Государство как основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
- рассмотреть основные признаки государства;
- описать формы государственного правления и государственного устройства.

Оглавление

Введение
Сущность, основные признаки и функции государства. Теории происхождения государства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Моя контрольная №13..docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Форма государственного правления характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также распределение между ними полномочий и функций. Определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в монархическом государстве). Современным государствам присущи две формы правления: республика и монархия.

Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

Отличительные признаки республиканской  формы правления:

- существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный  срок главы государства и других  верховных органов государственной  власти;

- осуществление государственной  власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной  государственной власти.

В рамках республиканской формы  правления принято различать  президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа (полупрезидентскую).

Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ни правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив вотум (мнение, выраженное путём голосования) недоверия, если оно теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. Классическая модель парламентской республики существует в Италии, Австрия и ФРГ.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительства).  Классическим примером полупрезидентской республики является Франция. По ряду формально-юридических признаков к такой республики можно отнести Российскую Федерацию.

Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор). Согласно классической модели США, президент формирует с согласия верхней палаты парламента (Сената) администрацию, члены которой несут ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить президента только через процедуру импичмента. Для президентских республик восточного полушария (Замбия, Казахстан, Узбекистан и др.) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти – правительства, возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста т.н. административного премьера.

В России власть президента как бы ставится над ветвями власти. Президент  начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной  власти, ее ветвям, а иногда и к  обществу в целом.[19]Он не просто исполняет  законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами  общественной жизни, а также активно  участвует в нормотворчестве, обладая  правом издавать акты с силой закона.

Особенности свойственны практически  каждой стране, поскольку никто не хочет, да и не может слепо копировать модель других стран. Но российская форма  правления наиболее точно подходит под полупрезидентскую республику французского типа, естественно со своими особенностями.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающего свою должность в установленном порядке престолонаследия. В современном мире сохраняется два исторических типа монархии – абсолютная и конституционная. В свою очередь конституционная монархия существует в двух видах: дуалистическая и парламентская.

Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

- существование  единоличного главы государства,  пользующегося своей властью  пожизненно (царь, король, император,  шах, эмир, раджи, султан, фараон);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность  монарха (невозможность применения  к нему процесса импичмента). Впрочем,  история подавляющего большинства  государств знает многочисленные  примеры "удачных" заговоров  против них и революционных  ситуаций.

Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную – при помощи разного рода законосовещательных органов. В настоящее время в мире сохраняется восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия).

При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально, и еще больше фактически сохраняет обширные властные полномочия. Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но формально подчиняется, как правило, воле монарха. Монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале.

Парламентская монархия характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. Правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальной верховенство среди других органов государства.

Принципы федеративного  устройства современной России

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской  формы правления. Оно сменило  собой унитарное государственное  устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

РФ является многонациональным  государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей  компетенции), равноправные субъекты РФ. С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89). В состав субъектов РФ входят: 21 республика; 9 краёв; 46 областей; 2 города федерального значения; 1 автономная область; 4 автономных округа.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность  РФ;

2) единство системы органов государственной  власти;

3) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ;

4) равноправие и самоопределение  народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором:

1) обеспечивается целостность и  неприкосновенность территории  РФ;

2) действует единое гражданство  РФ;

3) устанавливается единое экономическое  пространство и использование  единой денежной единицы –  рубля; 

4) гарантируется верховенство Конституции  РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ;

5) действуют федеральные органы  государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти;

6) государственные образования  рассматриваются как находящиеся  в составе РФ, территория каждого  из них является неразрывной  частью территории России;

7) вопросы федеративного устройства  отнесены к исключительной прерогативе  РФ;

8) отсутствует право выхода  субъектов РФ из ее состава.

Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

Принцип единства системы органов  государственной власти тесно связан с принципом государственной  целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории. Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Федеративное устройство – форма  государственного устройства, при котором  части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим.

По своему устройству Российская Федерация  — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

  Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. Одним из таких принципов  Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.

Заключение

Государство как главная властвующая  и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и  совершенствованию. Социальное назначение государства состоит в том, чтобы  через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция  распада общества вследствие столкновения различных интересов.

Государство является политической организацией всего населения страны, его общим  достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства  неуклонно возрастает. Увеличивается  число проблем, требующих постоянного  регулирования со стороны государственных  структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.

Обобщая всё вышесказанное, можно  сказать, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему  регулированию общественной жизни.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы