Государственный опыт и практика работы социальных служб помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми.

Для чего определены следующие задачи:

определить цели и принципы государственной политики в отношении семьи и детей.
изучить структуру, основы работы и правовую бузу социальных служб помощи семье и детям.
осуществить анализ деятельности всех социальных служб по работе с семьей и детьми на государственном и республиканском уровне.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственная политика социальной защиты семьи 6
§1. Цели и главные принципы государственной семейной политики 6
§2. Правовое обеспечение социальной поддержки семьи и детей в РФ 12
§3. Учреждения социального обслуживания семьи и детей 16
Глава 2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям 24
§1. Опыт и анализ деятельности социальных служб помощи семье и детям 24
§2. Социальная поддержка семьи и детей в РТ 35

Заключение 41
Список использованных источников и литературы 44

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 75.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая Работа 

(по дисциплине «Теория социальной работы») 
 

По теме: 

Государственный опыт и практика работы социальных служб  помощи семье и детям 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         
           
           
           
           
           
           
           
           

Казань, 2009г.

Оглавление 

Введение 3
    Глава 1. Государственная политика социальной защиты семьи 6
    §1. Цели и главные принципы государственной семейной политики 6
    §2. Правовое обеспечение социальной поддержки семьи и детей в РФ 12
    §3. Учреждения социального обслуживания семьи и детей 16
    Глава 2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям 24
    §1. Опыт и анализ деятельности социальных служб помощи семье и детям 24
    §2. Социальная поддержка семьи и детей в РТ 35
       
    Заключение      41
    Список  использованных источников и литературы 44
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Актуальность

     Современная ситуация в России, характеризующаяся  экономическим кризисом, снижением  уровня жизни, растущей бедностью населения  требует уделить особое внимание работе государственных служб социальной защиты населения.           Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ, одним из важнейших звеньев этого механизма как раз и является усовершенствование системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке. Особое место в системе социального обслуживания занимают социальные службы по работе с семьей и детьми.  Социальное обслуживание семьи — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально  функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится социальным службам по работе с семьей и детьми.            Создание системы социального обслуживания семьи и детей призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за детьми, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям.             В связи с этим возникает необходимость  периодического исследования опыта и анализа деятельности  социальных служб по работе с семьей и детьми.

Разработанность

     В своей работе я опиралась на исследования  Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной (« Организация  и содержание работы по социальной защите детей и семьи»), Т.Н. Поддубной, А.О. Поддубного («Управление системой социальной защиты детства»), Л.В. Топчего («Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия») и других. Анализ литературы показал, что основное внимание уделяется в частности социальной политике государства в отношении семьи и детей. Недостаточное внимание при этом исследователи уделяют деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми как таковым, что приводит к трудностям в изучении и анализе их деятельности. В связи с этим, чтобы проследить современную динамику развития и деятельности служб социальной защиты семьи и детства, я пользовалась Интернет-ресурсами (например,  http://msz.tatar.ru, http://mzdravrt.kazan.ru, http://www.msrt.ru/ и др.).  
 

     Цели  и задачи

     Целью данной работы является  анализ деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми.

Для чего определены следующие задачи:

  • определить цели и принципы государственной политики в отношении семьи и детей.
  • изучить структуру, основы работы и правовую бузу социальных служб помощи семье и детям.
  • осуществить анализ деятельности всех социальных служб по работе с семьей и детьми на государственном и республиканском уровне.

     Исходя  из цели и задач была разработана структура работы.

   В первой главе  основное внимание уделено государственной политике социальной защиты семьи.  Раскрываются принципы и задачи политики государства в отношении семьи и детей. Также изучена основная база деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей и основные.                 Вторая глава посвящена анализу деятельности служб социальной защиты семи и детства в Российской Федерации. Изучена сущность социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.

       Объект исследования: социальные службы по работе с семьей и детьми в системе социальной политики государства.

     Предмет исследования: государственный опыт и практика работы социальных служб с семьей и детьми.

     Методы  исследования: анализ литературы, работа с документами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Государственная  политика социальной защиты семьи     
    §1. Цели и главные принципы государственной  семейной политики

     Государственная семейная политика — комплексная  система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.        Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.  Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы XX столетия, когда общество, осознало необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.            После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712  [1.7]семейная политика получила государственный статус. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика — это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.       Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ.        В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».        Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном — минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном — их дополнения и развитие.

Основные  принципы семейной политики:

  • автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
  • приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
  • равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
  • партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
  • доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и 
    вооруженных конфликтов;
  • комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
  • профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

  Представленные  принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения. [2.1]

Структура управления государственной  семейной политикой

     Российское  государство — светское демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления.    Государственную власть в РФ осуществляют: глава государства — Президент РФ; парламент РФ — Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть.          Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.     В результате преобразований в России начиная с 90х годов в социальной сфере произошли значительные изменения. Появилась страховая медицина, основанная на обязательном и добровольном медицинском страховании. Расширились платные услуги в здравоохранении, образовании, культуре, а также социальные услуги в этих сферах.           Впервые в стране Указом Президента от 15 ноября 1993 г. № 1908 [1.8]  была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Это коллегиальный орган по формированию и координации государственной политики, направленный на достижение равных прав и возможностей мужчин и женщин. В Государственной Думе существует Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.      На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство труда и социального развития РФ, где есть департамент по проблемам семьи, женщин и детей.       К структуре управления государственной семейной политикой относятся Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Министерство труда и занятости, общественные организации.         В разработке документов, касающихся семейной политики, принимают участие все заинтересованные ведомства. Существует межведомственная комиссия, ведущая координационную работу и отношении семьи и детей.         Ежегодно издаются государственные доклады, которые представляются Правительству, Федеральному Собранию и публикуются в официальных печатных органах.         Россия в последние годы ратифицировала ряд международных деклараций и конвенций о ликвидации всех видов дискриминации и соблюдении прав женщин и детей, приняла соответствующие федеральные и региональные законы.          Министерство здравоохранения и социального развития разработали Президентскую программу «Дети России», в которой есть программы: «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Оздоровление детей и подростков».           Разработаны концепция социального обслуживания населения, нормативные документы по различным типам учреждений.    Начался процесс формирования общественных объединений, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи — Российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам».    В 1991 г. Правительством России создан Научно-исследовательский институт семьи.           В субъектах РФ есть межведомственная комиссия, которая осуществляет работу при главах администраций, существуют свои про граммы в отношении семьи и детей и мероприятия, которые проводятся через постановления главы администрации области. [2.1]

  В настоящее время семейная политика в основном направлена на социальную помощь и социальное обслуживание семей.

Основные  задачи социальной защиты:

  • реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;
  • адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;
  • дифференцированный подход к различным категориям населения.

Социальная  помощь:

  • прямая натуральная (бесплатное детское питание, лекарства, одежда, обувь, питание беременным женщинам, предметы ухода и санитарии, специальные технические и транспортные средства для реабилитации инвалидов);
  • финансовая (денежные выплаты на детей — пособия, пенсии, трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы, адресная социальная помощь семьям с детьми в тех случаях, когда семья не может обеспечить прожиточный минимум 
    своего существования);
  • социальная поддержка — формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия, когда денежная или другая экономическая помощь имеет временный характер (кредиты, страхование, временные льготы и т.п.), расширяющие возможности самообеспечения семьи (дополнительное обучение, переобучение, переквалификация, трудоустройство, кредиты при самозанятости);
  • социальное курирование семей с более высоким уровнем самообеспеченности — разработка и предложение «тонких социальных технологий», преодоление различных семейных проблем, консультирование. Экономическая помощь должна быть направлена на освоение семьей новых форм деятельности и имеет возвратный характер. [2.1]
 

§2. Правовое обеспечение  социальной поддержки семьи и  детей в РФ

     Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы  социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального  обслуживания семьи и детей.           Постановление Совета Министров РСФСР, указы Президента Российской Федерации, а затем принятый в 1995 г. федеральные законы          “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” [1.2] положил начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы.       Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве.         В ст. 7 Конституции Российской Федерации [1.1] заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.   Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы социальной работы и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании социальных служб: во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности; во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных) ; в-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг; в-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы социального обслуживания. Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем социального обслуживания населения, так и обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов социальных служб, высокого качества социальной работы в целом.  Для государственных органов управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социального обслуживания должно регламентировать прежде всего систему управления социальным обслуживанием и обеспечивать упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение высококачественных социальных услуг.   При всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность.          В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения. Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов “Организация социального обслуживания населения”. В 1997 г. Вышла работа  Л. В. Тончего “Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей” [2.8] . В ней содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.     К первой группе относятся такие международные акты, как “Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко второй — Конституция (Основной Закон) Российской, Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (15 декабря 1995 г.) и др. ; к третьей — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.          В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”[1.2] разработаны и приняты следующие нормативные акты: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 “О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения”[1.12] ; Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 “О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами”[1.11]  ; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения”[1.13].        В сборнике нормативных актов Минсоцзащиты России “Организация социального обслуживания населения” (1993-1994) [3] были опубликованы примерные положения учреждений социального обслуживания семьи и детей с соответствующими приложениями — примерными штатными расписаниями. Но при этом необходимо иметь в виду, что все примерные положения о центрах и штатные расписания являются ведомственными подзаконными актами, утвержденными приказами министров. Несмотря на это они являются исходной нормативной базой, которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей социальных служб.              Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.          Необходимо сосредоточить внимание на полной реализации следующих Федеральных Законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)[1.4] ; «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995) [1.6]; «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993)[1.15] ;  Указов президента «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»(1995) ,  «Об основных направлениях государственной семейной политики»[1.7]; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)[1.9] ; «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»(1992)[1.10] ; Постановлениях Правительства Российской Федерации «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) ; «О федеральной программе “Дети России”»(1993).

Информация о работе Государственный опыт и практика работы социальных служб помощи семье и детям