Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:26, реферат
Одним из основных элементов политической организации общества, сосредоточением всей политической жизни выступает государство.
Государство существовало не всегда. Оно выделилось из общества на определенной стадии его зрелости. Государство приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти.
Введение
Одним из основных элементов политической организации общества, сосредоточением всей политической жизни выступает государство.
Государство существовало не всегда. Оно выделилось из общества на определенной стадии его зрелости. Государство приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти.
В современной политологии существует определенное согласие в характеристике предпосылок возникновения государства, среди которых выделяются: экономический, демографический, социальный, внешний факторы.
Экономический фактор связан с хозяйственной революцией, переходом от присваивающего к производящему хозяйству, разделением труда, потребовавшим регулирования отношений между группами производителей материальных благ. Демографический фактор определяется как рост численности и плотности населения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни.
Социальный фактор - появление имущественного неравенства и связанных с ним социальных конфликтов, изменение форм семейной и общинной жизни, появление новых управленческих структур, выполняющих задачу поддержания и воспроизводства отношений господства и подчинения, функции интеграции и контроля общества. Внешний фактор - угроза обществу извне, опасность войны или сама война приводят общество к необходимости создания структур для поддержания своей безопасности.
Таким образом, государство - результат развития, одновременного формирования политической, экономической и социальной общественной организации.
1. Происхождение, признаки, функции государства
Развитие представлений
о государстве шло по двум направлениям:
сторонников первого
Вплоть до XVIII в. преобладали этатистские представления. Благополучие общества, забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывались необходимостью укрепления государственной власти. Государство наделялось исключительными правами, но не имело обязанностей перед гражданами, ответственности перед ними. Только в XVIII в. теоретические воззрения о правах граждан, свободе личности приобрели форму требований ограничения государственной власти.
В современную эпоху этатистская
тенденция проявляется в
Деэтатистская тенденция
проявляется в ограничении
Что же такое государство? Чем оно отличается от других организаций?
Современная политология определяет государство как важнейший политический институт общества, как особую форму организации политической власти на определенной территории, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление обществом с помощью специального механизма.
Государство характеризуется рядом устойчивых признаков:
1. Единая территория. Государство
выступает как территориальная
организация политической
2. Наличие публичной власти,
стоящей над обществом и
3. Государство обладает
суверенитетом как внешним, т.
е. независимостью от других
государств в международных
4. Наличие правовой системы,
т. е. формально определенных
правил поведения,
5. Система сбора налогов
с населения. Для содержания
публичной власти, помощи социально
незащищенным слоям населения,
обеспечения выполнения других
своих функций государство
Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать целостность общества. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Приоритетными в его деятельности являются проблема согласования интересов различных социальных групп и защита государственного механизма от насильственного разрушения.
Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической системы общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства - это главные направления его деятельности. Принято выделять внутренние и внешние функции современных государств. К внутренним функциям следует отнести политическую, экономическую, организаторскую, правовую, социальную, культурно - воспитательную.
Политическая функция связана с осуществлением политической власти: обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, регулирование национальных отношений и др.
Экономическая функция проявляется
в создании комплексных программ,
регулировании экономических
Организаторская функция
государства состоит в
Правовая функция выражается в принятии законов и подзаконных актов, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с антиобщественными проявлениями (преступность, мафия, коррупция).
Социальная функция направлена на создание условий для нормальных отношений между работодателями и наемными работниками, обеспечения большей социальной справедливости, гарантий для реализации гражданами права на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование.
Культурно - воспитательная
функция состоит в
Среди внешних функций следует выделить следующие:
1. Поддержание мира, проведение
политики мирного
2. Организация взаимовыгодного
экономического сотрудничества
и делового партнерства с
3. Участие в работе международных организаций.
2. Основные типы государств
В политологии выделяются различные типы государств. Наиболее устоявшимися критериями типологии государств являются: форма правления и форма государственного устройства.
Под формой государственного
правления принято понимать организацию
верховной государственной
По мере демократизации общества
на смену неограниченной монархии пришла
монархия ограниченная, или конституционная.
Конституционная, или парламентская
монархия представляет собой форму
правления, где власть монарха ограничена
конституцией. Чаще всего монарх в
таком государстве «царствует, но
не правит», руководство страной
осуществляется парламентом и правительством.
Парламент выполняет
В современной политической практике наиболее распространенной формой правления является республика. Республика - форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам - парламенту, президенту. Формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов, т.е. единственным источником власти в государстве является народ. В зависимости от объема, соотношения и структуры властных полномочий парламента и президента различают следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.
В парламентской республике
вновь избранный парламент
Главной отличительной чертой президентской республики является то, что всенародно избранный президент является и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой. Правительство назначается лично президентом и не ответственно перед парламентом. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и независим от президента, который не имеет права роспуска парламента. Президент не несет ответственности перед парламентом, однако, в предусмотренных конституцией страны случаях (государственная измена или другое тяжкое преступление), он может быть привлечен к уголовной ответственности при соблюдении особой процедуры отстранения от должности (импичмента).
У каждой из этих форм правления есть свои плюсы и минусы. В частности, в парламентской республике парламент способен контролировать работу кабинета министров, но, с другой стороны, здесь возможны частые правительственные отставки и кризисы, если законодательный орган раздроблен на многочисленные конфликтующие группы. Для президентской республики характерна большая стабильность власти, поскольку ради самосохранения законодательная и исполнительная власть вынуждены сотрудничать, а президент помогает им в поисках согласия. Но парламент не в состоянии действенно влиять на деятельность правительства в периодах между выборами.
Существуют также государства, в которых элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Смешанные республиканские формы правления имеют две модели. К первому типу относятся республики (к примеру, Франция), в которых президент играет значительно более важную роль, чем в парламентской модели. Президент в таких случаях выбирается на прямых выборах, он существенно влияет на создание правительства и назначение на другие ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть смещено последним. Наряду с конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и наличие прочного парламентского большинства. Президент Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает поддержкой большинства в парламенте.
Информация о работе Государство- основной институт политической системы