Государство как основной институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
- рассмотреть основные признаки государства;
- описать формы государственного правления и государственного устройства.

Оглавление

Введение
Сущность, основные признаки и функции государства. Теории происхождения государства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Моя контрольная №13..docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Территория – это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений.

Территория как признак государства  нераздельна (принадлежность земли  многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в  частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

В современных условиях признак  исключительного владения государством определенной территорией постепенно ослабевает, как бы размывается. Это  проявляется прежде всего в том, что господство многих государств на своей собственной территории становится все более ограниченным за счет экономического, военного, политического и информационного проникновения других государств, образования межгосударственных объединений и блоков. Наличие данной тенденции развития государств вовсе не означает отмирания территории как конституирующего элемента государственности в современную эпоху. Государственно-территориальное деление остается реальностью сегодняшнего дня.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности  государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства.

Суверенитет (лат. super - над) - не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что “без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса”.

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с  другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и на все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

Государство поддерживает порядок, необходимый  для нормальной жизнедеятельности  общества, преимущественно средствами принуждения, выражающимися в законах  и учреждениях, призванных гарантировать  их исполнение.

Анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение  государства как центрального института  политической системы. Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

- государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

-  государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти;

- государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует  выделить функцию взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими  государствами и функцию обороны  страны.

Понятие сущности государства тесно  взаимосвязано с понятием Государство, рассматриваемого с точки зрения организации политической власти, содействующей преимущественному осуществлению конкретных интересов: классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и пр.

 В связи с этим, сущность государства можно определить как характер его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, как то главное, в нем, что характеризует его содержание, назначение и функционирование как общественного института. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

При рассмотрении сущности государства  важно учитывать два аспекта:

- то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

- то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В рамках классового подхода государство  можно определить как организацию  политической власти экономически господствующего  класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом  интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо отдельных  классов не может не вызывать сопротивления  у других классов. Отсюда проблема в  постоянном "снятии" их сопротивления  с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они  отходят на второй план.

Классовый подход при раскрытии  сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно. Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет свои определенные функции в интересах всего общества.

 Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет.

 Классовый подход при раскрытии  сущности государства - крупное  завоевание научного обществоведения. Безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно. Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет свои определенные функции в интересах всего общества.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

 

    1. Формы государственного правления и формы государственного устройства.

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и  реализацию государственной власти отражает понятие “форма государства”.

Форма государственного устройства – это административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.

Примером конфедерации в прошлом  могут служить США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Германский союз (1815-1867). Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.

Унитарное государство – форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие страны, как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие другие.

Для унитарного государства характерны следующие черты:

- единая конституция, действующая  на всей территории страны;

- единая система высших государственных  органов власти, юрисдикция которых  распространяется на всю территорию;

- единая правовая система;

- подчинение муниципальных органов  власти общегосударственным.

Существует две разновидности  унитарного государства: децентрализованное и централизованное. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия). Ко второму типу относятся унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Монголия, Индонезия, Таиланд).

Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты федерации) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.).

Характерными чертами федерации  являются:

- наличие конституции союза  и субъектов федерации;

- верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства;

- существование федерального гражданства  и гражданства субъектов федерации;

- наличие законодательных, исполнительных  и судебных органов власти  на уровне субъектов федерации;

- право представительных органов  субъектов федерации принимать  законодательные акты в пределах  установленных полномочий и компетенции.

Федерации подразделяются по правовому  статусу субъектов на симметричные, в которых права и представительство  субъектов федерации в высших органах власти одинаковы, и асимметричные, в которых существует неравенство  субъектов либо в правах, либо в  представительстве. Большинство федераций, в том числе и Российская Федерация, относятся к асимметричному типу.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы