Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:47, реферат

Краткое описание

Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Исторические концепции и практические модели гражданского общества рождались на основе идей и опыта, укорененных в трех различных традициях.

Европейско-средиземноморская  традиция сложилась в период зарождения гражданского общества в итальянских городах-республиках эпохи Возрождения. Ее выразитель Н. Макиавелли сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: мир и безопасность граждан; наслаждение своим имуществом и богатством; право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.

Континентально-европейская традиция сформировалась под влиянием немецкого культурного округа. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия как одна из первых форм объединения (ассоциации) ремесленников, торговцев, защищавшего их и влиявшего на процесс управления городами.

Либеральная англо-американская традиция наиболее значимая. Выразителями ее были: Дж. Локк, отстаивавший собственность на основе естественного права и свободу; А. Смит, подчеркивавший роль модернизации и саморегуляции как необходимых компонентов гражданского общества; Т. Пейн, предложивший концепцию минимального государства, т. е. самостоятельного гражданского общества с весьма ограниченной ролью государства как необходимого зла; А. де Токвиль, анализировавший демократию в Америке; Дж. С. Милль, очертивший образец отношения государства и гражданского общества, не зависящего от него.

В своем подлинном  виде гражданское общество, как и  правовое государство, появляется в  условиях развития капиталистического способа производства. Его возникновение  было связано прежде всего с появлением гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия. Становление гражданского общества в большой степени было связано также с возникновением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических, корпораций, купеческих гильдий, позже - кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы. Идея гражданского общества, отстаивающего свои права во взаимоотношениях с государством, нашла полное отражение уже в программном документе Великой французской революции - Декларации прав человека и гражданина.

Таким образом, хотя история становления гражданского общества охватывает тысячелетия, однако в основных чертах его классическая модель сложилась в конце XVIII - начале XIX в. Она базировалась на идеях либерализма Дж. Локка и Адама Смита (1723-1790). Эти идеи заключались в следующем.

Во-первых, все  люди обладают естественными, неотчуждаемыми правами и свободами и равны  друг другу. Природа человека неизменна, и, руководствуясь разумом, люди могут  создать гармоничное общество на справедливых основах, договорившись друг с другом.

Во-вторых, государство  гарантирует естественные права  человека и свое невмешательство  в индивидуальную жизнь граждан  ни под каким предлогом. Разработанная  А. Смитом «система естественной свободы» доказывала необходимость ликвидации вмешательства государства в частнособственническое предпринимательство, предоставления полной свободы для развития частной инициативы, «неестественность» любого контролирования государством индивидуальной экономической свободы граждан; это были необходимые условия для неограниченного развития товарно-денежных рыночных отношений. Тем самым подводился прочный экономический фундамент под классическую модель нарождавшегося гражданского общества, основными требованиями которого стали частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.

Особая заслуга  в разработке концепции гражданского общества в его взаимозависимости  с государством принадлежит немецкому  философу Георгу Гегелю (1770-1831). На основе систематизации всего наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству, т. е. в процессе длительной и сложной исторической трансформации от средневековья к Новому времени. «Гражданское общество,- писал он,- есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».

По Гегелю, социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и публичной жизни государства, образуя необходимый момент в тотальности рационально структурированного политического общества. Гражданское общество включает в себя рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.

Таким образом, Гегель пришел к выводу, что есть сфера не только «всеобщих» и политических интересов, но и частных, точнее, частнособственнических интересов. Ее-то он и определил как область «гражданского общества» или, как он еще говорил, «духовное животное царство». А «правовое государство» есть отрегулированная с помощью идеально работающего гражданского права система гражданских отношений.

Как отмечал Гегель, в отличие от семьи многочисленные составляющие гражданского общества зачастую несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным конфликтам. Оно напоминает беспокойное поле боя, где одни частные интересы сталкиваются с другими частными интересами. Причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других его элементов. Поэтому гражданское общество не может стать «гражданским» до тех пор, пока не будет управляться политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство - может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. С этой позиции Гегель критикует современную ему теорию естественного права за то, что она смешивает гражданское общество и государство.

Необходимо  подчеркнуть, что в целом формирование различных вариантов концепции  гражданского общества у разных мыслителей было неразрывно связано с формированием  идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. Они ставили на первое место свободу и естественные способности отдельного индивидуума как самостоятельной независимой единицы социального действия.

Если гражданское  общество обеспечивает права человека, то государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае - о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о ее политических правах. С этих позиций очевидно, что основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства выступает обеспечение права личности на самореализацию.

Как показала история  развития демократических и тоталитарных систем, не может быть свободы отдельной личности там, где нет многообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора. Такой выбор может быть обеспечен прежде всего ограничением огосударствления средств производства и всей экономической сферы при сохранении в тех или иных масштабах и формах частной собственности, что характерно для всех промышленно развитых стран с либерально-демократическими режимами. В этой связи хотелось бы отметить, что уже ранние мыслители промышленной цивилизации решительно выступали в защиту индивидуальной свободы, были горячими приверженцами частной собственности, считая, что личная свобода индивидуума основывается на его праве на частную собственность.

Если государство  входит в общество как важнейший  элемент политической надстройки, то в гражданское общество государство, как видно из сказанного выше, не входит. Хотя, конечно, все потребности гражданского общества - независимо от того, какой класс господствует в данное время,- неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона получить всеобщее значение.

Для понимания характера  этих отношений важно иметь в  виду следующее. Если государство знает  различные формы правления господствующих классов: демократические, диктаторские, монархические, то для гражданского общества на уровне политики характерна демократическая форма существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства. И наоборот - чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Иными словами, гражданское общество - это фундамент демократической общественной организации.

В процессе своего развития гражданское общество охватывает все более широкие слои населения - не только имущих, но и малоимущих и неимущих. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен: его можно было продать, купить, убить. Несколько лучше было положение у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением и развитием капитализма пролетарий, включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с невиданным и невозможным ранее объемом прав и обязанностей. Государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношении со всем населением, существенно перестроить свои властные структуры.

С этой точки  зрения гражданское общество как  раз и предполагает сбалансированные взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы государственные органы, их деятельность всегда были в поле зрения негосударственных органов и движений, а негосударственные органы и движения, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. Таким образом, речь идет не о противопоставлении государственных и негосударственных органов, не о перетягивании каната по принципу «кто кого», а о конструктивном взаимосвязанном сотрудничестве, которое делает обе стороны сильнее, а их работу - эффективнее.

На основании вышеизложенного  можно дать следующее определение: гражданское общество - это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации личности и коллектива.

Среди основных функций гражданского общества можно выделить следующие:

  • обладание независимо от государства средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан (это самое важное);
  • защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов;
  • способствование формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Со временем классическая модель гражданского общества претерпела существенную эволюцию. В  ходе ее реализации на основе идей либерализма  были уничтожены сословные привилегии, разделены законодательная, исполнительная и судебная власти, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, организаций, равенства граждан перед законом, но одновременно произошла имущественная поляризация общества, ухудшилось материальное положение трудящихся, а права и свободы превратились в своем большинстве в формальные, так как реальная власть и права остались в руках богатой части общества.

В этих условиях уже во второй половине XIX в. начинается определенный отход правящих кругов Западной Европы от идеалов основоположников либерализма о народном суверенитете, торжестве разума и гармонии отношений в обществе. Их идеи социального равенства истолковывались в духе равенства возможностей в предпринимательской деятельности, пропагандировалось и оправдывалось стремление личности к неограниченному обогащению, а массы все более отчуждались от участия в политической жизни общества.

В этой обстановке в середине XIX в. в Европе возникают левые общественно-политические движения, прежде всего социал-демократическое, ставящее своей целью достижение такого общественного устройства, в котором сочетались бы принцип социального равенства и принцип индивидуальной свободы. Социал-демократы выдвинули идею построения такого общества, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечены основные общечеловеческие ценности и каждый человек может развивать свои способности, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах равенства, свободы, солидарности и справедливости.

Следует констатировать, что развитие классической модели гражданского общества происходит в настоящее время на качественно новой идейной основе, куда входят органически как идеи либерализма, так и идеи социал-демократии.

Также существенную эволюцию претерпела экономическая  основа классической модели гражданского общества. Теперь уже не только частная собственность, но и различные формы коллективной собственности определяют многоукладный характер экономики западных стран. Мировой экономический кризис 1929- 1933 гг. в корне подорвал идеи либерализма о недопустимости какого-либо вмешательства со стороны государства в частнопредпринимательскую деятельность, экономическую жизнь общества. На смену этим идеям пришли новые идеи, в частности, английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), выдвинувшего положение о необходимости государственного регулирования экономики и определенного ограничения частного предпринимательства в том случае, когда это диктуется интересами всего общества.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство