Государство- основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:26, реферат

Краткое описание

Одним из основных элементов политической организации общества, сосредоточением всей политической жизни выступает государство.
Государство существовало не всегда. Оно выделилось из общества на определенной стадии его зрелости. Государство приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 32.29 Кб (Скачать)

Введение

Одним из основных элементов  политической организации общества, сосредоточением всей политической жизни выступает государство.

Государство существовало не всегда. Оно выделилось из общества на определенной стадии его зрелости. Государство приходит на смену родоплеменным  отношениям, которым были свойственны  коллективизм, социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти.

В современной политологии  существует определенное согласие в  характеристике предпосылок возникновения  государства, среди которых выделяются: экономический, демографический, социальный, внешний факторы.

Экономический фактор связан с хозяйственной революцией, переходом  от присваивающего к производящему  хозяйству, разделением труда, потребовавшим  регулирования отношений между  группами производителей материальных благ. Демографический фактор определяется как рост численности и плотности  населения, переход от миграционного  существования к оседлому образу жизни.

Социальный фактор - появление  имущественного неравенства и связанных  с ним социальных конфликтов, изменение  форм семейной и общинной жизни, появление  новых управленческих структур, выполняющих  задачу поддержания и воспроизводства  отношений господства и подчинения, функции интеграции и контроля общества. Внешний фактор - угроза обществу извне, опасность войны или сама война  приводят общество к необходимости  создания структур для поддержания  своей безопасности.

Таким образом, государство - результат развития, одновременного формирования политической, экономической  и социальной общественной организации.

 

 

 

1. Происхождение,  признаки, функции государства

Развитие представлений  о государстве шло по двум направлениям: сторонников первого направления  называют государственниками, или этатистами, поскольку они придерживаются позиции этатизма (от франц. etat - государство) - усиления роли государства в обществе, безоговорочного признания его пользы. Второе направление получило название деэтатистского. Его сторонники рассматривают государство, как социальное и нравственное зло.

Вплоть до XVIII в. преобладали  этатистские представления. Благополучие общества, забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывались необходимостью укрепления государственной власти. Государство  наделялось исключительными правами, но не имело обязанностей перед гражданами, ответственности перед ними. Только в XVIII в. теоретические воззрения  о правах граждан, свободе личности приобрели форму требований ограничения  государственной власти.

В современную эпоху этатистская  тенденция проявляется в повышении  роли государства, в росте бюрократических  структур. Это вызвано неизбежностью  государственного регулирования экономики  и социальной сферы, развитием государственного сектора экономики, расширением  международных взаимосвязей, необходимостью разрешения социальных конфликтов и  т. д.

Деэтатистская тенденция  проявляется в ограничении государственной  власти, в переходе части властных полномочий к негосударственным  организациям, в разгосударствлении и приватизации экономики. Существование  данной тенденции объясняется в  первую очередь низкой эффективностью государственного сектора экономики  и регулирующих мероприятий государства, растущей бюрократизацией государственных  структур, стремлением людей к  большей независимости от государства, к свободному и неформальному  общению друг с другом.

Что же такое государство? Чем оно отличается от других организаций?

Современная политология  определяет государство как важнейший  политический институт общества, как  особую форму организации политической власти на определенной территории, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление обществом с помощью  специального механизма.

Государство характеризуется  рядом устойчивых признаков:

1. Единая территория. Государство  выступает как территориальная  организация политической власти  в масштабах всей страны; ни  одна другая организация (политическая, общественная и т. п.) не охватывает  все население. 

2. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей  им. Основу организации публичной  власти образует особый аппарат  управления и принуждения. Только  государство обладает специальными  силовыми структурами (суд, прокуратура,  органы внутренних дел и т.  п.) и их материальным обеспечением (армия, тюрьмы). В целом публичная  власть в государстве может  быть рассмотрена как совокупность  институтов, органов и учреждений: а) институты и учреждения законодательной,  исполнительной и судебной власти; б) надзорно - контрольные институты  и учреждения; в) органы охраны  общественного порядка; г) вооруженные  силы.

3. Государство обладает  суверенитетом как внешним, т.  е. независимостью от других  государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью  от всякой иной власти внутри  страны, верховенством по отношению  к любым другим организациям.

4. Наличие правовой системы,  т. е. формально определенных  правил поведения, установленных  и санкционированных публичной  властью. 

5. Система сбора налогов  с населения. Для содержания  публичной власти, помощи социально  незащищенным слоям населения,  обеспечения выполнения других  своих функций государство нуждается  в материальных средствах. 

Сущность государства  состоит в том, чтобы обеспечивать целостность общества. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Приоритетными в его деятельности являются проблема согласования интересов различных социальных групп и защита государственного механизма от насильственного разрушения.

Государство относится к  наиболее устойчивой структуре политической системы общества, является ее основой  в силу того, что выполняет ряд  функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции  государства - это главные направления  его деятельности. Принято выделять внутренние и внешние функции  современных государств. К внутренним функциям следует отнести политическую, экономическую, организаторскую, правовую, социальную, культурно - воспитательную.

Политическая функция  связана с осуществлением политической власти: обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, регулирование национальных отношений  и др.

Экономическая функция проявляется  в создании комплексных программ, регулировании экономических процессов  с помощью налоговой и кредитной  политики, в разработке стимулов экономического роста, в антикризисном программировании.

Организаторская функция  государства состоит в использовании  организационных рычагов для  осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики: исполнение решений, подготовка и назначение кадров для государственного аппарата, осуществление  контроля за исполнением нормативных  актов, информационное обеспечение  политики.

Правовая функция выражается в принятии законов и подзаконных  актов, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с антиобщественными  проявлениями (преступность, мафия, коррупция).

Социальная функция направлена на создание условий для нормальных отношений между работодателями и наемными работниками, обеспечения  большей социальной справедливости, гарантий для реализации гражданами права на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование.

Культурно - воспитательная функция состоит в удовлетворении культурных потребностей людей, приобщении их к достижениям мировой и  национальной культуры.

Среди внешних функций  следует выделить следующие:

1. Поддержание мира, проведение  политики мирного сосуществования,  обеспечение целостности, безопасности  и суверенитета государства.

2. Организация взаимовыгодного  экономического сотрудничества  и делового партнерства с другими  странами.

3. Участие в работе  международных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные типы  государств

В политологии выделяются различные типы государств. Наиболее устоявшимися критериями типологии  государств являются: форма правления  и форма государственного устройства.

Под формой государственного правления принято понимать организацию  верховной государственной власти, её структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия  населения в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика. Монархия в прошлом была самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства. Монархия - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Среди монархий различают две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть правителя не имеет ограничений и носит единоличный, самодержавный характер. Историческими формами неограниченной монархии являлись деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм.

По мере демократизации общества на смену неограниченной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Конституционная, или парламентская  монархия представляет собой форму  правления, где власть монарха ограничена конституцией. Чаще всего монарх в  таком государстве «царствует, но не правит», руководство страной  осуществляется парламентом и правительством. Парламент выполняет законотворческие функции, а правительство осуществляет исполнительную власть, в государстве  формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Следует отметить, что правительство  в конституционной монархии формируется  парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху.

В современной политической практике наиболее распространенной формой правления является республика. Республика - форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам - парламенту, президенту. Формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов, т.е. единственным источником власти в государстве является народ. В зависимости от объема, соотношения и структуры властных полномочий парламента и президента различают следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.

В парламентской республике вновь избранный парламент формирует  правительство на основе партий, одержавших победу на выборах. Основными средствами влияния парламента на правительство  является законотворчество и принятие вотума недоверия, означающего отставку правительства. Руководитель правительства, или премьер - министр - первое лицо в парламентской республике, а  президент часто является лишь номинальным  главой государства, фактически выполняющим  представительские, церемониальные функции (визиты за рубеж, вручение наград и  т.п.).

Главной отличительной чертой президентской республики является то, что всенародно избранный президент  является и главой государства, и  главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой. Правительство  назначается лично президентом  и не ответственно перед парламентом. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и независим  от президента, который не имеет  права роспуска парламента. Президент  не несет ответственности перед  парламентом, однако, в предусмотренных  конституцией страны случаях (государственная  измена или другое тяжкое преступление), он может быть привлечен к уголовной  ответственности при соблюдении особой процедуры отстранения от должности (импичмента).

У каждой из этих форм правления  есть свои плюсы и минусы. В частности, в парламентской республике парламент  способен контролировать работу кабинета министров, но, с другой стороны, здесь  возможны частые правительственные  отставки и кризисы, если законодательный  орган раздроблен на многочисленные конфликтующие группы. Для президентской  республики характерна большая стабильность власти, поскольку ради самосохранения законодательная и исполнительная власть вынуждены сотрудничать, а президент помогает им в поисках согласия. Но парламент не в состоянии действенно влиять на деятельность правительства в периодах между выборами.

Существуют также государства, в которых элементы парламентской  республики сочетаются с элементами президентской. Смешанные республиканские  формы правления имеют две  модели. К первому типу относятся  республики (к примеру, Франция), в  которых президент играет значительно  более важную роль, чем в парламентской  модели. Президент в таких случаях  выбирается на прямых выборах, он существенно  влияет на создание правительства и  назначение на другие ключевые посты. Но правительство не только зависит  от президента, но ответственно и перед  парламентом, может быть смещено  последним. Наряду с конституционным  регулированием важную роль играют структура  партийной системы и наличие  прочного парламентского большинства. Президент Франции только тогда  может прочно удерживать свои позиции, когда располагает поддержкой большинства  в парламенте.

Информация о работе Государство- основной институт политической системы