Государственный опыт и практика работы социальных служб помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми.

Для чего определены следующие задачи:

определить цели и принципы государственной политики в отношении семьи и детей.
изучить структуру, основы работы и правовую бузу социальных служб помощи семье и детям.
осуществить анализ деятельности всех социальных служб по работе с семьей и детьми на государственном и республиканском уровне.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственная политика социальной защиты семьи 6
§1. Цели и главные принципы государственной семейной политики 6
§2. Правовое обеспечение социальной поддержки семьи и детей в РФ 12
§3. Учреждения социального обслуживания семьи и детей 16
Глава 2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям 24
§1. Опыт и анализ деятельности социальных служб помощи семье и детям 24
§2. Социальная поддержка семьи и детей в РТ 35

Заключение 41
Список использованных источников и литературы 44

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 75.60 Кб (Скачать)

      Особую  значимость для семьи и детей  имеет ст. 17 Федерального закона, в которой в числе учреждений социального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреждения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осуществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания  на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

      После принятия закона в 1995 году активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных социальных служб. На основании статистических данных, поступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, характеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи , свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз.[2.3]

      И все же процесс становления сети учреждений нового типа, которые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к становлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осуществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъектов Российской Федерации, как Красноярский и Краснодарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкирская республика, Кемеровская область, Удмуртия,  Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.

  Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере территориальных центров социальной помощи семье и детям различных регионов Российской Федерации.

      Создание  центров социальной помощи семье  в различных регионах Российской Федерации, крайне важная задача по скорейшему формированию единой общероссийской системы таких центров разного территориального уровня ставят в повестку дня два актуальных вопроса: о содержании работы таких центров и об их месте в ряду других государственных и общественных органов и организаций, призванных решать многосложные проблемы семьи.

Сфера деятельности центров обширна:

  • в центрах оказывается содействие в получении льгот, пособий, компенсаций, денежной и натуральной помощи, кредитов;
  • организовываются выставки-продажи поношенных вещей, благотворительные аукционы;
  • осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов;
  • поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации;
  • ведется консультирование по вопросам жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов;
  • центры оказывают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.[2.3]

      Сказанным далеко не определяются все функции  центров помощи семье. Различные  центры по разному решают проблемы социального обслуживания семьи.

      При центрах открываются швейные  цехи и различного рода мастерские; создается материально-техническая  база для развития народных промыслов  и организации надомного труда  одиноких матерей, взрослых членов многодетных  и неполных семей; организуются в  сельской местности приусадебные хозяйства  и общественные огороды, где семьи  с низким уровнем дохода высаживают для себя овощи, картофель, причем посадочный материал предоставляется центрами, как правило, бесплатно или за доступную цену.

      Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. В этих целях некоторыми центрами совместно со службами занятости  организуются молодежные биржи труда.

      Действуя  в тесном контакте со службами занятости, центры содействуют трудоустройству  лиц, находящихся в особо сложной  жизненной ситуации, организуют переподготовку и обучение безработных, подростков из остронуждающихся семей на различных  курсах по ремонту бытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры, верхней  одежды и т.д.

      В ряде случаев центры организуют групповые  формы работы с населением по обучению его азам выживания в сложных  социально-экономических условиях, что очень важно в условиях мирового экономического кризиса.

      Растущее  внимание уделяют многие центры психологической  поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного  психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем. Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров обретает особую значимость.

      Во  многих центрах с помощью ученых разработана система психологической  помощи детям-инвалидам и их семьям, детям из семей “групп риска”, ведется  планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни (действуют школы  молодой семьи, клубы молодых  родителей, налажена система консультаций и тренингов для подростков и  их родителей, действуют клубы практического  психолога “познай себя” для  подростков, выявляется психологическая  готовность детей к школе. Все чаще в центрах открываются “телефоны доверия”, ведущей фигурой которых является психолог.

      Во  многих центрах оказывается помощь в решении различных психологических проблем, касающихся взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Нередко в таких центрах работают "телефоны доверия", клубы и общества взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми. Это и место для проведения семейного досуга — праздников, соревнований, конкурсов, организации курсов по ведению домашнего хозяйства.

      Сказанным не исчерпывается набор социальных услуг, оказываемых центрами социальной помощи семье и детям. Многие из них организуют для детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей бесплатно или на льготных условиях оздоровительные лагеря в дни зимних и летних каникул; доставку горячих обедов на дом; ремонт квартир и сложной бытовой техники; снабжение топливом домов малообеспеченных многодетных и одиноких матерей; помогают таким семьям в приобретении их детям всего необходимого для учебы в школах.

      Среди категорий и групп населения, которым центры оказывают социальные услуги в первоочередном порядке, являются семьи, где  живут дети-инвалиды. Составляются комплексные программы  медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, разработаны методические рекомендации для родителей по уходу за такими детьми и их воспитанию, индивидуальные планы реабилитации на каждого ребенка. Самое активное участие в этой работе, которая уже приносит свои плоды, приняли не только специалисты центра, но и специалисты областной больницы.

      Помощь  центров детям-инвалидам, семьям, где  они воспитываются, носит разные формы. Это выставки юных художников, передвижные библиотеки для детей-инвалидов, вечера с их участием, обучение детей  с ограниченными возможностями художественной росписи и резьбе по дереву, обучение ребят пользованию ЭВМ. Многие центры помогают семьям в приобретении и оплате путевок для детей-инвалидов и их проезда к месту назначения, в оплате их консультирования высококвалифицированными специалистами и решении других проблем.

      Постоянный  социальный надзор необходим и за другими семьями, нуждающимися в помощи центров, например, где не является редкостью внутрисемейное насилие, жестокость, от чего больше всего страдают дети. Деятельность специалиста по социальной работе, осуществляющего социальный патронаж такой семьи, непременно должна быть связана с соответствующим изучением поведения ребенка и привлечением при необходимости психолога.

      Нередки обращения в центры по поводу пьянства в семьях. Сотрудникам центров  здесь очень важно выяснить, что  в каждом конкретном случае является причиной, а что следствием: внутренние нелады и распад семьи в результате пьянства одного из супругов, или же пьянство стало результатом кризиса в семье, формой иллюзорной компенсации неудовлетворенности кого-то из супругов сложившимися отношениями. Во всяком случае эти процессы взаимосвязаны, и корректировка семейных отношений крайне необходима.

      Одним из сложных испытаний для семьи  являются семейные конфликты. Вообще говоря, конфликты — нормальный компонент течения семейной жизни; они должны играть конструктивно-созидательную роль в стабилизации функционирования семьи. Однако загнанный внутрь, конфликт может действовать разрушительно на психологическое состояние и физическое здоровье супругов. В то же время конфликтная ориентация, отсутствие культуры компромисса, неблагоприятное стечение обстоятельств может вывести процесс из-под контроля и придать ему разрушительный характер. Вот почему столь важно, чтобы в центрах работали специалисты-конфликтологи, чтобы с основами конфликтологии были знакомы специалисты по семейной социальной работе.

      Характерной чертой деятельности многих центров, как  уже накопивших определенный опыт, так и находящихся в стадии становления, является заметное усиление внимания к вопросам психологической  помощи населению. Этому есть свое объяснение: сегодня, когда подверглись девальвации прежние ценности, и не оформились новые, семья как никогда нуждается в психологической, психотерапевтической поддержке.

      Приведенные примеры (подобных им можно было бы найти немало) наглядно показывают, как при содействии центров социальной помощи семье и детям решается целый комплекс вопросов, крайне важных для той или иной семьи. Эти вопросы весьма различны, как различны жизненные коллизии, возникающие в семье, в жизни конкретного человека.

      Для некоторых посетителей центр  семьи — их последняя надежда: бывают ситуации, когда человек остается без дома, без денег, без одежды. Для таких остронуждающихся людей во многих центрах имеются определенные запасы одежды, которую приносят местные жители, передают благотворительные и религиозные организации. Эта одежда бесплатно раздается в центрах всем, кому она необходима. Проводятся с этой целью центрами и благотворительные акции. Практика показывает, что такая, казалось бы, простая помощь очень нужна.

      В этом проявляется важная функция  центров — участие в профилактике бедности, с тем, чтобы не допустить "сползания" человека на грань нищеты, обеспечить ему минимальные возможности для поддержания жизнедеятельности. Разумеется, формы реализации названной функции многообразны и не сводятся только к материальной поддержке.

      С учетом современной социально-экономической  ситуации и в целях повышения социальной защищенности семьи центры уделяют растущее внимание вопросам трудозанятости граждан, создания условий, позволяющих им самообеспечить должный уровень жизни.

      В ряде случаев центры излишне увлекаются организацией вечеров отдыха, досуговых мероприятий, различных кружков: делают упор на консультативную деятельность: слабо сотрудничают с органами местного самоуправления, общественностью, социальными учреждениями и службами других ведомств, религиозными и благотворительными организациями, коммерческими и предпринимательскими структурами.[2.4]

      Анализ  деятельности территориальных социальных служб показывает, что, как правило, позитивные результаты в области  социального обслуживания семьи  достигается в тех территориях, где к решению насущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.). где администрация региона осуществляет координационную деятельность (создаются межведомственные комиссии, советы. принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Информация о работе Государственный опыт и практика работы социальных служб помощи семье и детям