Государственный опыт и практика работы социальных служб помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми.

Для чего определены следующие задачи:

определить цели и принципы государственной политики в отношении семьи и детей.
изучить структуру, основы работы и правовую бузу социальных служб помощи семье и детям.
осуществить анализ деятельности всех социальных служб по работе с семьей и детьми на государственном и республиканском уровне.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственная политика социальной защиты семьи 6
§1. Цели и главные принципы государственной семейной политики 6
§2. Правовое обеспечение социальной поддержки семьи и детей в РФ 12
§3. Учреждения социального обслуживания семьи и детей 16
Глава 2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям 24
§1. Опыт и анализ деятельности социальных служб помощи семье и детям 24
§2. Социальная поддержка семьи и детей в РТ 35

Заключение 41
Список использованных источников и литературы 44

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 75.60 Кб (Скачать)

      Становление учреждений социального обслуживания семьи особенно учреждений нового для России типа, происходит не во всем так, как хотелось бы его идеологам и организаторам на федеральном уровне.

      Во-первых, не могут удовлетворять темпы  развития сети учреждения. Медленно развиваются центры экстренной психологической помощи по телефону. Создано незначительное число центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, практически не получают развития кризисные центры для женщин, для несовершеннолетних мам, социальные службы для безнадзорных детей, недостаточно развита практика усыновления и опекунства.

      Во-вторых, имеются претензии к профессиональному  уровню социальной работы, выполняемой  сотрудниками учреждении социального  обслуживания семьи. Многие действуют  не в полную силу, не удовлетворяя существенные потребности, и запросы клиентов.

      Становление и развитие системы учреждений социальной помощи семье сопряжено с целым рядом объективных и субъективных факторов, причин и трудностей.

      По-прежнему остается недостаточно разработанной  правовая база системы социального  обслуживания. Государственная семейная политика находится в начальной  стадии становления, не разработан Федеральный  закон о социальном обслуживании семьи и детей, не утверждены государственные  стандарты и порядок лицензирования социальных услуг и т.д.

      Не  удовлетворяет уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания семьи. Статистика свидетельствует, что только треть из них имеет специальное образование или учится. Многие социальные работники не прошли обучения на курсах повышения квалификации.

      Остается  низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников социальных служб.

      Ограничены  финансовые ресурсы, имеющиеся в  распоряжении исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также недостаточно используются финансовые средства, материально-технические и интеллектуальные возможности негосударственных учреждений.

      На  качестве социального обслуживания сказывается слабость материально-технической  базы учреждений. Пока еще чрезвычайно  мало специально спроектированных комплексов, зданий, помещений. В основном центры расположены в приспособленных помещениях. Не хватает реабилитационного оборудования, средств вязи, автотранспорта, компьютерно-вычислительной техники, медикаментов, продуктов питания и т.д.

      Практически отсутствуют методики оказания социальных услуг, не разработаны современные технологии социальной работы с семьей и детьми.

      Слабо скоординирована деятельность федеральных  органов исполнительной власти, общественных организаций, фондов, объединений в области социального обслуживания. На качество работы учреждений влияет дефицит специальной литературы по работе с семьей и подростками, недостаток рекламы о работе центров социальной помощи семье и детям в средствах массовой информации. Не сформировано общественное мнение о важности и необходимости социальной работы в обществе.

      Следовательно, можно сделать вывод, что центры помощи семье являются  важнейшей  частью социальной защиты семьи в  нашей стране. Роль их огромна, иногда это единственное место, куда могут  обратиться люди в случае нужды, поэтому  необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном  уровне.[2.3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §2. Социальная поддержка семьи и  детей в РТ
     

     Социальная  защита населения Республики Татарстан  предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения.        Важным направлением государственной социальной политики в Республике Татарстан является поддержка семьи, в первую очередь - семей с детьми. С целью обеспечения эффективной реализации государственной политики в отношении семьи в республике разработана и подготовлена к принятию Концепция семейной политики Республики Татарстан. Главной задачей сегодня становится создание условий для самореализации семьи.[4.1] В соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.1998 г. "О дне матери" каждый год в республике проводятся мероприятия направленные на освещение и решение проблем женщины-матери в современном обществе. Пропаганда образа матери, крепких семейных традиций, трудовых династий - основная цель учреждения медали Республики Татарстан "Ана даны" - "Материнская Слава".          В целях решения современных проблем женщин, семьи и детей в республике принимаются меры по созданию комплексной системы учреждений социального обслуживания семьи, предоставляющих разнообразные целевые (психологические, социально-психологические, юридические), профилактические. Сегодня в городах и районах республики функционируют 73 учреждений различной ведомственной принадлежности оказывающих социальные услуги семьям и детям.      Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их  нормального развития, существования.        Специалистами центров и отделений социальной помощи семье и детям ведется мониторинг социальной и демографической ситуации на территории, выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке. На основе мониторинга создается информационный банк данных по семьям и детям, нуждающимся в государственной поддержке  – это многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами,  приемные семьи, опекунские семьи, семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении (малоимущие семьи с детьми, семьи, в которых родители или законные представители не исполняют родительские обязанности, жестоко обращаются с детьми,  несовершеннолетних родителей и др.). Поддержка семей и детей организована через предоставление конкретных видов и форм социальных услуг.          Наиболее актуальными вопросами обращаемости в учреждения социального обслуживания семьи и детей являются вопросы, связанные с экономической нестабильностью, семейным неблагополучием, социальным сиротством, низким уровнем жизни.       Все учреждения организовали социальное патронирование семей, находящихся в социально опасном положении, предусматривающие для каждой неблагополучной семьи разработку индивидуальной программы реабилитации.          Основными направлениями социальной работы в условиях социального патронирования являются:

         оказание  необходимой социально-психологической  поддержки и помощи;           проведение реабилитационных мероприятий;     организация и проведение мероприятий социальной адаптации и оказание помощи в трудоустройстве неработающим членам семей;  оказание помощи в решении вопросов улучшения жилищных условий;           организация переподготовки и обучения, устройства в детские дошкольные учреждения;        оказание консультационных, юридических и информационно-справочных услуг по социально-правовым вопросам семей;    оказание помощи в оформлении документов на пенсионное обеспечение, страховые и иные выплаты членам семей.      Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих  услуг  могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.       Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 73 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе: 25 социальных приютов для детей и подростков;  2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;  9 центров социальной помощи семье и детям;  35 отделений социальной помощи семье и детям при Центрах социального обслуживания населения;  2 центра социально-психологической помощи населению, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей: многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;  малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;  семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми; семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы. [3.1]

      Их  основными задачами являются:

    1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.
    2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.
    3. Поддержка семей в решении  проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
    4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).
    5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности  в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.
    6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей.

    В системе  учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается  специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами  которых являются:

      • повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
      • помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
      • повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
      • помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных  психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
      • Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально – экономическим условиям жизни;
      • регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье. 
      • Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.        В РТ на сегодняшний день свою работу осуществляют такие ценоры как: г.Казань (социальный приют для детей и подростков «Гаврош», Городской Центр социального обслуживания населения, Городской центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ», Дербышенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей), г. Зеленодольск (социальный приют для детей и подростков «Гнездышко», центр социальной помощи семье и детям «Родник»), г. Чистополь (социальный приют для детей и подростков «Теплый дом», центр социальной помощи семье и детям «Салават Купере»).[3.2]
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В своей работе я постаралась провести анализ деятельности социальных служб  помощи семье и детям. Исходя из поставленных задач, я определила основные цели и  принципы государственной политики в отношении семьи и детей. Изучила структуру, основы деятельности и правовую бузу социальных служб  по работе с семьей и детьми. Попыталась  проанализировать деятельность социальных служб помощи семье и детям  на всероссийском уровне и в Республике Татарстан.      В настоящее время, несмотря на трудности и сложности переходного периода, создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания различного профиля, которые, находясь в подчинении различных ведомств, составляют территориальные социальные службы. Но говорить о сложившейся системе социального обслуживания семьи еще рано. Практически функционирует около 2 тыс. государственных учреждении социального обслуживания семьи и детей, что, разумеется, для России очень мало.   С целью ускорения становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, по моему мнению, необходимо в первоочередном порядке принять следующие меры.      На федеральном уровне целесообразно ускорить принятие комплекса постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.       Следует продолжить разработку примерных положений о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей (комплексного центра социального обслуживания населения; кризисного центра для женщин; областного, городского и районного центров социальной помощи семье и детям); подготовить предложения по созданию межведомственной комиссии, включающей в свой состав представителей органов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежи, общественных, негосударственных фондов и организаций, занимающихся проблемами семьи и детей, основной задачей которой являлась бы координация усилий и интеграция финансово-экономических, материальных, научно-методических и иных ресурсов по проблемам социальной защиты, поддержки и помощи семей.            Предстоит разработать рекомендации по аттестации специалистов в области социальной работе семейной направленности, определить критерии эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.            Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей в России. В настоящее время семьи получили более широкие возможности пользоваться услугами развивающейся системы социальных служб, направленных на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России. Материал представленный в данной работе, еще раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию общества. И одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям. И, невзирая на трудности становления (формирование штатов и подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта, недостаточном научно-методическом и информатизационном обеспечении и др.) центров социального обслуживания, они реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания семьи и детей на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.     Основной итог данной работы может сводится к тому, что государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Источники
    1.   Конституция Российской Федерации
    2. Закон РФ № 195-ФЗ от 10 декабря1995 “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации ” //Собрание законодательства РФ.-1995.-№50.-ст.4872.
    3.   Закон РФ  №178-ФЗ от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи».

1.4   Закон РФ №181-ФЗ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

1.6 Закон  РФ  № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г.  «О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей»

    1.  Указа  Президента РФ . № 712 от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики».
    2.   Указ Президента РФ № 1908  от 15 ноября 1993 г. « О комиссии по правам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации» 

1.9  Указ Президента  «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» №  181-ФЗ от 24.11.1995г. 

1. 10 Указ президента  «О мерах по социальной поддержке  многодетных семей»  N 431от 05.05.1992г. 

1.11  Постановление  Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного  социального обслуживания и платных  социальных услуг государственными  социальными службами".

1.12   Постановление  Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 “О Межведомственной  комиссии по вопросам социального  обслуживания населения”.

    1.   Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения”.     
    2.   Постановление Правительства «О федеральной программе “Дети России”»(1993).
    3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»  № 5487 от 22 июля 1993.  
  1. Литература
 
    1.  Зубкова,  Т.С. Организация и содержание  работы по социальной защите  детей и семьи/ Т. С. Зубкова,  Н. В. Тимошина. – М. : Академия, 2003.
    2. Поддубная , Т. Н.  Управление системой социальной защиты детства»/ Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный. – М. : Феникс, 2005.
    3. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. – М.,1997. – 122 с.
    4. Демидова, Т. Е. Программа развития центра социального обслуживания населения / Т. Е. Демидова, Н. Н. Стрельникова //Проектирование развития учреждений социального обслуживания. - М. - 2000. - сс.68-74.
    5.   Николаева, Я. Г.  Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям  / Я. Г. Николаева. – М. : Владос, 2006.
    6. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. - М.,1997.-С.12.
    7.   Тончий, Л. В.Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия / Л. В. Тончий // Российский журнал социальной работы.  – 1997. -  № 1.

Информация о работе Государственный опыт и практика работы социальных служб помощи семье и детям