Государство как социально-политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

«Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, политической, юридической, можно выделить те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856-1924) признавался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж.Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предположить описание государства, но не определение его понятия».1

Оглавление

Введение.
Государство как социальный институт.
Государство как политический институт.
Социальные функции государства.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Государство как социально.docx

— 44.25 Кб (Скачать)

возникновение обособленного аппарата власти государственного аппарата;

содержание  этого аппарата за счет налогов с  граждан;

 появление  таких звеньев публичной государственной  власти, как особая организация  вооруженных людей, профессионально  занимающихся военным ремеслом;

 территориальное  разделение населения, при котором  уже не учитываются кровно-родственные  связи.

Но во многих случаях сказывалось влияние  и других факторов. Так, например, ведение войн, захваты территории, массовые миграции ускоряли этот процесс. Народы, строившие свою государственность  позже других, использовали уже имеющийся опыт, например греческий или римский.

В возникновении  восточных деспотий Вавилон, Древний  Египет большую роль сыграл такой  экономико-географический фактор, как  необходимость проведения широкомасштабных ирригационных работ. Сложная динамика этих факторов и обусловила единый, но всегда своеобразный процесс рождения государств.

Термином  «государство»  обозначается  политический институт, который характеризуется следующими чертами:

-отношение  власти и подчинения ; у государства  есть масса возможностей- от закона  и традиций до специальных  органов принуждения , чтобы организовать  и подчинить народ ;

-монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью ; правда, в периоды бунтов , революций и прочих политических катаклизмов  насилие активно применяется теми , кто  не имеет власти , для того, чтобы эту власть получить ;

-наличием  законов и правом их применять;

-стабильной  и относительно универсальной  структурой  государственных органов, а именно:

 законодательные органы-парламенты/одно- и двухпалатные/, советы , съезды депутатов и прочее

исполнительные  министерства, госкомитеты, администрация  госпредприятий, органы правопорядка;

армия и органы госбезопасности;

государственная система информации;

судебные органы. Но в разных странах неодинаковы избирательные системы, роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.

Формы государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии, иначе говоря, своеобразием сочетания национального и интернационального в политике.

Современное государство представляет собой  сложное социальное образование. С  одной стороны, это соединение людей  на определенной территории, которые  подчиняются публичной власти. С  другой стороны, оно предстает как  совокупность органов, каждый из которых  обладает властными полномочиями. Государство  также характеризуется совокупностью  политических отношений, построенных  на велениях и подчинении.

Публичная политическая власть организует и контролирует совместную деятельность людей, регулирует отношения между социальными  группами, слоями общества и стремится  поддерживать стабильность, порядок. Охрана общества и управление им выступают  как главные цели и в то же время  предназначения государства.

Наиболее  важный элемент государства - власть, реализуемая особой группой людей, которая не совпадает с населением и образует слой чиновников (государственных служащих). Осуществление власти необходимо требует организационного (институционального) оформления. Это выражается в создании государственных учреждений. Госслужащие и госучреждения составляют аппарат государства. Последний функционирует за счет налогов, взимаемых с населения. Чиновники профессионально занимаются управлением в соответствии с возложенными на них обязанностями, получая вознаграждение. Они не создают материальные ценности. Обладая специфическим предметом труда - информацией, чиновники используют ее для воздействия на управляемых (население).

Публичная политическая власть обладает суверенитетом, который является необходимым элементом  государства. Государственный суверенитет  означает верховенство на подвластной  территории и независимость государственной  власти во внешних, международных отношениях. Как элемент публичной политической власти, он относится к государству  в целом, а не к отдельным его  органам.

Государственная власть является верховной, если в пределах территории нет иной власти, противостоящей ей или стоящей выше нее. На одном  и том же территориальном пространстве не могут существовать две равные по силе публичные политические власти.

Верховная власть есть высшая власть в государстве. Все другие власти, действующие на той же территории, обусловливаются  ею, имеют производный характер. Верховенство проявляется в возможности  публичной власти определять весь строй  государственных отношений, т.е. устанавливать  форму государства, создавать его  органы, контролировать их деятельность, а также в правомочии государственной  власти устанавливать единый правопорядок, наделять правами и обязанностями  граждан, должностных лиц, других субъектов  общественных отношений. Государство  в силу верховенства обладает исключительной юрисдикцией, т.е. правом его судебных и административных органов рассматривать  и разрешать все дела на своей  территории.

Верховенство  государственной власти проявляется  в обладании монополией на принуждение. Она имеет возможность применять  различные формы воздействия  на население в пределах подвластной  территории, включая прямое насилие. Государство может отменить любые  проявления (акты и действия) всякой другой общественной власти. Все другие социальные организации (общественные объединения, политические партии, церковь  и т. п.) осуществляют принуждение  лишь в пределах, устанавливаемых  государством, и под его контролем.

Во внешних  отношениях государство самостоятельно проводит свою политику. В то же время, участвуя в международном общении, оно не может не учитывать позиции  других государств, поэтому межгосударственные отношения реализуются в форме  взаимных соглашений. Согласие может  быть выражено в заключенных государством международных договорах или  иным способом. На основе договоров  государство обладает возможностью расширения юрисдикции, т.е. осуществления ее за пределами страны, либо самоограничения юрисдикции на собственной территории. Например, по международным договорам юрисдикция государства может распространяться на его граждан, находящихся в открытом море, в космосе или на территории иностранного государства. Напротив, по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. исключается в предусмотренных в ней случаях применение законодательства страны пребывания к дипломатам и членам их семей. Между внутренним верховенством власти и внешней ее независимостью существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

Для регулирования  поведения людей государство  разрабатывает определенные правила (юридические нормы). Это третий элемент  государства, который характеризует  форму деятельности публичной политической власти. Принимаемые в рамках и  на основе специальных процедур, данные правила облекаются в форму законов  и подзаконных актов (указов, постановлений, распоряжений и др.).

Наиболее  важным регулятором общественных отношений  в современном государстве выступает  закон. Это основной нормативный  правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом либо путем  референдума (народною голосования) для  регулирования важнейших общественных отношений (государственного строительства, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гражданских, трудовых, семейных и многих иных). Закон обладает наибольшей юридической силой среди  других нормативных правовых актов. Он содержит модели поведении участников общественных отношений и рассчитан  на неопределенное множество случаев  применения. Закон отличается стабильностью  и длительностью действия. Существуют различные виды законов: конституционные, обычные, основы законодательства, кодексы.

Таким образом, государство как публичная политическая власть осуществляет законотворчество. Все иные общественные структуры  принимают участие в создании нормативных правовых актов с  санкции государства и в пределах, установленных им.

Четвертым элементом государства является территориальная организация власти и населения. В данном случае территория рассматривается не как географическое или экономическое понятие, а  как пространственные пределы власти государства. Власть имеет границы  действия. Она осуществляется в пределах его территории и распространяется на всех находящихся на ней людей. Для государства характерно установление единого (в идеале однородного) режима управления на подвластной территории.

Для удобства управления государство устанавливает  внутреннее административно-территориальное  деление. Единицей административно-территориального деления может быть район, округ, провинция и т.д. В административно-территориальных  единицах государство образует местные  органы власти, которые наделяются компетенцией (властными полномочиями). Действуя в пределах компетенции, местные органы реализуют предписания центральной власти, принимают собственные нормативные акты (постановлении, распоряжения). Осуществление государственной власти по административно-территориальному принципу способствует более четкой ее реализации.

Население государства образуется человеческим сообществом, проживающим на его  территории и подчиняющимся государственной  власти.

Характер  взаимоотношений между государственной  властью и личностью во многом определяется юридическим (правовым) статусом индивида, т.е. совокупностью его  прав и обязанностей. Набор прав и обязанностей неодинаков у различных  категорий населения (граждан, иностранных  граждан, лицами без гражданства).

Основную  часть населения в большинстве  государств составляют его граждане (подданные). Гражданство определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Связь между гражданином и  государством устойчива во времени  и пространстве. Это означает, что  она не прекращается с истечением определенного времени или пребыванием  гражданина за пределами территории государства. Гражданин обладает наиболее широким набором прав, свобод в  сравнении с иными категориями  лиц (иностранными гражданами, лицами без гражданства). Как правило, только граждане наделены правами в сфере  политических отношений. Определяя  права, государство одновременно устанавливает  круг обязанностей гражданина, также  более широкий, чем у иных категорий  индивидов (например, только граждане обязаны нести военную службу).

Будучи  пространственной основой государства, его территория включает сухопутную, водную и воздушную части и  не может изменяться без согласия государства. Одним из общепризнанных принципов международного права  является принцип неприкосновенности и целостности государственной  территории.

Таким образом, государство как публичная политическая власть характеризуется следующими элементами: реализуется особой группой  людей (аппаратом), несовпадающей с  населением, которая существует за счет налогов и управляет обществом; обладает суверенитетом; осуществляет законотворчество; имеет территориальную  организацию. Исходя из указанных выше элементов можно сформулировать разные определения. В широком смысле понятие «государство» используется как синоним понятий «страна», «общество», «отчизна», «держава», т.е. под ним понимается общность людей, проживающих на одной территории и подчиняющихся общей власти. В таком смысле говорят о российском, американском и других государствах. В узком же смысле слова «государство»  означает организацию, систему органов, осуществляющих верховную власть на определенной территории, т. е. государство выступает не как страна, а как политический институт, функционирующий в обществе наряду с другими политическими институтами (политическими партиями и группам и давления). При этом следует отметить, что современный тип государства как политической организации общества является продуктом западных обществ.

 

4.  Социальные функции государства.

 

 

 

 Они проистекают  из предпосылки, что, как записана в  статье 7 Конституции, «Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.»     

 Содержание  этой функции многозначно: государство  признано охранять труд и здоровье  людей, устанавливать гарантированный  минимум размера оплаты труда,  обеспечивать государственную поддержку  семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан; устанавливать государственные  пенсии и пособия и т.д.    

 Важные  стороны социальной функции государства  составляют так же смягчение  и преодоление таких издержек  нынешнего переходного периода,  как бедность, рост безработицы,  стабилизация уровня жизни населения.     

 Правовому  обеспечению социальной функции  служат Семейный кодекс РФ, Трудовой  кодекс РФ, закон «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации», указы Президента «О  неотложных мерах по обеспечению  здоровья населения» и т.п.    

 Однако  осуществление данной функции  государства еще не отвечает  предъявляемым к ней требованиям.  В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения.  Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

«Функция  социальной защиты относится к важнейшим  функциям государства.

 Содержание  данной функции сводится к  обеспечению нормальных условий  жизни для граждан, поступательного  развития общества

и созданию эффективной системы социальной защиты.

Это наиболее актуальная функция государства, которая  выражается в комплексе мероприятий  по оказанию социальных услуг и социальной поддержке граждан. Прежде всего, речь идёт об обеспечении нормальных условий  жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных  причин».4

Функции социального государства — это  деятельность социального государства, направленная на сглаживание социального  неравенства в обществе и создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни человека и его свободного развития. С этой целью социальным государством принимаются меры по развитию рынка труда и обеспечению занятости трудоспособного населения, совершенствованию системы социального страхования и пенсионного обеспечения, социальной защите нуждающихся, предоставлению людям доступного и качественного здравоохранения, образования и других социальных благ.

Информация о работе Государство как социально-политический институт