рамках исторической школы (К. Бюхер) семейное хозяйство выделено в качестве одной из институциональных основ экономической системы.

Что же касается неоклассической экономической теории (Г. Беккер, Дж. Минсер, К. Ланкастер, Т. Шульц, Р. Эвенсон, Дж. Колдуэлл, Й. Бен-Порат и др.), то в ней  такой институт как домохозяйство представлен в качестве производственной  единицы, осуществляющей рыночную и нерыночную деятельность.

Основной функцией домохозяйства как организации, является формирование человеческого капитала. Рассмотрим эту функцию в деталях на следующей схеме, обнаруженной в работе Олейника:

Важной функцией домохозяйства является функции потребления и сбережения. По мере роста реальных доходов и интенсивного включения домохозяйств в экономические отношения (становления их как субъекта микро- и макроэкономики) значимость данных функций возрастает, поскольку они представляют собой объективную реальность рыночной экономики. Согласно схеме экономического кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, сбережение и потребление домохозяйств определяются на основе баланса денежных доходов. Сами они характеризуются как основные поставщики экономических ресурсов и как основная расходующая группа в национальном хозяйстве.

Также интересно и то, что домашнее хозяйство может быть организовано таким образом, что оно приближается по своим характеристикам к контракту о найме с четко оговоренными имущественными и прочими взаимными правами и обязанностями его членов. В такой перспективе решение о совместном ведении хозяйства отражает не столько согласие на определенный уровень благосостояния, сколько стремление к максимизации последнего.11 Следовательно, выбор спутника жизни и принятие решения о рождении детей становятся лишь частными случаями потребительского выбора с помощью заключения контракта о продаже, где Юридической формой семейного контракта о продаже выступает брачный договор, основные положения о котором изложены в гл. 8 Семейного кодекса РФ. Это умозаключение может быть углублено и стать частью материала для спецификации понятий семьи и домохозяйства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определим основные результаты проведённой работы:

Во-первых, "старые" институционалисты двигались от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе. Неоинституционалисты идут прямо противоположным путем – изучают политологические, правовые и многие другие проблемы общественных наук при помощи методов неоклассической экономической теории и прежде всего с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.

Во-вторых, "старый" институционализм базировался прежде всего на индуктивном методе, шел от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась. В современном институционализме положение коренным образом меняется: неоинституционализм использует дедуктивный метод – от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.

В-третьих, "старый" институционализм как течение радикальной экономической мысли преимущественно обращал внимание на действия коллективов (в первую очередь профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида; неоинституционализм ставит во главу угла независимого индивида, который сам, по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

Что же касается конкретных институтов рынка, то они создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституция, различные законы, указы, постановления), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, стереотипы).

Можно сделать вывод, что институты – это совокупность формальных и неформальных правил поведения, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения.

Информация о работе Институциональная организация рынка