Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:45, контрольная работа
«Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, политической, юридической, можно выделить те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признавался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж.Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предположить описание государства, но не определение его понятия».1
Введение.
Государство как социальный институт.
Государство как политический институт.
Социальные функции государства.
Заключение.
Список литературы.
возникновение обособленного аппарата власти государственного аппарата;
содержание этого аппарата за счет налогов с граждан;
появление
таких звеньев публичной
территориальное
разделение населения, при
Но во многих случаях сказывалось влияние и других факторов. Так, например, ведение войн, захваты территории, массовые миграции ускоряли этот процесс. Народы, строившие свою государственность позже других, использовали уже имеющийся опыт, например греческий или римский.
В возникновении восточных деспотий Вавилон, Древний Египет большую роль сыграл такой экономико-географический фактор, как необходимость проведения широкомасштабных ирригационных работ. Сложная динамика этих факторов и обусловила единый, но всегда своеобразный процесс рождения государств.
Термином «государство» обозначается политический институт, который характеризуется следующими чертами:
-отношение власти и подчинения ; у государства есть масса возможностей- от закона и традиций до специальных органов принуждения , чтобы организовать и подчинить народ ;
-монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью ; правда, в периоды бунтов , революций и прочих политических катаклизмов насилие активно применяется теми , кто не имеет власти , для того, чтобы эту власть получить ;
-наличием законов и правом их применять;
-стабильной и относительно универсальной структурой государственных органов, а именно:
законодательные органы-парламенты/одно- и двухпалатные/, советы , съезды депутатов и прочее
исполнительные министерства, госкомитеты, администрация госпредприятий, органы правопорядка;
армия и органы госбезопасности;
государственная система информации;
судебные органы. Но в разных странах неодинаковы избирательные системы, роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.
Формы государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии, иначе говоря, своеобразием сочетания национального и интернационального в политике.
Современное
государство представляет собой
сложное социальное образование. С
одной стороны, это соединение людей
на определенной территории, которые
подчиняются публичной власти. С
другой стороны, оно предстает как
совокупность органов, каждый из которых
обладает властными полномочиями. Государство
также характеризуется
Публичная политическая власть организует и контролирует совместную деятельность людей, регулирует отношения между социальными группами, слоями общества и стремится поддерживать стабильность, порядок. Охрана общества и управление им выступают как главные цели и в то же время предназначения государства.
Наиболее важный элемент государства - власть, реализуемая особой группой людей, которая не совпадает с населением и образует слой чиновников (государственных служащих). Осуществление власти необходимо требует организационного (институционального) оформления. Это выражается в создании государственных учреждений. Госслужащие и госучреждения составляют аппарат государства. Последний функционирует за счет налогов, взимаемых с населения. Чиновники профессионально занимаются управлением в соответствии с возложенными на них обязанностями, получая вознаграждение. Они не создают материальные ценности. Обладая специфическим предметом труда - информацией, чиновники используют ее для воздействия на управляемых (население).
Публичная
политическая власть обладает суверенитетом,
который является необходимым элементом
государства. Государственный суверенитет
означает верховенство на подвластной
территории и независимость
Государственная власть является верховной, если в пределах территории нет иной власти, противостоящей ей или стоящей выше нее. На одном и том же территориальном пространстве не могут существовать две равные по силе публичные политические власти.
Верховная власть есть высшая власть в государстве. Все другие власти, действующие на той же территории, обусловливаются ею, имеют производный характер. Верховенство проявляется в возможности публичной власти определять весь строй государственных отношений, т.е. устанавливать форму государства, создавать его органы, контролировать их деятельность, а также в правомочии государственной власти устанавливать единый правопорядок, наделять правами и обязанностями граждан, должностных лиц, других субъектов общественных отношений. Государство в силу верховенства обладает исключительной юрисдикцией, т.е. правом его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории.
Верховенство
государственной власти проявляется
в обладании монополией на принуждение.
Она имеет возможность
Во внешних отношениях государство самостоятельно проводит свою политику. В то же время, участвуя в международном общении, оно не может не учитывать позиции других государств, поэтому межгосударственные отношения реализуются в форме взаимных соглашений. Согласие может быть выражено в заключенных государством международных договорах или иным способом. На основе договоров государство обладает возможностью расширения юрисдикции, т.е. осуществления ее за пределами страны, либо самоограничения юрисдикции на собственной территории. Например, по международным договорам юрисдикция государства может распространяться на его граждан, находящихся в открытом море, в космосе или на территории иностранного государства. Напротив, по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. исключается в предусмотренных в ней случаях применение законодательства страны пребывания к дипломатам и членам их семей. Между внутренним верховенством власти и внешней ее независимостью существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.
Для регулирования поведения людей государство разрабатывает определенные правила (юридические нормы). Это третий элемент государства, который характеризует форму деятельности публичной политической власти. Принимаемые в рамках и на основе специальных процедур, данные правила облекаются в форму законов и подзаконных актов (указов, постановлений, распоряжений и др.).
Наиболее
важным регулятором общественных отношений
в современном государстве
Таким образом,
государство как публичная
Четвертым
элементом государства является
территориальная организация
Для удобства
управления государство устанавливает
внутреннее административно-
Население
государства образуется человеческим
сообществом, проживающим на его
территории и подчиняющимся
Характер
взаимоотношений между
Основную
часть населения в большинстве
государств составляют его граждане
(подданные). Гражданство определяется
как устойчивая правовая связь человека
с государством, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Связь между гражданином и
государством устойчива во времени
и пространстве. Это означает, что
она не прекращается с истечением
определенного времени или
Будучи пространственной основой государства, его территория включает сухопутную, водную и воздушную части и не может изменяться без согласия государства. Одним из общепризнанных принципов международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории.
Таким образом,
государство как публичная
4. Социальные функции государства.
Они проистекают из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»
Содержание
этой функции многозначно:
Важные
стороны социальной функции
Правовому
обеспечению социальной
Однако
осуществление данной функции
государства еще не отвечает
предъявляемым к ней
«Функция социальной защиты относится к важнейшим функциям государства.
Содержание
данной функции сводится к
обеспечению нормальных
и созданию эффективной системы социальной защиты.
Это наиболее
актуальная функция государства, которая
выражается в комплексе мероприятий
по оказанию социальных услуг и социальной
поддержке граждан. Прежде всего, речь
идёт об обеспечении нормальных условий
жизни для тех категорий
Функции социального государства — это деятельность социального государства, направленная на сглаживание социального неравенства в обществе и создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни человека и его свободного развития. С этой целью социальным государством принимаются меры по развитию рынка труда и обеспечению занятости трудоспособного населения, совершенствованию системы социального страхования и пенсионного обеспечения, социальной защите нуждающихся, предоставлению людям доступного и качественного здравоохранения, образования и других социальных благ.
Информация о работе Государство как социально-политический институт