Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:13, курсовая работа
Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 5
1.1 Законодательство о государственной социальной помощи ……….……..5
1.2 Понятие государственной социальной помощи .............…………………8
1.3 Цели государственной социальной помощи ...................…………………13
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….17
2.1 Виды государственной социальной помощи ………………..……………17
2.2 Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...20
2.3 Период оказания государственной социальной помощи……………25
3. Получатели государственной социальной помощи ……………………….27
3.1 Получатели государственной социальной помощи ..........……………….27
3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи…………. 29
3.3 Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..31
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..35
В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” целями оказания данной помощи являются:
- поддержание уровня
жизни малоимущих семей, а
- адресное и рациональное
использование бюджетных
Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.
Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны:
- объём и структура
производства, численность и половозрастной
состав населения страны. Общественно-политический
и экономический строй
- величина и распределение
национального дохода, денежные
доходы населения,
Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).
Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за последние годы. Объём промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоёмких отраслях упало в 5-6 раз и более. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.
Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 года, по численности крупного рогатого скота - на уровне 1961 г.
За первую половину 90-х годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. Обеспокоенность вызывает истощение ранее плодородных земель. Посевные площади в стране уменьшились более чем на 15 миллионов гектаров. По существу провалилась “ фермеризация” сельского хозяйства. Из 280 тысяч фермерских хозяйств в течение 1995 года 60 тысяч распалось. Имея в своём распоряжении около 15% земельных угодий, фермерские хозяйства дали менее 2% товарной продукции сельского хозяйства.
В результате спада промышленного
и сельскохозяйственного
Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 - 1999 г.г. в день 1100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни 11- летнему ребёнку.
Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны.
Многим работающим гражданам
в настоящее время
Уровень жизни характеризует
меру и степень удовлетворения материальных
и духовных потребностей преимущественно
в их количественном измерении (денежных
и натуральных единицах). Он включает
такие показатели, как: уровень национального
дохода, размер оплаты труда, реальные
доходы, объём потребляемых благ и
услуг, уровень потребления
Такое широкое толкование
уровня жизни характеризует
Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности. Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи
2.1 Виды государственной социальной помощи
До принятия Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, одним из первых нормативных актов регулирующих оказание населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.
В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:
- предоставление натуральной
помощи в виде предметов
- оказание социальных услуг, в том числе на дому;
- организация бесплатного питания;
- предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-
ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;
- оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;
- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- развитие социально-трудовой
реабилитации и
- создание собственных
предприятий с целью
- содействие в предоставлении
кредитов на строительство
- обеспечение текущей деятельности фондов;
- другие мероприятия,
направленные на социальную
населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
- обеспечение текущей деятельности фондов;
- другие мероприятия
направленные на социальную
Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания.
В настоящее время виды
государственной помощи значительно
сужены. Так, например, нет таких
видов оказания социальной помощи как
оказание социальных услуг, в том
числе на дому, организация бесплатного
питания и др., но, тем не менее,
такие мероприятия ещё
В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.
Под социальным пособием понимается
- безвозмездное предоставление гражданам
определённой денежной суммы за счёт
средств соответствующих
Данным пособиям присущи
следующие характерные
- безвозмездность выплаты пособий;
Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.
- выплачивается в фиксированных законом размерах;
В Федеральном законе “
О государственной социальной помощи”
не указывается определённый размер
выплаты пособий, однако он устанавливает
предельный размер данной помощи. Размер
государственной социальной помощи
малоимущим семьям и малоимущим одиноко;
проживающим гражданам, среднедушевой
доход которых ниже прожиточного
минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации, определяется
законодательством субъекта в пределах
разницы между суммой величин
прожиточных минимумов и общим
доходом членов малоимущей семьи
или малоимущего одиноко
- являются материальной поддержкой граждан;
Как известно в настоящее
время в России проживает большое
количество населения находящегося
за чертой бедности, у которых не
хватает материальных средств даже
на приобретение еды, лекарств. одежды
и др. жизненно важных средств. Для
данной категории людей
значительной материальной поддержкой.
- выплачиваются за счёт
средств соответствующего
Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.
Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.
По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в среднем по России составил 880 рублей. Эта цифра постоянно меняется, но к сожалению не в сторону уменьшения.
Нельзя в тоже время постоянно надеяться на помощь из-за рубежа, необходимо искать средства для решения острейших проблем, прежде всего внутри самой страны.
2.2 Размер государственной социальной помощи
Недостатком ранее действовавшего
законодательства являлось то, что
нормативные акты не указывали в
каких размерах оказывается социальная
помощь. Данный факт не гарантировал её
получателям рассчитывать на получение
определённого конкретного
В настоящее время с принятием Федерального закона “ О государственной социальной помощи” данный пробел устранён, так как им предусмотрен размер оказания социальной помощи.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко проживающего гражданина.
Данный шаг предпринятый
Правительством, можно смело считать
удачным и обоснованным, так как
к сожалению ещё не принят закон
о порядке расчёта
В соответствии с действующим
законодательством, в доход семьи,
учитываемый при исчислении величины
среднедушевого дохода, включаются все
виды заработной платы (денежного вознаграждения
содержания) и дополнительного