Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:13, курсовая работа
Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Введение ………………………………………………………………….……….3
1. Понятие и цели государственной социальной помощи ……………….…… 5
1.1 Законодательство о государственной социальной помощи ……….……..5
1.2 Понятие государственной социальной помощи .............…………………8
1.3 Цели государственной социальной помощи ...................…………………13
2. Виды и размер государственной социальной помощи………………….….17
2.1 Виды государственной социальной помощи ………………..……………17
2.2 Размер государственной социальной помощи ...............…………..……...20
2.3 Период оказания государственной социальной помощи……………25
3. Получатели государственной социальной помощи ……………………….27
3.1 Получатели государственной социальной помощи ..........……………….27
3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи…………. 29
3.3 Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..31
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..35
В целом по Приморскому
краю величина прожиточного минимума
устанавливается губернатором Приморского
края и подлежит ежеквартальному
опубликованию в средствах
1.2 Понятие государственной социальной помощи
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение
государственной социальной помощи
непосредственно содержится в Федеральном
законе “ О государственной социальной
помощи”. Под ней подразумеваются
определённые денежные выплаты (пособия,
субсидии, компенсации), а также предоставление
жизненно необходимых товаров
Правильное определение
понятия государственной
Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение
государственной социальной помощи
непосредственно содержится в Федеральном
законе “ О государственной социальной
помощи”. Под ней подразумеваются
определённые денежные выплаты (пособия,
субсидии, компенсации), а также предоставление
жизненно необходимых товаров
В связи с принятием
Федерального Закона “О государственной
социальной помощи”, те пробелы и
недоработки, которые имелись в
ранее принятом законодательстве относительно
чёткого и понятного
Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным.
Падение уровня жизни после августа 1998 года, отбросило страну, по самым оптимистическим оценкам к ситуации 1994 года, а по некоторым параметрам - даже к уровню 1992 года.
Реально располагаемые
доходы на душу населения за год (март
1999 г. к марту 1998г.) упали на 25%; на
40% снизилась реальная заработная плата
работающих. Резкий рост бедности в
таких условиях неизбежен. В марте
1999 г. доходы ниже прожиточного минимума
имели 55 миллионов человек, а с
учётом уточнения методологии
Главное же, что характеризует
сегодняшнее социально-
Ряд учёных не согласных с данной концепцией государства считают, что главное сейчас выделить приоритеты и сосредоточить немногие имеющиеся у государства ресурсы предназначенные для социальной сферы, на поддержание минимальных государственных стандартов жизни населения по потреблению продовольствия, лекарств, тепловой и электрической энергии. Транспортного и другого коммунального обслуживания.
Вопрос о приоритетах
- это вопрос о содержании общественного
договора между гражданами и государством,
в том числе об обязанностях последнего:
что оно должно и может реально
им дать. Неуклонное соблюдение обязательств
такого договора и достижение приоритетных
целей необходимое условие
Царящий в экономике
и социальной сфере управленческий
хаос грозит ослаблением
Но законодательными изменениями дело не исчерпывается; надо чётко сформулировать основные принципы социальной политики и следовать им неукоснительно, учитывая снижение роли государства в социальной защите населения.
Судя по широкой рекламе,
которую ведут те, кто занят
подготовкой соответствующих
Но итоги предпринятых на кредиты Мирового банка пилотных проектов в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской и Воронежской областях) продемонстрировали, насколько узким станет круг получателей указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам, кредиты Мирового банка пилотных проектов в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской и Воронежской областях) продемонстрировали, насколько узким станет круг получателей указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам большинства российских специалистов, бедных в стране гораздо больше. Ржаницына Л. Выход не в адресности, а в развитии социальной самозащиты граждан // Человек и труд , 1999, №7, С. 31 Выйти на столь низкие показатели бедности позволил жёсткий подход к определению нуждаемости (завышение норматива учёта доходов от личного подсобного хозяйства, гипотетических доходов от имущества), селективный выбор претендентов (нередко они должны быть не только бедными, но и обладать ограниченной дееспособностью). В таком варианте диктуемом безденежьем, государственная адресная помощь скорее направлена на чтобы "сохранить лицо", нежели действительно помочь бедным в стране.
Хочу напомнить и о
ряде недостаточно востребованных нашей
практикой направлений
В целом развитие адресности в нашей стране имеет и положительный опыт, который будет рассмотрен в последующих главах.
Что же касается второго
отличительного признака действующего
определения государственной
Следующей чертой государственной
социальной помощи является то, что
она предоставляется в виде денежных
выплат и натуральной помощи. Денежные
выплаты предоставляются
Отличительной чертой государственной
социальной помощи, по моему мнению,
является её временный характер. В
соответствии со ст.6 Закона “ О государственной
социальной помощи” она может
оказываться единовременно или
на период не менее трёх месяцев. Кроме
того, статья 10 Закона говорит об основаниях
прекращения государственной
Таким образом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что определение государственной социальной помощи, закреплённое на законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав. В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие закона о государственной помощи в 1999 году, который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.
1.3 Цели государственной социальной помощи
Современная экономическая
ситуация диктует необходимость
повышения эффективности
Предстоит переориентировать
социальную политику на активизацию
факторов, стимулирующих
достижение ощутимого
улучшения материального
обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;
существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения всех этих целей, прежде всего, потребуется:
восстановить роль доходов
от трудовой деятельности как основного
источника денежных доходов населения
и важнейшего стимула развития производства
и повышения трудовой активности
работников; обеспечить справедливое
распределение на основе совершенствования
системы индивидуального
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи;
Рынок, кроме того, не обеспечивает
полностью социальной справедливости,
а напротив, сопряжён с неоправданной
дифференциацией доходов, которые
не всегда зависят от вложенного труда
и капитала. В этих случаях государство
должно применять прогрессивное
налогообложение для