Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:45, контрольная работа
«Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, политической, юридической, можно выделить те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признавался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж.Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предположить описание государства, но не определение его понятия».1
Введение.
Государство как социальный институт.
Государство как политический институт.
Социальные функции государства.
Заключение.
Список литературы.
План.
Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятию «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.
«Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, политической, юридической, можно выделить те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признавался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж.Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предположить описание государства, но не определение его понятия».1
Однако, затрагивая конкретно тему «Государство как социально – политический институт, его социальные функции», следует отметить, что «социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового потенциала личности.) Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование»2.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации - Россия –«социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Президентом и Правительством Российской Федерации, правящей партией «Единая Россия» декларируется социализация законодательства России как приоритета Российского государства, однако правоприменительная практика, реальная жизнь большинства народа России, в целом социальная ситуация в стране, нарастающие негативные тенденции, еще более обостренные проводимыми реформами, мировым экономическим кризисом, говорят об обратном.
За годы реформ принят целый ряд федеральных законов, значительно ухудшивших положение основной массы населения - людей труда, многодетных семей, инвалидов, ветеранов, военнослужащих, подрастающего поколения.
К таким
актам, в первую очередь, следует
отнести пресловутый закон ФЗ-
В законодательной практике нередки случаи, когда принимаются законы, ухудшающие положение граждан, отменяющие или умаляющие их права и свободы.
Для миллионов наших сограждан экономический кризис высветил самые темные углы внутренней и внешней политики властей.
В списке главных страхов и беспокойства россиян лидируют боязнь потерять работу, инфляция и рост цен, низкий уровень жизни, бюрократия и коррупция, преступность, безопасность, беспризорность и безнадзорность детей, ситуация в сферах здравоохранения и культуры, судьба будущего подрастающего поколения и самой России. Все эти и другие значимые проблемы связаны с неблагополучием экономической и социальной сферы, а, зачастую, и антинародными действиями власти, политической, финансовой и управленческой элиты.
Вследствие чего 19 января 2010 года в Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Современные реформы и проблемы законодательного обеспечения достойной жизни граждан России». В мероприятии приняли участие представители 15 регионов и 40 городов России.
Это и многое другое говорит о востребованности и настоятельной необходимости комплексной работы по претворению в жизнь конституционных положений о социальном государстве, о важности подготовки кадров специалистов, знающих основы социального государства и являющихся активными участниками его строительства.
Что касается политического аспекта, то выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого государства.
«Именно политика является той областью общественной жизни, где концентрируются и осмысливаются все важнейшие общественные проблемы, где они соотносятся с интересами классов и социальных групп, где вырабатывается механизм и способы их решения, где идеи переводятся на язык общественной практики».3
Таким образом, тема «Государство как социально – политический институт, его социальные функции» является очень важной и представляет большую актуальность в наше время.
Вообще
слово «социальный» в латинском
языке означает «общий», «общественный»,
то есть относящийся к жизни людей
в обществе. Поэтому «социальным»
в самом широком значении этого
слова является любое государство,
будучи продуктом общественного
развития. Однако в данном случае под
«социальным государством»
Существование и деятельность социального
государства тесно связана с такими общественными
явлениями, как демократия, гражданское
общество, правовое государство, свобода
и равенство, права человека.
Условиями существования социального
государства и его характерными признаками
являются:
-Демократическая
организация государственной
-Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
-Мощный
экономический потенциал,
-Социально
ориентированная структура
-Правовое
развитие государства, наличие
у него качеств правового
-Существование
гражданского общества, в руках
которого государство
-Ярко
выраженная социальная
-Наличие
у государства таких целей,
как установление всеобщего
Наличие
развитого социального
Закрепление
формулы «социальное
Говоря о функциях социального государства, следует иметь ввиду следующие обстоятельства:
- ему
присущи все традиционные
- на содержание
всех функций социального
-
- в рамках общей социальной функции можно
выделить специфические направления деятельности
социального государства - специфические
функции. К последним, в частности, относятся:
- поддержка
социально незащищенных
- охрана труда и здоровья людей;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- сглаживание
социального неравенства путем
перераспределения доходов
- поощрение
благотворительной деятельности (в
частности, путем
- финансирование
и поддержка фундаментальных
научных исследований и
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
- поиск
баланса между свободной
- участие
в реализации
- забота о сохранении мира в обществе.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства:
«1. Российская
Федерация - социальное государство,
политика которого направлена
на создание условий,
В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается
Однако
пока Россию можно назвать лишь страной,
находящейся на переходной стадии к
социальному государству, а приведенное
выше положение Конституции - расценивать
как программную установку.
Можно назвать некоторые проблемы создания
социального государства в России:
Россия
еще не обрела опоры в праве, в
правах человека и социальное государство
в России не может опереться на
фундамент правового
в России
не создан «средний слой» собственников:
подавляющему большинству населения
страны ничего не досталось от стихийно
приватизированной партийно-
отсутствует
мощный экономический потенциал, позволяющий
осуществлять меры по перераспределению
доходов, не ущемляя существенно
свободы и автономии
не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
снижен
уровень нравственности в обществе,
практически потеряны привычные
духовные ориентиры справедливости
и равенства. В общественном сознании
утверждается (не без помощи «профессиональных»
идеологов и политиков, а также
СМИ) пагубное представление о
существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
3. Государство как политический институт.
Государство - основной элемент политической структуры социально дифференцированного общества. Оно возникло на Древнем Востоке, гораздо позднее появилось в Европе.
Сегодня признано, что возникновение государства имело многофакторный, нередко ситуативный характер. Основными факторами этого процесса, по мнению Е. Вятра, являлась;
Информация о работе Государство как социально-политический институт