Государство как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 212.61 Кб (Скачать)

  Насилие как главный  фактор возникновения государства выдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.   

  В современную  эпоху данную теорию  разрабатывали: Евгений  Дюринг (1833 - 1921) - немецкий  философ; Людвиг  Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед  и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия: 

*одних  членов общества  над другими членами  общества внутри  одного государства; 

*одних  государств над  другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).   

  Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: 

= сбор дани дружинниками; 

= =расширение подвластных  королю (феодалу)  территорий; 

= огораживание (сгон  крестьян и присвоение  угодий); 

= иные формы насилия.   

 Для поддержания  установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.   

  Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).   

  Ряд крупных государств  был создан путем  завоевания и присоединения  других государств: Римская империя;  государство франков,  татаро-монгольское  государство; Великая  Британия; США и  др.

Ирригационная теории возникновения государства   

 Ирригационная (водная) теория возникновения   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).   

  Для строительства  оросительных каналов  необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.   

  В подтверждение  данной теории  говорит тот факт, что первые государства  возникли в долинах  крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах  Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения  государства  

  Авторами экономической  (классовой) теории  считаются К. Маркс,  Ф. Энгельс, В.  Ленин.   

  Согласно данной  теории государство  возникло на классово-экономической  основе:  

- произошло разделение  труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);  

- возник прибавочный  продукт;  

- в результате присвоения  чужого труда общество  расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;  

- появились частная  собственность и  публичная власть;  

- для поддержания  господства эксплуататоров  был создан специальный аппарат принуждения - государство.   

  Рассмотренные теории  позволяют выделить  два варианта возникновения  государства: первоначальный  и производный.   

 Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.   

  К данной группе  теорий образования  государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).   

  Позднее появляется  теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.   

  Среди отдельных  современных теоретиков  получило распространениеолигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:   

 Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;   

 Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;   

 Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).    

 Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.   

  К подобному варианту  образования государства  относится:   

» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).   

» организационные изменения: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).   

» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло илимирным путем – в результате референдума, или в результатевооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

Пути возникновения государства    

  Кроме теорий происхождения  государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.   

  Для азиатского пути характерно:   

› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;   

› экономическая основа - общественная и государственная собственность;   

› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;   

› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;   

  Для европейского пути характерно следующее:  

  » государство  возникло до появления  классов.  

  » насильственный  путь перехода  власти от родовой  знати к богатой аристократии;  

  » основой государства  является частная  собственность;  

  » классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;  

  » определение  политическое господство  через богатство;  

  » административная  структура складывается  после появления частной собственности;  

  » государство  отделяется от  общества, возвышается  над ним, возникает  противоречивая политическая  структура;    

  В европейском  пути выделяют  несколько форм  возникновения государства:  

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)  

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;  

c) Германская - внешнее насилие.   

  В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.   

  Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".   

  Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами  появления государства были следующие:    

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.  Старый   аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 
   2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.  
   3. необходимость  подавления  сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 
   4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 
   5. необходимость  ведения  войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств  приводило  к тому,  что  стало  выгодным  жить за  счет грабежа соседей,  захватывая ценности,  скот,  рабов,  облагая соседей данью, порабощая их.   

  В большинстве  случаев указанные  выше причины действовали  совокупно, в различных  сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. 

 

2. Типология государств   

  При рассмотрении  сущности государства  важно учитывать  два аспекта: 1. государство  есть организация  политической власти  в обществе (формальная  сторона); 2. чьим интересам  служит данная  организация (содержательная  сторона).   

  Сущность государства  состоит в том,  чтобы обеспечивать  с помощью аппарата  политической власти  целостность общества  и его надлежащее  функционирование  в эпоху цивилизации,  т.е. в обстановке, когда общество  существует как  суверенный, самостоятельный  организм и когда  в нем утверждается  демократия - народовластие,  экономическая свобода,  свобода личности. Высшее общественное  предназначение государства  - гарантировать на  властной основе  свободу в обществе, создать твердые  и устойчивые условия,  при которых целостность  общества и его  надлежащее (естественное) функционирование  достигаются главным  образом в силу  экономических и  духовных факторов.   

  Можно выделить  два подхода к  сущности государства:  

1) классовый, - здесь  государство является  организацией политической  власти   экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;  

2) общесоциальный, - здесь  государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.   

  Наряду с этими  основными можно  выделить и религиозный,  и национальный, и  расовый и иные  подходы к познанию  сущности государства.   

  Иначе говоря, сущность  государства многоаспектна.  В зависимости  от исторических  условий на первый  план может выходить  любое из названных  начал.   

  Государство —  явление исключительно  разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:  

1) по социальным  признакам (характеру  государственной  власти);  

2) по форме (способам  организации власти); 

Информация о работе Государство как социальный институт