Государство как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 212.61 Кб (Скачать)

 

 «Государство как социальный институт»

 

1. Происхождение  государства      

 Как  известно, государство и право  существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.  

 Основой  общественной организации первобытнообщинного  строя был род, который представлял  собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.  

По  мере развития первоначально род  разрастался и распадался на несколько  дочерних родов, по отношению к которым  первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.    

 Отношения  между членами первобытного общества  регулировались особыми правилами  поведения — обычаями. Обычаи  выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.    

 Причинами  возникновения государства и  права можно считать: три крупных  общественных разделения труда  (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление  купцов), появление частной собственности  и раскол общества на антагонистические классы.

Специфические формы возникновения государства    

 Переход  к государству совершался в  различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.   

 На  Востоке наибольшее распространение  получила такая форма, как «азиатский  способ производства» (Египет, Вавилон,  Китай и т.п.). Здесь устойчивыми  оказались социально-экономические  структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др.   

 Афины  — классическая форма возникновения  государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.   

 Римское  государство, напротив, возникло  не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями — членами патрицианского рода и пришельцами — плебеями.   

 Германская  форма возникновения государства  также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием  чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.   

 Большинство  ученых отмечают наиболее характерными  первыми государствами: 

~ Древний  Египет; 

~ государства  древней Месопотамии (Междуречье  Тигра и Евфрата); 

~ Шумер  и Аккад; 

~ Ассирия;  

~ Вавилон;  

~ государства  долин Инда и Ганга (территория  Индии); 

~ Древний  Китай; 

~ древнегреческие  полисы; 

~ Древний  Рим; 

~ государства  коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).   

  В настоящее время  среди теоретиков  государства и  права нет единства  по вопросу о  происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.   

  Различие теорий  возникновения государства связано с тем, что:  

  • возникновение  государства само  по себе сложный  и длительный процесс,  который нельзя  объяснить, опираясь  лишь на какую-либо  одну точку зрения;  

  • данный процесс  (первоначально возникновение  государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;  

  • влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);  

  • нельзя игнорировать  субъективный фактор - личные убеждения  авторов теорий, особенности  их профессионального и личностного мировоззрения.   

  К основным теориям  возникновения государства принято относить:  

  ♦теологическую (религиозная,  божественная);  

  ♦патриархальную  (отеческая); 

  ♦ договорную (естественно-правовая);  

  ♦ органическую; 

  ♦ психологическую; 

  ♦ ирригационную; 

  ♦ насилия (внутреннего  и внешнего); 

  ♦ экономическую  (классовую).

Теологическая теория возникновения государства   

  Теологическая (религиозная)  теория  господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.   

  У истоков данной  теории стояли: Аврелий  Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.   

  В новое время  ее развили идеологи  католической церкви  Маристен, Мерсье  и др.   

  Во всех религиях  отстаивается идея  богоустановленности  государственной  власти. Например, в  послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".  

  Теократическая теория  имела под собой  реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная  теория возникновения  государства   

  Основоположником  патриархальной теории  считается древнегреческий  философ Аристотель (384 -322 до н. э.).   

  Аристотель считал, что люди как  коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.   

  В Китае эту  теорию государства  как большой семьи  развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть  императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.   

  В более современную  эпоху ее развили  Филмер и Михайловский.   

  Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная теория возникновения государства   

  Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:   

  Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель  и правовед;   

  Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;  

  Шарль-Луи Монтескье  (1689 - 1755), Дени Дидро  (1713 -1783), Жан-Жак Руссо  (1712 - 1778) - французские  философы- п росветител и;  

  А. Н. Радищев  (1749 - 1802) - русский  философ и писатель-революционер.   

  Теория, выдвинутая  данными авторами, получила также названиеестественно-правовой.  

  Смысл идеи "общественного  договора" в следующем: 

= первоначально люди  находились в догосударственном  (первобытном) состоянии; 

= каждый преследовал  только свои интересы  и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех"; 

= в результате "войны  всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя; 

= чтобы этого не  случилось, люди  заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; 

= в результате был  создан институт  согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.   

  Теория общественного  договора имела  прогрессивное значение:   

сделан шаг к созданию гражданского общества;   

фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;   

государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;   

согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;   

в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Органическая  теория возникновения  государства   

  Органическая теория  возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.   

  Суть органической  теории в том,  что государство  возникает и развивается  подобно биологическому  организму:  

 • люди образуют государство, как клетки - живой организм;  

 • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;  

 • между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория   

  Основоположником  этой теории считается  российско-польский  юрист и социолог  Л. И. Петражицкий  (1867 - 1931). Данную теорию  разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.   

  Согласно мнению  сторонников психологической  теории государство  возникло благодаря  особым свойствам  психики человека: 

  - желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; 

- желание сильных  повелевать другими  людьми, подчинить  их своей воле; 

- желание отдельных  членов общества  не подчиняться  обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.   

  Авторы теории  считают, что предшественницей  государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия   

Информация о работе Государство как социальный институт