Государство как основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
- рассмотреть основные признаки государства;
- описать формы государственного правления и государственного устройства.

Оглавление

Введение
Сущность, основные признаки и функции государства. Теории происхождения государства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Моя контрольная №13..docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Тверской  государственный технический университет

Институт  дополнительного профессионального

 образования  и переподготовки

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по «Политологии»

на  тему: «Государство как основной институт политической системы »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса

ЭС-310  Клинков Дмитрий               Вячеславович

Проверила: ст. преп. кафедры

соц-гум. дисциплин Ванюшина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Сущность, основные признаки и функции государства. Теории происхождения государства.
  2. Формы государственного правления и формы государственного устройства.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо  и непосредственно затрагивают  интересы различных слоев, классов  общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация  не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач  и функций. В-третьих, государство  – очень сложное и внутренне  противоречивое общественно-политическое явление.

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в  лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках  государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству  принадлежит исключительное право  издания законов и других нормативных  актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству  дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое  общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той  или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности  общественных отношений.

Объект исследования - понятие и  сущность государства.

Целью данной контрольной работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих  задач:

- раскрыть понятие, сущность  и социальное назначение государства; 

- рассмотреть основные признаки  государства; 

- описать  формы государственного правления  и государственного устройства.

Основу данной контрольной работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

В моей контрольной работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема.

 

    1. Сущность, основные признаки и функции государства. Теории происхождения государства.

Термин  “государство” употребляется в  узком и широком значениях:

1) в узком  значении - как институт господства, как носитель государственной  власти. Государство существует  в виде того, что противостоит  “обществу”;

2) в широком - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее “государство” (в узком смысле) и “общество”.

Существует несколько концепций  происхождения, природы и социального  назначения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности.

Патерналистская теория. От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так, например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…

Патриархальная  концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Патриархальная теория происхождения государства основана на правах, равных перед всеми в обществе. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство - это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими - чужаками. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

В XVII-XVIII вв. оформляются договорные (естественно-правовые) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди “осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил”. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

Психологическая теория. В основе данной теории лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данной теории — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной теории заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства  пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора - завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие - “вот родители и повивальная бабка государства”, - полагал Л. Гумплович.

Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и  социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных       групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных  социальных  слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает  противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние  самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война  и завоевание, внешнее влияние  и торговля, идеологический фактор и т.д.

В зависимости от особенностей взаимоотношений  власти и личности, воплощения в  государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

Государство Нового времени (современное  государство) имеет ряд характерных  черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания  отдельных государств субъектами международных  отношений, обладающими определенными  правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших  конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы