Государственная социальная помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 5
1.1 Законодательство о государственной социальной помощи ……….……..5
1.2 Понятие государственной социальной помощи .............…………………8
1.3 Цели государственной социальной помощи ...................…………………13
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….17
2.1 Виды государственной социальной помощи ………………..……………17
2.2 Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...20
2.3 Период оказания государственной социальной помощи……………25
3. Получатели государственной социальной помощи ……………………….27
3.1 Получатели государственной социальной помощи ..........……………….27
3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи…………. 29
3.3 Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..31
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет.docx

— 61.35 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3

1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 5

1.1 Законодательство о государственной социальной помощи ……….……..5

1.2 Понятие государственной социальной помощи .............…………………8

1.3 Цели государственной социальной помощи ...................…………………13

2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….17

2.1 Виды государственной социальной помощи ………………..……………17

2.2 Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...20

2.3 Период оказания государственной  социальной помощи……………25   

3. Получатели государственной социальной помощи ……………………….27

3.1 Получатели государственной социальной помощи ..........……………….27

3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи…………. 29

3.3 Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..31

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованных источников…………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из важнейших целей  социального государства является социальное равенство. Социальное государство  стремится к уничтожению социального  неравенства - неравенство связанное  с утратой дохода или средств  к существованию из-за различных  обстоятельств. Средством социального  государства, противостоящим этим превратностям  судьбы, является социальное обеспечение.

Развитие системы социального  обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности  государства осуществлять такое  обеспечение. Переход социального  общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям - избавлению человека от нужды или поддержанию  его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может  производить средства для социального  обеспечения, которые могли бы дополнить  средства, выделенные для этого государством.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации  постоянно развивается. Об этом свидетельствует  большое количество принятых законодательных  актов, регулирующих правоотношения в  сфере социального обеспечения  в России. Одним из важнейших законодательных  актов в сфере социального  обеспечения является Федеральный  закон “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года.

Данный закон впервые  в российском законодательстве предусматривает                                                                                                                                                                                                                                            новую категорию граждан, которые имеют право на получение

государственной поддержки  в наиболее трудное время -малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие  граждане.

Данное положение имеет  очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория  граждан была не защищена. Кроме  того нельзя не заметить, что в настоящее  время в России очень много  людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют  себя “брошенными” на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая  сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам.

Сказанным и определяются актуальность, научная и практическая значимость избранной темы исследования.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В ней  рассмотрены следующие вопросы: понятие и цели государственной  социальной помощи (гл.1); виды и размер государственной социальной помощи (гл.2); получатели государственной социальной помощи (гл.3).                                                     

Социально-экономические  реформы, проводимые в России, привели  к радикальным переменам в  жизни общества. Осуществлена либерализация  экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного  планирования и управления.

Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре  общества. У большинства населения  формируются принципиально новые  ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни  россиян.

Согласно ст. 7 Конституции  РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических  благ по принципу справедливости, чтобы  обеспечить каждому достойное человеческое существование.

Наиболее характерные  черты социального государства  выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена “на  создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека”.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.                                                                                                               

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи

    1. Законодательство о государственной социальной помощи.

 

 Одним из жизненно важных внешнеполитических интересов современной России является ее стремление стать полноправным членом Европейского Сообщества и “проживать в общем европейском доме”. Но его реализация всецело зависит от того, как будут восприняты и адаптированы в российских условиях европейские ценности и стандарты. В первую очередь, это относится к правам человека, в том числе и социальным.

Подписав 24 июля 1994 года “Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между  Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами с другой”, Россия в очередной раз подтвердила  необходимость уважения прав человека, определенных в частности, в Хельсинском  Заключительном акте и в Парижской  Хартии для Новой Европы (ст. 2 соглашения).

Ставшие важной вехой в  развитии европейского сотрудничества, эти документы ОВСЕ содержат значительный перечень гражданских и политических прав. Но провозглашая стремление к  социальной справедливости. Соглашение не содержит достаточных характеристик  социальных прав. Между тем в ст. 55 Соглашения подчёркнута важность сближения правового регулирования  в области охраны труда и социального  развития, охраны здоровья и жизни  людей, защиты прав потребителей для  достижения постепенно совместимости  российского законодательства с  законодательством сообщества. И  хотя в нём не упоминается отдельно социальное обеспечение и социальное страхование, ст. 24 Соглашения предполагает координацию норм в области социального  обеспечения, в части семейных пособий, различных видов пенсий (за исключением  тех, которые не вытекают из участия  в трудовой деятельности), суммирование периодов страхования.

Предусматривая сотрудничество в таких областях социальной политики, как регулирование труда; и социальная защита населения, ст. 74 Соглашения признаёт необходимость проведения реформы  систем социальной защиты, которая  характерна для рыночной экономики.

Научная разработка основ  этой реформы, её прогнозирование и  осуществление могут оказаться  весьма болезненными для российского  общества, если не будет изучен и  использован на практике тот позитивный опыт, который накоплен странами, являющимися  членами ЕС.

Граждане европейских  государств, присоединившиеся к Европейской  социальной хартии, выступают сегодня  как субъекты различных социальных прав, многие из которых выгодно отличаются от схожих норм Всеобщей декларации прав человека и международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

 Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон РФ “О государственной социальной помощи”, который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года. Российская газета 1999, 21 июля. Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Закон “О государственной  социальной помощи” закрепляет понятие  государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также  порядок назначения, категорию получателей  и другие важные вопросы.

Этот важнейший Федеральный  закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области  оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области  оказания государственной социальной помощи относятся:

-принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам  установления основ правового  регулирования в области оказания  гражданам государственной социальной  помощи;

-разработка и реализация  федеральных целевых программ  оказания государственной социальной  помощи на всей территории  РФ Закон о “государственной  социальной помощи” закрепляет  понятие государственной социальной  помощи, её источники, виды и  размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие  важные вопросы.

Этот важнейший федеральный  закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области  оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области  оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных  законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ  правового регулирования в области  оказания гражданам государственной  социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ;

- формирование федерального  бюджета в части расходов на  оказание 

данного вида помощи;

установление видов государственной  социальной помощи, оказание которых  обязательно на территории РФ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, данный закон вступает в  силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в  соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Следующим законодательным  актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон “О прожиточном  минимуме в РФ” Собрание законодательства РФ, 27.10.97, №43, ст. 4904.

Данный Федеральный закон  устанавливает правовую основу для  определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его  учёта при установлении гражданам  государственных гарантий получения  минимальных денежных доходов и  при осуществлении других мер  социальной защиты граждан нашей  страны. 

Издание этого постановления  своеобразно дополняет Федеральный  закон РФ “ О государственной  социальной помощи”, так как в  вышеназванном законе не определялся  порядок исчисления среднедушевого дохода. Данное постановление внесёт необходимую ясность, как для  органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

Необходимо отметить, что  данное постановление Правительства  РФ носит временный характер и  будет действовать до тех пор, пока не будет принят Федеральный  закон о порядке расчёта среднедушевого дохода и учёта доходов, в том  числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, для предоставления государственной  социальной помощи.

Среди нормативных актов  необходимо обратить внимание на Федеральный  закон “ О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации” от 27 октября 1999 года. Собрание законодательства РФ, 1999, №47. Данный Федеральный  закон устанавливает потребительскую  корзину для основных социально-демографических  групп населения в целом по России, а также определяет, что  потребительская корзина для  основных социально-демографических  групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и  устанавливается в определённых составе и объёмах(в натуральных  показателях).

Данный Федеральный закон  также имеет временное действие на территории РФ, вступил в силу со дня его официального опубликования  и действует по 31 декабря 2000 года.

Государственная социальная помощь также регулируется законодательством  субъектов Российской Федерации. Так, в ряде субъектов были приняты  законы о прожиточном минимуме.

В Приморском крае 17 ноября 1999 года краевой Думой был принят закон “О прожиточном минимуме в  Приморском крае”. Данный закон устанавливает  порядок определения прожиточного минимума в нашем крае и его  учёта при осуществлении необходимых  мер социальной защиты населения. Этот закон определяет понятие потребительской корзины и порядок её установления, величину прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок её установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи населению в Приморском крае. В соответствии с вышеуказанным законом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Приморскому краю определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Приморского краевого комитета государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Информация о работе Государственная социальная помощь