Государство как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 212.61 Кб (Скачать)

 

4. Форма государства

Понятие и значение формы государства   

  От того, какие  задачи решает  государство, его  аппарат управления, зависит положение  людей. Сущность  государства проявляется  в его форме.   

  Форма государства,  т.е. устройство  государственной  власти, ее организация,  в содержательном  отношении выступает  в разных аспектах.Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.   

  Форма государства  как совокупность  его внешних признаков  представляет собой  организацию государственной  власти в стране, которая выражается:  

› в форме правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);  

› в форме государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);  

› в виде политического режима – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти  (демократический и антидемократический.

Форма государственного правления   

 Форма государственного  правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.   

  Под формой правления  подразумевают организацию  верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.   

  Еще Аристотель  разграничивал формы  правления в зависимости  от того, осуществляется  ли верховная власть  единолично (монархия), ограниченным числом  лиц (аристократия), всем населением (демократия).  

  Указанный критерий  остался вплоть  до настоящего  времени: формы  правления различаются  в зависимости  от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

  

 Монархия это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Виды монархий   

  В теории государства  традиционно выделяются  абсолютная и ограниченная  монархии.   

  Виды монархий  могут быть рассмотрены  применительно к  историческим параметрам  или с позиций  принадлежности власти.  

» Древневосточная  - Вавилон, Индия, Древний Египет  

» Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.  

» Средневековая раннефеодальная - Древнерусское государство, монархия Меровингов  

» Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании  

» Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия  

» Современная конституционная - Великобритания, Дания, Япония   

  Традиционно монархии  рассматривают двух  видов: абсолютная иограниченная.   

 Абсолютная  монархия  это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).   

 Ограниченная  монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.   

 Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.   

  При парламентарной  монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.

Виды республик      

 Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».   

  Республиканская  форма правления  известна человечеству  достаточно давно  и отмечалась в  различные исторические  периоды:  

♦  Афинская демократическая - Афины V-IV вв. до н.э.  

♦   Римская аристократия - Рим V-II вв. до н.э.  

♦  Спартанская аристократическая - Спарта V-IV вв. до н.э.  

♦ Средневековая -  Города – Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза  

  Республики, как правило,  бывают парламентскими или президентскими.   

 В  парламентской республике верховенство власти находится у парламента. Роль президент в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.   

 Президентская  республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.  

  В некоторых государствах  существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам, в частности, относится Франция, а также Россия.

Форма государственного устройства   

  Под формой государственного  устройства понимают  административно-территориальную  организацию   государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.   

  Форма государственного  устройства —  это способ территориального  устройства государства,  которое вносит  определенный порядок  во взаимоотношения  центральной, региональной, местной властей.

   

 Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.   

  Каждая из составных  частей единого  государства обладает  одинаковыми правами  и  представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства  

1. Один Основной  Закон.  

2. Единые в масштабе  всей страны высшие  представительные, исполнительные  и судебные органы, система законодательства, гражданство, денежная  единица, налоговая  и кредитная политика.  

3. Составные части  унитарного государства  не обладают суверенитетом  (не являются государственными образованиями).   

  Унитарное государство  может быть многонациональным (Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и др.)  и однонациональным (Япония, Египет и др.).   

 Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.   

  При этой форме  государственного  устройства образуются  общие высшие органы  власти и управления, однако при этом  сохраняются органы  власти и управления  у каждого из  государственных  образований -  членов федерации (республик, штатов и т.д.).

Виды  федераций

Территориальная

Национальная

1.  Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями.

2. Субъекты    лишены    конституцией права прямого представительства в международ-ных отношениях.

3. Установлен запрет одностороннего  выхода из союза.

4. Управление вооруженными  силами осуществляется федеральными  органами. (США, Мексика, ФРГ)

1. Субъекты национально-государственные  образования.

2. Субъекты федерации  объединяются согласно принципу  добровольности.

3. Гарантированность суверенитета  больших и малых наций.

4. Формирование   высших   государственных органов в определенной части из представителей субъектов федерации,

5. Утверждение права наций  на самоопреде-ление. (Индия, Российская Федерация)


 

     Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.   

  Но этот союз  не международно-правовой, а именно государственный,  где объединяется  и совместно осуществляется  ряд направлений  суверенной государственной  деятельности (оборона  страны, внешняя торговля, таможенное дело  и т. д.).   

  При конфедерации  центр тяжести  государственного  суверенитета находится  в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.   

  Исторические факты  подтверждают что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д.

Государственный режим   

  Категория «политический  режим» появилась  в научном обороте  в 60-е гг. прошлого  века.   

  Сущность государственной  власти во многом  выражается в средствах  и способах властвования, в характере ее  воплощения в жизнь.  Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии "государственный режим".   

  Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).   

  Видов политических  режимов существует  много, поскольку  на ту или иную  разновидность политического  режима оказывает  влияние множество  факторов: сущность  и форма государства,  характер законодательства, фактические полномочия  государственных  органов и юридические  формы их деятельности, соотношение общественно-политических  сил, уровень и  стандарты жизни,  состояние экономики,  формы классовой  борьбы или классового  сотрудничества.   

  Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.   

  На вид политического  режима может оказать  воздействие и  международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Информация о работе Государство как социальный институт