Государство как социально-политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

«Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, политической, юридической, можно выделить те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признавался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж.Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предположить описание государства, но не определение его понятия».1

Оглавление

Введение.
Государство как социальный институт.
Государство как политический институт.
Социальные функции государства.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Государство как социально.docx

— 44.25 Кб (Скачать)

План.

  1. Введение.
  2. Государство как социальный институт.
  3. Государство как политический институт.
  4. Социальные функции государства.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались  попытки дать определение понятию  «государство», однако до настоящего времени  отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

«Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, политической, юридической, можно выделить те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признавался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж.Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предположить описание государства, но не определение его понятия».1

Однако, затрагивая конкретно тему «Государство как социально – политический институт, его социальные функции», следует отметить, что «социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового потенциала личности.) Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование»2.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации - Россия –«социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Президентом и Правительством Российской Федерации, правящей партией «Единая Россия» декларируется социализация законодательства России как приоритета Российского государства, однако правоприменительная практика, реальная жизнь большинства народа России, в целом социальная ситуация в стране, нарастающие негативные тенденции, еще более обостренные проводимыми реформами, мировым экономическим кризисом, говорят об обратном.

За годы реформ принят целый ряд федеральных  законов, значительно ухудшивших положение  основной массы населения - людей  труда, многодетных семей, инвалидов, ветеранов, военнослужащих, подрастающего поколения.

К таким  актам, в первую очередь, следует  отнести пресловутый закон ФЗ-122 о монетизации льгот, Жилищный, Земельный, Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, налоговое законодательство, федеральные законы "О развитии сельского хозяйства", "О технических регламентах" и многие другие законодательные и подзаконные акты.

В законодательной  практике нередки случаи, когда принимаются  законы, ухудшающие положение граждан, отменяющие или умаляющие их права и свободы.

Для миллионов  наших сограждан экономический  кризис высветил самые темные углы внутренней и внешней политики властей.

В списке главных страхов и беспокойства россиян лидируют боязнь потерять работу, инфляция и рост цен, низкий уровень жизни, бюрократия и коррупция, преступность, безопасность, беспризорность и безнадзорность детей, ситуация в сферах здравоохранения и культуры, судьба будущего подрастающего поколения и самой России. Все эти и другие значимые проблемы связаны с неблагополучием экономической и социальной сферы, а, зачастую, и антинародными действиями власти, политической, финансовой и управленческой элиты.

Вследствие  чего 19 января 2010 года в Госдуме состоялся  «круглый стол» на тему: «Современные реформы и проблемы законодательного обеспечения достойной жизни  граждан России». В мероприятии  приняли участие представители 15 регионов и 40 городов России.

Это и  многое другое говорит о востребованности и настоятельной необходимости  комплексной работы по претворению в жизнь конституционных положений о социальном государстве, о важности подготовки кадров специалистов, знающих основы социального государства и являющихся активными участниками его строительства.

Что касается политического аспекта, то выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого государства.

«Именно политика является той областью общественной жизни, где концентрируются и  осмысливаются все важнейшие  общественные проблемы, где они соотносятся  с интересами классов и социальных групп, где вырабатывается механизм и способы их решения, где идеи переводятся на язык общественной практики».3

Таким образом, тема «Государство как социально  – политический институт, его социальные функции» является очень важной и  представляет большую актуальность в наше время.

 

  1. Государство как социальный институт.

 

Вообще  слово «социальный» в латинском  языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей  в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого  слова является любое государство, будучи продуктом общественного  развития. Однако в данном случае под  «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.                            
Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека. 
Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

-Демократическая  организация государственной власти.

-Высокий  нравственный уровень граждан  и прежде всего - должностных  лиц государства.

-Мощный  экономический потенциал, позволяющий  осуществлять меры по перераспределению  доходов, не ущемляя существенно  положения собственников.

-Социально  ориентированная структура экономики,  что проявляется в существовании  различных форм собственности  со значительной долей собственности  государства в нужных областях  хозяйства.

-Правовое  развитие государства, наличие  у него качеств правового государства.

-Существование  гражданского общества, в руках  которого государство выступает  инструментом проведения социально  ориентированной политики.

-Ярко  выраженная социальная направленность  политики государства, что проявляется  в разработке разнообразных социальных  программ и приоритетности их  реализации.

-Наличие  у государства таких целей,  как установление всеобщего блага,  утверждение в обществе социальной  справедливости, обеспечение каждому  гражданину: достойных условий существования, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место  в ФРГ).

Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые  это было сделано в Конституции  ФРГ в 1949 г.).

Говоря  о функциях социального государства, следует иметь ввиду следующие  обстоятельства:

- ему  присущи все традиционные функции,  обусловленные его природой государства  как такового.

- на содержание  всех функций социального государства  налагает отпечаток его общее  социальное назначение, то есть  традиционные функции как бы  преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении).

-

 
-  в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:

- поддержка  социально незащищенных категорий  населения;

- охрана  труда и здоровья людей;

- поддержка  семьи, материнства, отцовства  и детства;

- сглаживание  социального неравенства путем  перераспределения доходов между  различными социальными слоями  через налогообложение, государственный  бюджет, специальные социальные  программы;

- поощрение  благотворительной деятельности (в  частности, путем предоставления  налоговых льгот предпринимательским  структурам, осуществляющим благотворительную  деятельность);

- финансирование  и поддержка фундаментальных  научных исследований и культурных  программ;

- борьба  с безработицей, обеспечение трудовой  занятости населения, выплата  пособий по безработице;

- поиск  баланса между свободной рыночной  экономикой и мерой воздействия  государства на ее развитие  с целью обеспечения достойной  жизни всех граждан;

- участие  в реализации межгосударственных  экологических, культурных и социальных  программ, решение общечеловеческих  проблем;

- забота  о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства:

 «1. Российская  Федерация - социальное государство,  политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Однако  пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к  социальному государству, а приведенное  выше положение Конституции - расценивать  как программную установку. 
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия  еще не обрела опоры в праве, в  правах человека и социальное государство  в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства  у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения  страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной  собственности;

отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий  осуществлять меры по перераспределению  доходов, не ущемляя существенно  свободы и автономии собственников;

не ликвидированы  монополии в важнейших видах  производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

снижен  уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные  духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также  СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

существующие  политические партии России не имеют  четких социальных программ и представлений  о путях реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства  по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем  не менее, несмотря на перечисленные  трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для  свободного общества, которым хочет  стать Россия.

 

3.  Государство как политический институт.

 

Государство - основной элемент политической структуры  социально дифференцированного  общества. Оно возникло на Древнем  Востоке, гораздо позднее появилось  в Европе.

Сегодня признано, что  возникновение государства имело  многофакторный, нередко  ситуативный характер. Основными факторами этого процесса, по мнению Е. Вятра, являлась;

Информация о работе Государство как социально-политический институт