Государство как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 212.61 Кб (Скачать)

   

  Так, периоду рабовладения  присущи деспотические,  теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.   

  Опыт социализма  свидетельствует  о возможности  проявления народно-демократических,  общенародных политических  режимов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.   

  Известная преемственность  и наличие некоторых  неизменных в принципе  содержательных характеристик  позволяют свести  все многообразие  политических режимов  к двум большим  разновидностям:демократическому и антидемократическому политическим режимам.   

 Демократический  режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.   

  Демократия, т.е. народовластие,  составляет сердцевину  любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.   

 Либеральный  режим это переходный режим от недемократического режима к демократическому.   

  Для либерального  режима характерно  отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.   

 Антидемократический  режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.   

  Антидемократические политические режимы также разнообразны, однако их содержание во многом схоже: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.   

 Авторитарный  режим это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, запрещены профсоюзы и т. п.   

 Тоталитарный  режим крайняя форма авторитаризма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский.   

  Они различаются  степенью применения  насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.   

  Государственный  режим в значительной  мере индивидуализирует  форму государства.  Он выступает важной  составной частью  политического режима, который охватывает  не только государство,  но и другие  элементы политической  системы общества.   

  Кроме того, между  различными элементами  формы государства  существует определенная  взаимосвязь.   

  Например, республиканская  форма правления  часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.   

  Монархическим формам  правления в определенных  случаях свойственны  унитарные централизованные  формы государственного  устройства и недемократические  политические режимы. Монархическая форма  правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.


Информация о работе Государство как социальный институт