Государство как основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Государство как основной институт политической системы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

Оглавление

Введение 3
1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4
2.Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 7
3.Один из средневековых философов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их 12
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ (ОТПРАВИЛА).docx

— 39.37 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

по дисциплине «Политология»

Вариант №20

Государство как основной институт политической системы

 

 

 

Студент Васильева Виктория Леонидовна

(Ф.И.О.)

   Курс 1     № группы 11 ИП ФК(1)

Преподаватель______________________

(Ф.И.О.)

 

 

 

Уфа 2015

 

Государство как основной институт политической системы

 

Содержание

Введение                      3

1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения           4

2.Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства         7

3.Один из средневековых философов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их                  12

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена теме «Государство как основной институт политической системы».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Государство как основной институт политической системы» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Государство как основной институт политической системы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Выявить сущность, основные  признаки и функции государства, а также причины и условия  его возникновения.

2. Обозначить формы государственного  правления и формы государственного  устройства. Дать определение правового  государства.

3. Определить средства, призванные  не допустить несправедливости, творимой государством. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:

1) теологическая (религиозная) – происхождение государства  есть результат деятельности  богов.

2) патриархальная (основатель  Конфуций) – государство рассматривается  как большая семья, во главе  которой стоит отец-патриарх, который  заботиться о поданных и действует  от имени всех.

3) психологическая (основатель  Цицерон) – государство связывается  с наличием у людей различных  импульсов, направленных к властвованию  и подчинению.

4) концепция общественного  договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) – природа государства во всеобщем  примирении людей (страх перед  агрессией со стороны других  людей, опасение за жизнь, свободу  и имущество; вера в то, что  государство способно лучше обеспечить  права человека; человеческий разум  на первом плане).

5) органическая концепция (создатель Спенсер) – государство  рассматривается как произведение  сил природы.

6) гидравлическая – возникновение  государства было продиктовано  необходимостью организации ирригационных  работ (мелиорация).

7) концепция инцеста –  связана с запретом кровосмешения.

8) марксистская теория  – основывается на возникновении  семьи, частной собственности, классов. В результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними.

Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин.

Основными причинами появления государства были следующие:

— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.;

— необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен;

— необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

— необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Существенные признаки государства:

1. Территория. Это пространственная  основа государства. Она включает  сушу, недра, водное и воздушное  пространство и др. На своей  территории государство осуществляет  независимую власть и имеет  право защищать территорию от  вторжения со стороны других  государств.

2. Население. Его составляют  люди, проживающие на территории  государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

3. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

4. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные  органы, прокуратура, милиция, органы  безопасности, внешняя разведка, налоговая  полиция, таможенные органы и  др.

6. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами.

7. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т.е. властью, способной организовать жизнь людей.

8. Суверенитет. Это независимость  государства при решении внутренних  и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность  государства кому-либо.

Государство = власть + население + территория. То есть, государство — это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая (обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная (государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мирового правопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов, ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования).

Основная форма осуществления функций государства — правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства — право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

 

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство обще федеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия. Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру. Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии. Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции. Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти. Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы