Государство как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 212.61 Кб (Скачать)

 

     Публичная власть: 

~ отделена от общества; 

~ не имеет общественного  характера и непосредственно  народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за властью в догосударственный период); 

~ осуществляется особым  слоем людей (чиновниками,  депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности; 

~ опирается на писаное  формализованное  право; 

~ подкреплена принудительной силой государства.  

2. Государственный суверенитет - независимость власти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.   

 Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.   

 Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.   

  Государственный  суверенитет не  следует путать  с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.  

3. Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.   

  Территория обычно  имеет специальное  деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.   

  В настоящее время  (в отличие от  догосударственного  периода) имеет  значение принадлежность  человека к определенной территории, а не к племени или роду.  

4. Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.  

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.  

6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.   

  Государство обладает  определенными свойствами  и признаками и  предстает перед  каждым человеком,  прежде всего,  в качестве формы  общества. Оно обеспечивает  взаимодействие между  собой людей, проживающих  на определенной  территории, в рамках  конкретных границ. Государство связано  с взаимодействием  людей и через  них организует  производственные, социальные  и другие процессы  в обществе.   

  Государство особым, юридическим способом  объединяет людей,  посредством института  гражданства. Институт  гражданства в  правовом смысле  выравнивает людей  между собой и  делает их равноправными  по отношению к  государству.   

  Объединяя всех  людей проживающих  на одной территории, государство является  выразителем общих  интересов и определителем  цели жизнедеятельности  всего сообщества  в границах государства.   

  Основная проблема  заключается в  определении «золотой  середины» между  обеспечением прав  человека, предоставлении  ему свободы для  самореализации и  творчества и,  с другой стороны,  в упорядочении  деятельности каждого  индивидуума в  интересах сообщества. Государство не  решает проблемы, как это может  показаться на  первый взгляд, а  создает и поддерживает  в работоспособном  состоянии организационные  и правовые условия  для решения проблем.

Функции государства   

  Функции государства  - это основные  направления деятельности  государства по  решению стоящих  перед ним задач,  реализуемые в  характерных для  данного государства  формах и свойственными  ему методами. Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. По функциям можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Государство объективно «обречено» на выполнение своих функций, так как невыполнение той или иной функции может вызвать сильнейшие негативные последствия. В то же время функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции.   

  Все функции государства  условно можно  разделить на два  основных вида: внутренние  и внешние, которые  в свою очередь  подразделяются на  подгруппы.   

  Одна из основных  функций государства политическая, заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса.   

  Люди создают государство  также для своей  собственной защиты, защиты своих прав  и личной свободы,  что является социальной функцией государства. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. Вместе  с тем история показывает, что юридическое закрепление прав и свобод не всегда гарантирует их реальное осуществление в повседневной жизни.   

  Важным для развития  общества и государства  является создание  необходимой экономической  базы. Решение задач  политического и  социального характера  не возможно без  надлежащего материального  обеспечения. Поэтому  государство не  может ослаблять  свою роль в  экономическом секторе  задач и должно  постоянно держать  в центре внимания  выполнение своей экономической функции.   

  Экологические кризисы,  загрязнение окружающей  среды, истощение  природных ресурсов, духовная деградация  людей все больше  выдвигают сегодня  на первый план  экологическую функцию.  Без участия государства  и использования  его властной силы  сохранить нормальную  среду обитания  люди не в состоянии,  несмотря на активное  экологическое движение  в мире.  

  В современных  условиях на успехи  в осуществлении  внутренних функций  государства все  большее влияние  оказывает развитие  связей между народами  разных стран.  Эти связи носят  разнообразный характер: мирное сотрудничество  в сфере науки,  образования и  т.п., взаимная оборона,  борьба с терроризмом,  решение продовольственных  и экологических  проблем и др.  

  Поэтому внешние  функции также  имеют постоянное  место в деятельности  государства.  

  Каждая функция  имеет свой объект  воздействия и  содержание.  

  Объект - это определенная  сфера общественных  отношений, на  которую направлено  государственное  воздействие.  

  Содержание  показывает,  что делает  государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.  

  Существует много  классификаций функций  государства.  

 В зависимости  от продолжительности  действия они делятся на: постоянные и временные.  

 В зависимости  от направленности на:  внутренние и  внешние.   

 Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.   

  К внутренним функциям  государства относятся  экономическая, социальная, идеологическая, экологическая и функция охраны правопорядка,   

 Экономическая  функция  -   это   обеспечение   нормального функционирования и развития экономики.   

 Социальная функция - это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п.  

 Идеологическая функция - это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.  

 Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования и создании благоприятной среды обитания.  

 Охрана правопорядка. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод граждан.   

 Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.  

  К внешним функциям  относятся: оборона  страны, сотрудничество с другими государствами, поддержание мира и др.  

  Оборона страны - это обеспечение  достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности и т.д.  

  Сотрудничество с  другими государствами  направлено на  установление и  развитие экономических,  политических, культурных  и других отношений.  

  Поддержание мира - это деятельность  государства по  предотвращению войн, разоружению, участие  в регулировании межгосударственных и др. конфликтов.

Формы и методы осуществления функций  государства         

  Государство выполняет  свои функции в  присущих ему формах  и применяет в  своей деятельности  различные методы.   

  Формы осуществления  (реализации) функций  государства делятся  на:правовые и организационные.    

  К организационным формам относятся:  

› организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);  

› организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);  

› организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).   

  К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.   

 Правотворческая  форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.   

 Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).   

 Правоохранительная  форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).   

  Методы осуществления  функций государства  достаточно многообразны.   

  При выполнении  какой либо функции  государство использует  методы соответствующие  этой функции.  Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.   

  Следует иметь  в виду, что государство  может осуществлять  свои функции и  в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.   

  Из числа неправовых  свойственных для развитого правового государства следует выделить: 

- экономические (дотации,  госзаказы, кредитование, регулирование цен  и др.), 

- политические (согласование  позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), 

- идеологические (обращения  к населению, призывы  и т.п.), 

- собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.).   

  Важно, что неправовые  методы нередко  реализуются через  правовое регулирование  (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.). 

Информация о работе Государство как социальный институт