Курсовая
Работа
(по дисциплине
«Теория социальной работы»)
По теме:
Государственный опыт
и практика работы социальных служб
помощи семье и детям
Казань, 2009г.
Оглавление
Введение
|
3 |
Глава
1. Государственная политика
социальной защиты семьи |
6 |
§1.
Цели и главные принципы государственной
семейной политики |
6 |
§2.
Правовое обеспечение социальной поддержки
семьи и детей в РФ |
12 |
§3.
Учреждения социального обслуживания
семьи и детей |
16 |
Глава
2. Опыт и проблемы деятельности
учреждений социального
обслуживания в оказании
помощи семье и детям |
24 |
§1.
Опыт и анализ деятельности социальных
служб помощи семье и детям |
24 |
§2.
Социальная поддержка семьи и детей в
РТ |
35 |
|
|
Заключение
|
41 |
Список
использованных источников
и литературы |
44 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Современная
ситуация в России, характеризующаяся
экономическим кризисом, снижением
уровня жизни, растущей бедностью населения
требует уделить особое внимание
работе государственных служб социальной
защиты населения. Развитие государственной
социальной политики в современных условиях
требует новых механизмов, форм и методов
ее реализации, основанных на оказании
населению необходимого комплекса прямых
социальных услуг. В соответствии с концепцией
развития социального обслуживания населения
РФ, одним из важнейших звеньев этого механизма
как раз и является усовершенствование
системы социального обслуживания, обеспечивающей
разнообразные формы социальной работы
с различными категориями населения. Она
должна включать в себя комплекс разнообразных
целевых услуг различным социальным группам,
находящимся в зоне риска и нуждающимся
с учетом новых социальных реалий в общественной
поддержке. Особое место в системе социального
обслуживания занимают социальные службы
по работе с семьей и детьми. Социальное
обслуживание семьи — деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, правовых услуг
для социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации; это многоуровневая система
преимущественно государственных мер
по обеспечению минимальных социальных
гарантии, прав, льгот и свобод нормально
функционирующей семьи в ситуации риска
в интересах гармоничного развития семьи,
личности и общества. Важная роль в социальной
защите семьи отводится социальным службам
по работе с семьей и детьми. Создание системы
социального обслуживания семьи и детей
призвано помочь снять многие проблемы,
лежащие в сфере воспитания, ухода за детьми,
реабилитации, организации быта, досуга,
проблемы, связанные с конфликтностью
в отношениях, снижающей способность к
самообеспечению, способствующей маргинализации
и другим асоциальным явлениям. В связи
с этим возникает необходимость периодического
исследования опыта и анализа деятельности
социальных служб по работе с семьей и
детьми.
Разработанность
В
своей работе я опиралась на исследования
Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной (« Организация
и содержание работы по социальной
защите детей и семьи»), Т.Н. Поддубной,
А.О. Поддубного («Управление системой
социальной защиты детства»), Л.В. Топчего
(«Социальные службы России: от оптимального
минимума к гармонии разнообразия») и
других. Анализ литературы показал, что
основное внимание уделяется в частности
социальной политике государства в отношении
семьи и детей. Недостаточное внимание
при этом исследователи уделяют деятельности
социальных служб по работе с семьей и
детьми как таковым, что приводит к трудностям
в изучении и анализе их деятельности.
В связи с этим, чтобы проследить современную
динамику развития и деятельности служб
социальной защиты семьи и детства, я пользовалась
Интернет-ресурсами (например, http://msz.tatar.ru, http://mzdravrt.kazan.ru, http://www.msrt.ru/ и др.).
Цели
и задачи
Целью
данной работы является анализ деятельности
социальных служб по работе с семьей
и детьми.
Для чего
определены следующие задачи:
- определить
цели и принципы государственной политики
в отношении семьи и детей.
- изучить структуру,
основы работы и правовую бузу социальных
служб помощи семье и детям.
- осуществить
анализ деятельности всех социальных
служб по работе с семьей и детьми на государственном
и республиканском уровне.
Исходя
из цели и задач была разработана
структура работы.
В первой
главе основное внимание уделено государственной
политике социальной защиты семьи.
Раскрываются принципы и задачи политики
государства в отношении семьи и детей.
Также изучена основная база деятельности
учреждений социального обслуживания
семьи и детей и основные. Вторая
глава посвящена анализу деятельности
служб социальной защиты семи и детства
в Российской Федерации. Изучена сущность
социальной поддержки семьи и детей в
Республике Татарстан.
Объект исследования: социальные
службы по работе с семьей и детьми в системе
социальной политики государства.
Предмет
исследования: государственный опыт
и практика работы социальных служб с
семьей и детьми.
Методы
исследования: анализ литературы,
работа с документами.
Глава
1. Государственная
политика социальной
защиты семьи
|
§1.
Цели и главные принципы государственной
семейной политики |
Государственная
семейная политика — комплексная
система деятельности государства,
направленная на семью как социальный
институт с целью укрепления, развития,
суверенитета, защиты прав и интересов
семьи на основе правового регулирования
отношений с государством. Это целостная
система принципов, оценок и мер организационного,
экономического, правового, научного,
информационного, пропагандистского и
кадрового характера, направленная на
улучшение условий и качества жизни семьи. Государственная
семейная политика является самостоятельным
направлением социальной политики, решает
только специфические проблемы семьи;
выводит семью и государство на новый
уровень отношений. Впервые объектом государственной
семейной политики стала семья как единое
целое, как социальный институт с представлением
ей нового социального статуса, реальных
прав, государственных гарантий для своего
функционирования. Семья становится объектом
государственной заботы и поддержки. Современная
государственная семейная политика начала
формироваться в 90-е годы XX столетия, когда
общество, осознало необходимость новых
государственных целевых программ в отношении
семьи. После выхода Указа Президента РФ
«Об основных направлениях государственной
семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712
[1.7]семейная политика получила государственный
статус. В Указе сформированы цель, принципы,
основные направления и место в социальной
политике; социальная политика — это продолжение
политики государства в укреплении положения
российской семьи. Цель и главные принципы
государственной социальной политики
направлены на приоритет общечеловеческих
ценностей, построение социального правового
государства на демократических основах,
как это установлено Конституцией РФ. В
ст. 7 Конституции РФ дано определение
России как социального государства, «политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека», «государственная
поддержка семьи». Положения семейной
политики преемственны и долгосрочны;
принципы государственной социальной
политики на федеральном и региональном
уровне едины. На федеральном — минимальные
социальные льготы и гарантии, а на региональном
— их дополнения и развитие.
Основные
принципы семейной политики:
- автономность
и суверенность семьи
в самостоятельном принятии решений относительно
своего развития, предоставление возможности
выбора форм поддержки только на добровольных
началах;
- приоритет
интересов ребенка
вне зависимости от его пола, возраста,
типа семьи, обеспечения его выживания,
защиту полноценного физического, психического,
интеллектуального развития;
- равные
права всех типов семей
на поддержку государства независимо
от социального положения, национальности,
места жительства и религиозных убеждений.
Равноправие между мужчиной и женщиной
в справедливом распределении семейных
обязанностей и возможностей в занятости;
- партнерство
государственных, общественных институтов,
всех граждан в семейной политике с определяющей
ролью государственных органов;
- доступность,
адресность, дифференцированность
социальной помощи семье. Предоставление
всем нуждающимся социальных гарантий
для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных
членов семьи, создание условий экономически
активным членам семьи для общественно
полезной деятельности и повышения благосостояния
на трудовой основе. Социальная защита
нуждающихся семей от нищеты, лишений,
вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
войн и
вооруженных конфликтов;
-
комплексность.
Социальная помощь охватывает все стороны
жизнедеятельности семьи, все ее функции;
- профилактическая
направленность и научная
обоснованность. Социальная помощь
проводится на основе анализа, прогноза
развития ситуации, участия науки в определении
содержания семейной политики.
Представленные
принципы государственной семейной
политики требуют дальнейшей научной
и методологической разработки, финансирования
для ее проведения. [2.1]
Структура
управления государственной
семейной политикой
Российское
государство — светское демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Государственную
власть в РФ осуществляют: глава государства
— Президент РФ; парламент РФ — Федеральное
Собрание — представительный и законодательный
орган, состоящий из двух палат — Совета
Федерации и Государственной Думы; Правительство
РФ, осуществляющее исполнительную власть. Государственная
семейная политика проводится высшими
органами государственной власти: законодательной
и исполнительной. Основные законы разрабатываются
в Государственной Думе, а исполняются
Правительством РФ и субъектами Федерации
на местах. В результате преобразований
в России начиная с 90х годов в социальной
сфере произошли значительные изменения.
Появилась страховая медицина, основанная
на обязательном и добровольном медицинском
страховании. Расширились платные услуги
в здравоохранении, образовании, культуре,
а также социальные услуги в этих сферах. Впервые
в стране Указом Президента от 15 ноября
1993 г. № 1908 [1.8] была образована комиссия
по вопросам женщин, семьи и демографии
при Президенте РФ. Это коллегиальный
орган по формированию и координации государственной
политики, направленный на достижение
равных прав и возможностей мужчин и женщин. В
Государственной Думе существует Комитет
по делам женщин, семьи и молодежи. На федеральном
уровне исполнение законов осуществляется
через Министерство труда и социального
развития РФ, где есть департамент по проблемам
семьи, женщин и детей. К структуре управления
государственной семейной политикой относятся
Федеральная миграционная служба, Министерство
образования и науки, Министерство здравоохранения
и социального развития, Министерство
внутренних дел, Министерство труда и
занятости, общественные организации. В
разработке документов, касающихся семейной
политики, принимают участие все заинтересованные
ведомства. Существует межведомственная
комиссия, ведущая координационную работу
и отношении семьи и детей. Ежегодно издаются
государственные доклады, которые представляются
Правительству, Федеральному Собранию
и публикуются в официальных печатных
органах. Россия в последние годы ратифицировала
ряд международных деклараций и конвенций
о ликвидации всех видов дискриминации
и соблюдении прав женщин и детей, приняла
соответствующие федеральные и региональные
законы. Министерство здравоохранения
и социального развития разработали Президентскую
программу «Дети России», в которой есть
программы: «Дети Чернобыля», «Одаренные
дети», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты»,
«Оздоровление детей и подростков». Разработаны
концепция социального обслуживания населения,
нормативные документы по различным типам
учреждений. Начался процесс формирования
общественных объединений, деятельность
которых связана с жизнедеятельностью
семьи — Российская ассоциация «Планирование
семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз
многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам». В
1991 г. Правительством России создан Научно-исследовательский
институт семьи. В субъектах РФ есть межведомственная
комиссия, которая осуществляет работу
при главах администраций, существуют
свои про
граммы в отношении семьи и детей и мероприятия,
которые проводятся через постановления
главы администрации области. [2.1]
В
настоящее время семейная политика
в основном направлена на социальную
помощь и социальное обслуживание семей.
Основные
задачи социальной защиты:
- реализация
установленных законом социальных прав
и минимальных социальных гарантий;
- адаптация
системы социальной защиты к изменившимся
социально-экономическим условиям;
- дифференцированный
подход к различным категориям населения.
Социальная
помощь:
- прямая натуральная
(бесплатное детское питание, лекарства,
одежда, обувь, питание беременным женщинам,
предметы ухода и санитарии, специальные
технические и транспортные средства
для реабилитации инвалидов);
- финансовая
(денежные выплаты на детей — пособия,
пенсии, трудовые, налоговые, жилищные,
кредитные, медицинские льготы, адресная
социальная помощь семьям с детьми в тех
случаях, когда семья не может обеспечить
прожиточный минимум
своего существования);
- социальная
поддержка — формы помощи, стимулирующие
активность семьи, ставящие ее в ситуацию
повышенной ответственности за свои действия,
когда денежная или другая экономическая
помощь имеет временный характер (кредиты,
страхование, временные льготы и т.п.),
расширяющие возможности самообеспечения
семьи (дополнительное обучение, переобучение,
переквалификация, трудоустройство, кредиты
при самозанятости);
- социальное
курирование семей с более высоким уровнем
самообеспеченности — разработка и предложение
«тонких социальных технологий», преодоление
различных семейных проблем, консультирование.
Экономическая помощь должна быть направлена
на освоение семьей новых форм деятельности
и имеет возвратный характер. [2.1]
§2. Правовое обеспечение
социальной поддержки семьи и
детей в РФ
Вопросы
правового обеспечения социальной
работы и современной системы
социального обслуживания в России
весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся
правового обеспечения организационно-управленческой
деятельности в области социального
обслуживания семьи и детей. Постановление
Совета Министров РСФСР, указы Президента
Российской Федерации, а затем принятый
в 1995 г. федеральные законы
“Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации” [1.2]
положил начало созданию правовых основ,
устанавливающих основные законодательные
нормы социального обслуживания и способствующих
развитию социальной работы. Правовое
поле системы социальной работы, социального
обслуживания и деятельности социальных
служб формируется в русле основных направлений
государственной социальной политики
по улучшению положения семей, детей и
других категорий населения в Российской
Федерации со всеми позитивными и негативными
последствиями в их диалектическом единстве.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации
[1.1] заложены основы правовой базы социального
государства и развития системы социальных
служб. В дальнейшем государственно-правовое
обеспечение социальной работы в России
развивается в федеральных законах и подзаконных
актах. Право в виде законов и подзаконных
актов имеет общее социальное значение
для становления системы социальной работы
и играет обеспечительно-организационную
роль в функционировании социальных служб:
во-первых, в обеспечении социальных гарантий,
развитии социального обслуживания от
минимальной необходимости к оптимальной
достаточности; во-вторых, в воспроизводстве
различных социальных услуг, необходимых
для постоянного удовлетворения потребностей
клиентов социальных служб (настоящих
и потенциальных) ; в-третьих, в регламентации
технологий социального обслуживания,
видов и форм предоставления социальных
услуг; в-четвертых, в определении основополагающих
принципов организации обратной связи
и обмена информации внутри системы социального
обслуживания. Правовое обеспечение имеет
большое значение как для создания и развития
организационно-управленческих систем
социального обслуживания населения,
так и обеспечения гарантий качественного
обслуживания клиентов социальных служб,
высокого качества социальной работы
в целом. Для государственных органов
управления в субъектах Российской Федерации
чрезвычайно важно учитывать, что правовое
обеспечение социального обслуживания
должно регламентировать прежде всего
систему управления социальным обслуживанием
и обеспечивать упорядоченность деятельности
социальных служб, а в конечном счете гарантирующих
право каждого человека на получение высококачественных
социальных услуг. При всем многообразии
подходов к управлению социальными службами
в их основе должны лежать нормативно-правовые
акты, которые обеспечивают законность
принятия решений, согласованность всех
звеньев системы социального обслуживания,
а значит, ее упорядоченность и организованность. В
отечественной практике неоднократно
предпринимались попытки провести ревизию
действующих норм и вооружить работников
социальных служб правовыми актами по
вопросам социального обслуживания населения.
Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных
актов “Организация социального обслуживания
населения”. В 1997 г. Вышла работа Л.
В. Тончего “Правовое обеспечение организации
и функционирования системы социального
обслуживания семьи и детей” [2.8] . В ней
содержатся документы, имеющие отношение
к сфере социального обслуживания населения
и отражающие три уровня правовой системы:
международный, федеральный и уровень
субъектов Российской Федерации. К первой
группе относятся такие международные
акты, как “Всеобщая декларация прав человека”,
“Конвенция о правах ребенка”, “Всемирная
декларация об обеспечении выживания
и защиты детей” и др. ; ко второй — Конституция
(Основной Закон) Российской, Федерации,
Гражданский и Семейный кодексы, федеральные
законы “Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации” (15
декабря 1995 г.) и др. ; к третьей — нормативно-правовые
акты, которые разработаны и приняты в
субъектах Российской Федерации. В соответствии
с распоряжением Правительства РФ от 19
декабря 1995 г. в целях реализации Федерального
закона “Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации”[1.2]
разработаны и приняты следующие нормативные
акты: Постановление Правительства РФ
от 15 апреля 1996 г. № 454 “О Межведомственной
комиссии по вопросам социального обслуживания
населения”[1.12] ; Постановление Правительства
РФ от 24 июня 1996 г. № 739 “О предоставлении
бесплатного социального обслуживания
и платных социальных услуг государственными
социальными службами”[1.11] ; Постановление
Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 “Об
утверждении Положения о лицензировании
деятельности в сфере социального обслуживания
населения”[1.13]. В сборнике нормативных
актов Минсоцзащиты России “Организация
социального обслуживания населения”
(1993-1994) [3] были опубликованы примерные
положения учреждений социального обслуживания
семьи и детей с соответствующими приложениями
— примерными штатными расписаниями.
Но при этом необходимо иметь в виду, что
все примерные положения о центрах и штатные
расписания являются ведомственными подзаконными
актами, утвержденными приказами министров.
Несмотря на это они являются исходной
нормативной базой, которая может уточняться
и расширяться на местах с учетом специфики
субъектов Федерации и особенностей социальных
служб. Пути достижения
нового качества социальной работы и системы
социального обслуживания населения в
целом предполагают полную и всеобъемлющую
реализацию принятых федеральных законов
и подзаконных актов, касающихся улучшения
социального обслуживания и социального
обеспечения различных категорий населения,
создание надежного правового механизма
их реализации. Необходимо сосредоточить
внимание на полной реализации следующих
Федеральных Законов «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (1995)[1.4]
; «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» (1995) [1.6]; «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан» (1993)[1.15] ; Указов президента
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации»(1995)
, «Об основных направлениях государственной
семейной политики»[1.7];
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (1995)[1.9] ; «О мерах по социальной
поддержке многодетных семей»(1992)[1.10] ;
Постановлениях Правительства Российской
Федерации «О реализации Конвенции ООН
о правах ребенка и Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и развития
детей» (1993) ; «О федеральной программе
“Дети России”»(1993).