Государство как основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Государство как основной институт политической системы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

Оглавление

Введение 3
1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4
2.Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 7
3.Один из средневековых философов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их 12
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ (ОТПРАВИЛА).docx

— 39.37 Кб (Скачать)

Для формирования правового государства необходимы определенные условия:

  • разделение и баланс властей
  • установление пределов концепции властей
  • политический плюрализм
  • подзаконность власти и управления
  • конституционный надзор
  • широкое местное самоуправление

Право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений, распространенных на все сферы жизни. Нормы права являются юридическим выражением и закреплением отношений, складывающихся в различных областях общественной жизни, в сфере материального свойства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, испытывают влияние исторических традиций.

Понятия государство и право. Государство – организация политической жизни, выраженная в конкретных органах. Право – регулятор общественных отношений, т.е. состоит из норм и правил поведения. Государство и право являются тесно связанными между собой феноменами.

Право – орудие государства, без норм государство не обходится. С помощью норм права господствующие социальные группы выражают свою волю, т.е. право – возведенная в закон воля господствующего класса, являющаяся средством организации госвласти. Посредством юридических норм государство осуществляет свои функции, решения обязательные для всего населения. Существование самого права невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства. Государство конкретизирует их в индивидуальных актах.

Правовое государство имеет ряд признаков:

  • приоритет права личности
  • равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством
  • сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется законами и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан
  • верховенство закона и действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом»
  • социальной основой является гражданское общество
  • суверенитет народа (народ является источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер)
  • верховенство закона, законы правового государства опираются на конституцию и обладают наивысшей обязательной силой
  • незыблемость свободы личности, его прав, чести и достоинства
  • наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод личности

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом.

Гражданское общество – общество, в котором имеются и расширяются области свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена. Такое общество составляет комплекс частных лиц, добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

Гражданское общество имеет свою структуру, в которую входят:

1)  субъекты гражданского общества – социальные институты: семья, школа, церковь, СМИ, правотворческие, политические и иные общественные объединения граждан

2)  отношения (горизонтальные, не властные, добросовестные ассоциации, связи и взаимоотношения граждан и их объединения в сфере экономических, социальных, духовных и культурных отношений

3)  культура – правовые нормы, сложившиеся традиции и стереотипы в деятельности сферы свободного волеизъявления граждан, т.е. политическая культура

Характерные признаки гражданского общества:

1)  гуманизм и стабильность социальных отношений

2)  правовая защищенность граждан

3)  высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности

4)  политический плюрализм (наличие различных идей)

5)  эффективный социальный контроль со стороны гражданского общества над институтами власти

Эффективное гражданское общество может быть сформировано при наличии определенных условий:

  • равноправие всех форм собственности
  • многоукладная рыночная регулируемая экономика
  • создание условий для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан
  • равноправие различных социальных групп, слоев, классов и общностей
  • справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между социальными слоями
  • реальные гарантии прав и свобод личности, обеспечивающие равный доступ к участию в государственных и общественных делах
  • верховенство права, разделение властей
  • обязательная выборность всех представительных органов власти
  • свободное идейное самоопределение граждан
  • рационализм
  • политическое отношение к действительности
  • открытость и способность к принятию иного опыта.

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства: верховенство закона; развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная черта правового государства — последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

 

Один из средневековых философов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством:

1) Практика разделения  властей. Известно, что идея разделения  властей вызревала в недрах  буржуазного права постепенно  и оформилась как теория только  в 18 веке. До этого произвол правителей  – деспотов в Европе сдерживался  нравственно – религиозными традициями  монархического правления, угрозой  народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения  власти была поставлена известным  английским философом Джоном  Локком. Он говорил – законодательная  власть по необходимости должна  быть верховной и все остальные  в лице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.

2) Огромное количество  общественных и правозащитных  организаций.

3) Международное право (страсбургский  суд, гаагский трибунал и т.д.)

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и вне законотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Социальное назначение государства состоит в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.

Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство - основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 1996, гл. 3, параграф 2

2. Теория государства  и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А.Б. М., 1994

3. Теория государства  под ред. М.Н. Марченко М.2001

4. Общая теория права. Учебник для юридических вузов  под общ. ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997

5. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права М.: Проспект, 1999

6. Лавриненко В.Н. Политология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

 

 

 


Информация о работе Государство как основной институт политической системы