Государство- основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:26, реферат

Краткое описание

Одним из основных элементов политической организации общества, сосредоточением всей политической жизни выступает государство.
Государство существовало не всегда. Оно выделилось из общества на определенной стадии его зрелости. Государство приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсутствие обособленной принудительной власти.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 32.29 Кб (Скачать)

Второй тип смешанной  республиканской формы правления  существует в Швейцарии. Здесь действует  конституция, соединяющая в себе черты президентской и парламентской  форм правления. Хотя парламент и  избирает правительство, но оно не может  быть отправлено им в отставку. В  свою очередь, правительство не может  влиять на парламент. Правительство  представляет собой коллегиальный  орган, а также имеет - в отличие  от президентской системы - формальную возможность законодательной инициативы.

Несмотря на различия всех рассмотренных выше республиканских  форм правления, которые, в сущности, сводятся к отношениям между парламентом  и правительством, парламенты везде  имеют сходные функции, а именно: законодательство, контроль над правительством, представительство и учет общественных интересов. Кроме того, различия между типами республик состоят в порядке формирования и процедуре отставки правительства, а также в статусе президента.

Форма государственного устройства - это территориально - организационная  структура государства. В рамках территориального устройства формируется  система территориальных единиц, из которых складывается государство, система управленческих связей между  центральной властью и этими  территориальными единицами. В политологии  принято выделять две основные формы  государственного устройства - унитарную  и федеративную.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре образований  с признаками суверенитета. В этом смысле унитарное государство называют простым государством. Такое государство  делится, как правило, лишь на административно - территориальные единицы (области, районы, города, сельские поселения  и т.д.). Оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной  власти, одним высшим органом исполнительной власти, единой системой судебных органов, единым гражданством. Унитарными государствами  является большинство государств мира. В число современных унитарных  государств входят Дания, Швеция, Великобритания, Франция и другие страны.

Федерация - это объединение  двух или нескольких государственных  образований - земель (как, например, в  ФРГ), штатов (Бразилия, США), провинций (Канада), республик (Россия). Эти региональные единицы (субъекты федерации) могут  иметь собственную конституцию  и внутреннее административно-территориальное  деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную систему. Между  высшей государственной властью  и субъектами федерации существует разграничение полномочий. В федеративных государствах существуют единые социально - экономическое пространство, денежная система, федеральная конституция, внешние границы, центральная власть. Субъекты федерации, как правило, не имеют права выхода из государственного союза.

Помимо двух основных форм государственного устройства - унитарной  и федеративной, в мире существуют и другие. К ним относится конфедерация - союз независимых, суверенных государств, созданный для достижения каких - либо общих целей - внешнеполитических, оборонительных, экономических. Конфедеративный  союз - это добровольное объединение  государств, в котором каждое из них делегирует общей центральной  власти союза строго ограниченный круг полномочий. Глобализация социально-политической жизни рождает все новые формы  объединений государств. Наиболее значительный прогресс в межгосударственной интеграции демонстрирует Европейский союз (ЕС). Европейский союз создал общие  рынки товаров, услуг, капиталов, рабочей  силы, единую валюту - евро, общий Европарламент, общий суд и совместные финансовые учреждения. Идет процесс принятия Конституции Евросоюза.

Типология государств проводится и по другим критериям. По степени  устойчивости политической жизни государства  можно разделить на стабильные и  нестабильные. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций и политического  курса страны, большим числом путчей и переворотов. Общество в таком  государстве, как правило, находится  в состоянии социальной неустроенности, нищеты, беззакония и преступности. С этой точки зрения особой нестабильностью  отличаются некоторые африканские  и латиноамериканские государства. За 150 лет независимого существования  латиноамериканских республик здесь  было совершено 535 государственных  переворотов.

В отличие от нестабильных государств, стабильные государства  имеют устойчивое законодательство, устойчивую высшую власть, действенную  конституцию. При этом государство  работает на интересы всего общества, развивает демократию и самоуправление, гарантирует защиту и реализацию прав и свобод граждан, развивает сотрудничество с другими государствами. Стабильные государства возглавляют общества с эффективной экономикой, с неконфликтной социальной структурой, с демократическими традициями (Бельгия, Дания, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария).

Государства могут различаться  и по выполняемым ими функциям, точнее, по функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или  полицейское государство, характеризуемое  гипертрофированным развитием и  значительным преобладанием в государственном  аппарате структур официального насилия - армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности (Куба, Китай, Северную Корея).

Социальное государство  сосредоточивается на приоритетном развитии социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение  и т.д.) и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни  всего населения. Примеры подобных государств: Канада, США, Финляндия, ФРГ  и др.

Основное назначение правового  государства - развитие структур, обеспечивающих защиту прав и свобод всех членов его  общества.

государство политическая власть суверенитет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государство  и гражданское общество

Появление государства в  истории человечества - закономерный результат стремления людей жить в безопасном и благоустроенном  обществе. Однако история развития государства показала, что, с одной  стороны, оно абсолютно необходимо людям, так как управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и определённый порядок в нём, а с другой - подавляет свободу  людей (неоправданные запреты, чрезмерное налогообложение граждан, подавление инакомыслия, развязывание ненужных обществу войн и т.д.) и порождает бюрократизм.

Государственный бюрократизм  проявляет себя в многочисленных, громоздких и, обычно, оторванных от народа структурах государственного аппарата. В современной науке выделяются две основные концепции понимания гражданского общества. Концепция, идущая от Д. Локка, рассматривает гражданское общество как этическое сообщество, живущее до и вне политики, по естественным законам. Концепция, идущая от Ш. Монтескье, указывает на другой аспект. Она представляет гражданское общество как набор независимых ассоциаций граждан, которые опосредуют отношения между индивидами и государством, и в случае надобности защищают свободу индивида от посягательств власти. Вторая идея преобладает в дискуссиях о понимании гражданского общества.

Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и  развивалось вместе с государством. Но это не даёт основания смешивать  категорию «общество» как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», возникшей на определённом этапе развития западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления  гражданина, как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального  члена общества, наделённого определённым комплексом прав и свобод, социально  ответственного за свои действия. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан экономической самостоятельности  на базе частной собственности. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое гарантирует и обеспечивает права и свободы человека.

Гражданское общество - совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать, общество автономных индивидов и  автономных социальных субъектов.

Главным действующим лицом  гражданского общества является личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором  люди связаны и взаимодействуют  между собой в качестве независимых  как друг от друга, так и от государства  индивидов. Для устойчивых структур государства характерно преобладание иерархических связей, вертикальных отношений, для гражданского общества - горизонтальных невластных связей. Эти  последние весьма разнообразны и  образуют как бы несколько слоёв.

Их фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности (частная, государственная, муниципальная, коллективная и др.). Наличие собственности  является основой экономической  свободы личности в любом обществе. Надёжно защищённая законом собственность  придаёт человеку определённую степень  самостоятельности и независимости  от власти государства. Личный интерес  субъекта - собственность - является мощным стимулом повседневной деятельности для  свободного гражданина. Второй слой - это  социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные  и прочие устойчивые связи. Гражданское  общество основывается на разветвлённой  социальной структуре, отражающей всё  богатство и разнообразие интересов  множества социальных групп.

Третий слой - это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными  предпочтениями. Это различные добровольные организации граждан, их ассоциации, муниципальные коммуны, благотворительные фонды, творческие, кооперативные объединения, спортивные общества, политические партии и союзы. Они критикуют различные стороны политики, проводимой на государственном и региональном уровне, ставят перед руководителями различные вопросы, которые поднимают граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.

Гражданское общество выполняет  ряд важных функций:

1. Защита частных сфер  жизни человека от необоснованной  жёсткой регламентации государства.

2. Создание механизмов  общественного самоуправления на  базе ассоциаций гражданского  общества.

3. Защита граждан и  их объединений от незаконного  вмешательства в их деятельность  государственной власти и влияние  на формирование и развитие  демократических органов государственной  власти.

4. С помощью своих институтов  и организаций гражданское общество  обеспечивает реальные гарантии  прав и свобод человека, равный  доступ к участию в государственных  и общественных делах.

5. Коммуникационная функция  гражданского общества проявляется  в информировании государства  о конкретных интересах граждан,  удовлетворение которых возможно  лишь силами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство возникло позже  общества, но намного раньше гражданского общества. Причинами его возникновения  стало развитие хозяйства, сопровождавшееся разделением труда, что потребовало  регулирования отношений между  социальными структурами; рост населения  и усложнение территориальной организации; имущественное расслоение и необходимость  защиты собственности.

Современное государство  выполняет многообразные функции - как внутренние, так и внешние. К основным внутренним функциям относятся  защита конституционного строя и  территориальной целостности государства, охрана общественного порядка, регулирование  экономических отношений, обеспечение  развития здравоохранения, образования, культуры. К внешним - обеспечение  безопасности государства и его  граждан от внешней агрессии, организация  внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества.

К основным формам государственного правления относятся монархия - абсолютная и ограниченная, и республика - парламентская  и президентская; к формам государственного устройства - унитарное и федеративное государства.

Гражданское общество - совокупность свободных собственников, пользующихся всем спектром экономических, политических, социальных, культурных прав и свобод. Такое общество состоит из множества  неправительственных, негосударственных  организаций. Государство в отношении  к гражданскому обществу занимает подчиненное, обслуживающее положение.

 

 

 

 

 

Литература

1.Азаркин Н.Н. и др. История  политических учений. - М., 2007.

2.Гегель. Политические произведения. - М., 2008.

3.Грин Роберт. 48 законов  власти. - М., 2002.

4.Джарол Мангейм, Ричард  Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. - М., 2007.

5.История политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,2007.

6.Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти - Л., 2008..

7.Политология: Энциклопедический словарь. - М., 2006.

Информация о работе Государство- основной институт политической системы