Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:47, реферат

Краткое описание

Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

В этом же направлении  «раскрепощения» выдержано содержание, провозглашающей право каждого  на «свободу мысли и слова», а  также на беспрепятственное выражение  своих мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Впервые на деле «каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой».

Правовое государство  может возникнуть только на прочной  экономической базе. Такая база закладывается  на основе многоукладной экономики, разнообразных форм собственности, широкого развития частной инициативы, предпринимательства, фермерских хозяйств, приватизации сферы торговли и разнообразных форм обслуживания населения, передачи земли и производственных фондов в руки трудовых коллективов или отдельных лиц. В этом контексте большое значение имеет положение Конституции о том, что «каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» и что «право частной собственности охраняется законом».

В целом необходимо подчеркнуть, что положения раздела Конституции о правах человека приведены в максимальное соответствие с международными пактами о правах человека. Как и международные пакты, Конституция Российской Федерации исходит из обязанности государственной власти в равной мере соблюдать и гарантировать все права и свободы человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.

Следует особо  отметить, что в Конституции значительно  расширен и сам перечень конституционных  прав и свобод, многие из которых  закреплены впервые в такого рода документе. Особое значение имеют гарантии равенства в правах и свободах. Специально выделены судебные гарантии реализации прав и свобод: презумпция невиновности, судебной защиты нарушенных прав и свобод, судебное решение как единственное основание ограничить свободы, освобождение от обязанности свидетельствовать против самого себя и т. д.

Именно в  рамках гражданского общества воплощается  большая часть прав и свобод человека. Вот почему отношения и институты  гражданского общества в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона. В этой связи необходимо подчеркнуть, что формирование демократии и гражданского общества - это процессы взаимосвязанные, идущие параллельно, исключительно сложные и хрупкие.

В условиях традиционной неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране конституционное закрепление основ их свободного саморазвития крайне необходимо. Тем самым ставится надежный заслон излишнему вмешательству государства в личную жизнь гражданина и гарантируется развитие именно демократических начал самоуправления в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время ясно, что государство не вправе устраняться от регулирования общественно-политических, организационно-экономических и социальных отношений. В Конституции определяются и обязанности государства перед гражданским обществом.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и  развивает гражданские права  и свободы, провозглашенные в  Конституции. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других имущественных  прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Совершенно  ясно, что проблема формирования гражданского общества является ключевой при переходе от тоталитарной системы к демократии. Значимость гражданского общества обусловлена  тем, что в его отсутствие невозможно создать условия для инициативной, творческой и граждански активной личности. И конечно, формирование гражданского общества должно стать главным гарантом обновления нашего государства, построения подлинно демократических институтов, демократической политической культуры, т. е. демократической политической системы общества.

Выделим наиболее принципиальные направления становления  гражданского общества в современной  России:

    • формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
    • становление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих личности, социальные группы и слои в единую общность;
    • возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, самодеятельных организаций, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества и среду для раскрытия творческой активности личности;
    • обновление взаимоотношений между социальными группами, общностями (национальными, классовыми, региональными, профессиональными, половозрастными и др.);
    • создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
    • формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.

Особенность современной  России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит  создавать во многом заново. Необходимо организовывать «нормальные» профсоюзы: попытки реформирования прежних, по сути государственных, профсоюзов не привели к успеху. Нужны также полноценные предпринимательские объединения: те, что существуют сегодня, либо неэффективны, либо преследуют узкокорпоративные интересы. Возникнут, разумеется, и другие группы интересов - общенациональные, региональные, локальные. Лишь на основе взаимодействия интересов труда и капитала станут возможными и экономическая модернизация, и создание демократического правового государства, которое смогло бы стать арбитром в соперничестве различных групповых интересов.

Сегодня в России гражданское общество не развито, находится  в стадии формирования; многие его  элементы вытеснены или заблокированы; гражданское общество не адекватно  современному открытому и демократическому обществу, хотя есть небольшие оазисы автономной общественной жизни.

Современное российское общество является квазигражданским, структуры и институты  которого, обладая многими формальными  признаками образований гражданского общества, выполняют противоположные  функции. В преодолении этого состояния, обусловленного модернизацией, включающей в себя противоречия деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и состоит специфика современного этапа развития постсоциалистических обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.

2. Лазарев Б.М. Что такое правовое  государство. М., 1990.

3.Хлопушин С.Н. Правовое государство  в России (конституционные ориентиры  и социально-юридическая практика)//«Гражданин и право», N 7, июль 2007 г.

4. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. Стр. 11, 19, 20.

5. Послание Федеральному Собранию  Российской Федерации от 26.04.2007 г. http://www.kremlin.ru/text/appears/2007/04/125339.shtml

6. История политических и правовых  учений. - М.: Юр. лит-ра, 1991. С. 69.

7. Теория государства и права:  Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.

8. Платон, диалоги «Законы», «Государство»;  Аристотель «Афинская полития»; 9. Цицерон, диалоги «О государстве», «О законах» и т.д. // Антология мировой философии: Античность. - Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

10. Гегель. Философия права. М., 1990.

11. Конституция Российской Федерации  принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря 1993 г.

12. Алексеев С.С. Общая теория  права. - М., «Норма» - 1999.

13. Российское законодательство  Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. М., 1994. С. 48.

14. Теория права и государства.  Под ред. проф Г.Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Бек, 1995.

15. Венгеров А.Б. Теория государства  и права: Учебник для юридических  вузов. - М.: Юриспруденция, 2000.

16. Дмитриев М.Э. Обзор и перспективы  реформ в РФ // Леонтьевские чтения, выпуск 3 - 2005.

17. Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство - 2003 -№2

18. Демократическое правовое государство  и гражданское общество в странах  Центрально-Восточной Европы / Институт  международных экономических и  политических исследований РАН.  М., Наука, 2005.

 


Информация о работе Гражданское общество и правовое государство