Государственная социальная помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 5
1.1 Законодательство о государственной социальной помощи ……….……..5
1.2 Понятие государственной социальной помощи .............…………………8
1.3 Цели государственной социальной помощи ...................…………………13
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….17
2.1 Виды государственной социальной помощи ………………..……………17
2.2 Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...20
2.3 Период оказания государственной социальной помощи……………25
3. Получатели государственной социальной помощи ……………………….27
3.1 Получатели государственной социальной помощи ..........……………….27
3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи…………. 29
3.3 Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..31
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет.docx

— 61.35 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” целями оказания данной помощи являются:

- поддержание уровня  жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного  минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации;  субъекте Российской Федерации; 

- адресное и рациональное  использование бюджетных средств.

Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни  малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. 

 Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны:

- объём и структура  производства, численность и половозрастной  состав населения страны. Общественно-политический  и экономический строй общества, его социальная структура;

- величина и распределение  национального дохода, денежные  доходы населения, распределение  их между различными группами  и слоями населения, имеющиеся  товарные фонды, цены на товары  и услуги и др.

Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между  собой. Однако их влияние неодинаково  на разных этапах развития человеческого  общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются  факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского  общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Вот лишь некоторые факты  проявления системного кризиса в  России за последние годы. Объём  промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоёмких отраслях упало  в 5-6 раз и более. Инвестиции в  производство сократились более  чем в 4 раза.

Не лучше дело обстоит  и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 года, по численности крупного рогатого скота - на уровне 1961 г.

За первую половину 90-х  годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. Обеспокоенность  вызывает истощение ранее плодородных  земель. Посевные площади в стране уменьшились более чем на 15 миллионов  гектаров. По существу провалилась  “ фермеризация” сельского хозяйства. Из 280 тысяч фермерских хозяйств в течение 1995 года 60 тысяч распалось. Имея в своём распоряжении около 15% земельных угодий, фермерские хозяйства дали менее 2% товарной продукции сельского хозяйства.

В результате спада промышленного  и сельскохозяйственного производства, по потреблению продуктов питания  Россия переместилась с 7-го на 40-е  место в мире.

Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 - 1999 г.г. в день 1100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни 11- летнему ребёнку.

Продолжается резкое падение  доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны.

Многим работающим гражданам  в настоящее время систематически не выплачивают заработную плату. Задолженность  по заработной плате в связи с  недополучением средств из бюджета всех уровней составила на сере В итоге резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин (спад производства -- главная из них) на уровне жизни негативно сказалась “ шоковая терапия” как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценивание банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок - около 7,2 млрд. долларов), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20 тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т. д. На уровне жизни населения сказывается массовая безработица (более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения.

Уровень жизни характеризует  меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно  в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального  дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и  услуг, уровень потребления продовольственных  и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень  образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое  положение населения. В более  узком смысле он означает уровень  удовлетворения потребностей и соответствующий  ему уровень доходов. Поэтому  чаще всего в качестве обобщающего  показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и  духовных потребностей рассматривают  реальные доходы населения. Они характеризуют  количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения  розничных цен и расходов на выплату  налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный  минимум. Минимальный прожиточный  минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности. Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход  на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи

2.1 Виды государственной  социальной помощи

 

До принятия Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, одним из первых нормативных  актов регулирующих оказание населению  социальной поддержки, стало Положение  о республиканском (федеральном) и  территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных  фондов должны расходоваться по следующим  направлениям:

- предоставление натуральной  помощи в виде предметов первой  необходимости (продуктов питания,  одежды обуви) бесплатно или  по льготным ценам;

- оказание социальных  услуг, в том числе на дому;

- организация бесплатного  питания;

- предоставление дотаций  на приобретение лекарств, протезно-

ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;

- оказание материальной  помощи в виде дополнительных  выплат;

- обеспечение ночного  проживания бездомных граждан;

- развитие социально-трудовой  реабилитации и профессиональной  ориентации;

- создание собственных  предприятий с целью организации  рабочих мест для граждан с  ограниченной трудоспособностью  производства предметов первой  необходимости, других изделий  для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов  фондов;

- содействие в предоставлении  кредитов на строительство жилья  на льготных условиях, оказание  материальной помощи в приватизации  жилья;

- обеспечение текущей  деятельности фондов;

- другие мероприятия,  направленные на социальную защиту

населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная  на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;

- обеспечение текущей  деятельности фондов;

- другие мероприятия  направленные на социальную защиту  населения.

Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная  вышеуказанным положением предусматривала  различные виды её оказания.

 

В настоящее время виды государственной помощи значительно  сужены. Так, например, нет таких  видов оказания социальной помощи как  оказание социальных услуг, в том  числе на дому, организация бесплатного  питания и др., но, тем не менее, такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций  помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее  время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно  меньших размерах, так как Федеральный  закон “ О государственной  социальной помощи” предусматривает  наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон  предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться  её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

- денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо,  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты и другие виды  натуральной помощи).

Денежные выплаты могут  оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам  определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи  следующие характерные признаки:

- безвозмездность выплаты  пособий;

Безвозмездность выплаты  пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать  по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что  данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

- выплачивается в фиксированных  законом размерах;

В Федеральном законе “  О государственной социальной помощи”  не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает  предельный размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой  доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин  прожиточных минимумов и общим  доходом членов малоимущей семьи  или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

- являются материальной  поддержкой граждан;

Как известно в настоящее  время в России проживает большое  количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств. одежды и др. жизненно важных средств. Для  данной категории людей государственная  социальная помощь в виде выплаты  пособий является

значительной материальной поддержкой.

- выплачиваются за счёт  средств соответствующего бюджета;

Федеральный закон “  О государственной социальной помощи”  точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие  средства выделяются за счёт бюджета  вышестоящего уровня бюджетной системы  нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.  

Кроме денежных выплат государственная  социальная помощь может оказываться  и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как  в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так  и в натуральной форме. Очень  часто получается так, что денег  в бюджете не хватает, но местные  власти, как правило, всегда имеют  возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами  и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан  и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться  ими. Однако, как показывает жизнь  для данной категории населения  очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в  среднем по России составил 880 рублей. Эта цифра постоянно меняется, но к сожалению не в сторону  уменьшения.

Нельзя в тоже время  постоянно надеяться на помощь из-за рубежа, необходимо искать средства для  решения острейших проблем, прежде всего внутри самой страны.

 

 

 

2.2 Размер государственной  социальной помощи

 

Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что  нормативные акты не указывали в  каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение  определённого конкретного минимума.

В настоящее время с  принятием Федерального закона “  О государственной социальной помощи”  данный пробел устранён, так как  им предусмотрен размер оказания социальной помощи.

Размер государственной  социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам, среднедушевой доход  которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко  проживающего гражданина.

Данный шаг предпринятый Правительством, можно смело считать  удачным и обоснованным, так как  к сожалению ещё не принят закон  о порядке расчёта среднедушевого дохода и учёта доходов, в том  числе от принадлежащего на праве  собственности имущества, порядок  установленный вышеназванным Постановлением Правительства является наиболее приемлемым в сложившейся ситуации.

В соответствии с действующим  законодательством, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все  виды заработной платы (денежного вознаграждения содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:

Информация о работе Государственная социальная помощь