Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:10, дипломная работа
Цель работы – исследовать основные факторы, влияющие на различия в размерах пенсионных накоплений и на размере ежемесячных выплат у мужчин и у женщин; определить, как внедрение нового пенсионного законодательства отразится на разрыве в размерах пенсий у мужчин и у женщин, а также выработать основные рекомендации по его совершенствованию.
Основные задачи:
• проанализировать основные тенденции изменений в соотношении численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации;
• определить степень влияния экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии;
• исследовать зависимость между трудовым стажем женщин и мужчин и размером пенсии;
• проанализировать проблему равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения с позиции нового пенсионного законодательства;
• исследовать влияние условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
• рассмотреть современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин.
Объект – тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации.
Предмет – проявления гендерного неравенства в пенсионном обеспечении, связанные с переходом на трёхуровневую пенсию.
Введение
Глава 1. Влияние гендерных различий на размер пенсий в современной российской пенсионной системе
§ 1. Соотношение численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации
§ 2. Влияние степени экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии
§ 3. Влияние трудового стажа женщин и мужчин на размер пенсии
Глава 2. Современное российское пенсионное законодательство. Гендерный аспект
§ 1. Новое пенсионное законодательство и проблема равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения
§ 2. Современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин
Глава 3. Исследование факторов гендерной дискриминации в области пенсий
§ 1. Программа исследования
§ 2. Основные факторы гендерной дискриминации в области пенсионного обеспечения
§ 3. Выводы
Глава 4. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 1. Программа исследования
§ 2. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 3. Выводы
Заключение
Использованная литература
Приложение 1:
Диаграмма 1. Численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января
2004 г.
Диаграмма 2. Предположительная численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января 2016 г.
Приложение 2:
Таблица 1. Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы
Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
Таблица 3. Занятые по отраслям экономики на конец ноября 2001 г.
Таблица 4. Занятые в экономике по группам занятий на конец ноября 2001 г.
Таблица 5. Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий
Проектом федерального бюджета на 2007 г. предусмотрена реализация мер, намеченных в области демографической политики – увеличение в 2007 г. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: на первого ребенка – до 1,5 тыс. руб., на второго и последующих – до 3 тыс. руб. и ряд других мер. Такие меры могли бы корреспондироваться с нормами по обеспечению пенсионных прав граждан, воспитывающих детей, при условии совершенствования подходов к определению стоимости страхового года в целях ее повышения.
О недостаточности утверждаемой стоимости страхового года свидетельствует, в частности, то, что ее низкий уровень не позволяет применять этот показатель при определении величины страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями (в соответствии со ст.28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании"). Дело в том, что размеры ежегодно утверждаемой стоимости страхового года не достигают законодательно установленного еще в 2002 г. минимального размера фиксированного платежа – 150 руб. в месяц (в расчете на год – 1800 руб.). Такие платежи осуществляются более чем 3 млн. граждан. Существующий подход к определению размера фиксированного платежа в систему обязательного пенсионного страхования не в состоянии обеспечить гарантий приобретения в будущем права на достойное пенсионное обеспечение. Все более многочисленные группы индивидуальных предпринимателей, адвокатов и других категорий работающих, не обремененных обязанностью уплачивать страховые взносы, со временем обнаружат, что страховая часть их трудовых пенсий мизерна как следствие крайне низкой величины ныне утверждаемого показателя стоимости страхового года.
Нельзя не отметить и необходимость утверждать размер стоимости страхового года еще до наступления соответствующего календарного года, что должно гарантировать возможность своевременной реализации застрахованными своих пенсионных прав. Существующая практика утверждения стоимости страхового года по истечении пяти-шести месяцев с начала соответствующего календарного года таких гарантий не обеспечивает. Помимо вопросов определения стоимости страхового года есть и другие проблемы, касающиеся учета нестраховых периодов для ряда категорий работников (периодов получения пособий по временной нетрудоспособности, безработице, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д.).
Периоды
работы и иной деятельности, включаемые
в страховой стаж
и
их влияние на приобретение права на трудовую
пенсию
Периоды работы и иной деятельности |
Условия включения периодов в страховой стаж |
Влияние на приобретение пенсионных прав |
1. Периоды работы по трудовому договору, контракту |
При условии уплаты страховых взносов в ПФР |
ПФР регулярно отражает сведения о поступлении страховых взносов в индивидуальных лицевых счетах |
2. Периоды работы индивидуальных предпринимателей, адвокатов |
При условии уплаты фиксированного платежа в ПФР |
ПФР регулярно отражает сведения о поступлении фиксированных платежей в индивидуальных лицевых счетах |
3. Период прохождения военной службы по призыву |
При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы |
При исчислении размера трудовой пенсии ПФР учитывает суммы, подлежащие возмещению из федерального бюджета |
4. Период получения пособия по
государственному социальному |
При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы |
Суммы пособий при определении налогооблагаемой базы и уплате ЕСН не учитываются, в индивидуальных лицевых счетах сведения об уплате страховых взносов не отражаются |
5. Период ухода одного из |
При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы |
При исчислении размера трудовой пенсии ПФР учитывает суммы, подлежащие возмещению из федерального бюджета |
6. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства |
При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы |
Суммы пособий при определении налогооблагаемой базы и уплате ЕСН не учитываются, в индивидуальных лицевых счетах сведения об уплате страховых взносов не отражаются. При выполнении оплачиваемых общественных работ ПФР отражает сведения о поступлении страховых взносов в индивидуальных лицевых счетах. |
7. Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных впоследствии и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке |
При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы |
В случае привлечения к оплачиваемым работам ПФР отражает сведения о поступлении страховых взносов в индивидуальных лицевых счетах |
8. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет |
При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы |
Страховые взносы не уплачиваются, в индивидуальных лицевых счетах сведения об их уплате не отражаются |
Таким образом, включение в страховой стаж отдельных периодов деятельности способствует приобретению права на получение трудовой пенсии, которое законодательно обусловлено наличием у застрахованного не менее пяти лет страхового стажа. При наличии страхового стажа пять лет и более влияние таких периодов на повышение пенсионных прав обусловлено, как и в общем случае, поступлением в органы ПФР страховых взносов.
Безусловно, фундаментом пенсионного обеспечения является трудовая деятельность. Но задача усиления трудовой мотивации не исключает и задачу общей гуманизации пенсионной системы, необходимость обеспечения справедливой оценки общественно-значимых периодов деятельности в целях повышения доверия населения к проводимым государством реформам в области социальной и демографической политики.
Глава 3. Исследование факторов гендерной дискриминации в области пенсий
В России практически всеми законодательными актами, как международного уровня, так и внутренними, декларируется принцип равноправия мужчин и женщин. Однако в действительности очень часто оказывается, что возможности у мужчин и женщин практически неравны. Особенно остро проблема равенства полов встает в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. В современной российской пенсионной системе гендерные различия существенно влияют на размер пенсии. И пока не представляется возможным говорить о том, что новая пенсионная реформа обеспечит равные права и возможности женщинам по сравнению с мужчинами. Проблема гендерной дискриминации в настоящий момент как нельзя актуальна, но, к сожалению, ещё мало исследована.
Объект исследования: проблема влияния факторов гендерной дискриминации на размер пенсий в современной российской пенсионной системе.
Предмет исследования: факторы гендерной дискриминации в области пенсий.
Цель исследования: проанализировать проблему гендерной дискриминации в области трудовых пенсий.
Задачи исследования:
Основной метод исследования: анализ статистических данных.
В современных условиях существует полигендерность различий в пенсионном обеспечении. Эта полигендерность связана с различным эффектом одних и тех же применяемых норм и правил. Эти нормы и правила внешне максимально нейтральны по полу, но фактически имеют существенно отличные последствия, что обычно для темы гендерной экспертизы. Можно их определить в структурном виде.
Основные факторы гендерной дискриминации в области пенсионного обеспечения:
Факторы гендерной дискриминации: |
Женщины |
Мужчины |
1. Продолжительность жизни (в том числе продолжительность жизни на пенсии) |
- Женщины - подавляющая часть (почти 70%) численности пенсионеров в связи с более высокой продолжительностью жизни (см. Диаграмма 1); - Более продолжительная жизнь на пенсии, поэтому более высокая окупаемость их отчислений на пенсию. |
- Более низкая продолжительность жизни, сверхсмертность в трудоспособном возрасте, сроки выхода на пенсию приводят к тому, что их меньшинство в численности пенсионеров и в пенсионном капитале. |
2. Размер заработной платы |
- Более низкие размеры пенсий, чем у мужчин, хотя несущественно (в 2004 г. он - 9% (См. Таблица 5)), по фактору отставания в заработках, но по той же причине - более высокий коэффициент замещения пенсией заработной платы, что означает меньшее падение уровня жизни при оставлении работы; - Можно говорить о феминизации пенсионной бедности (среди живущих ниже прожиточного минимума 10% женщин старше 55 лет и 4% мужчин старше 60 лет)15. Однако этот тезис не проверен исследователями с учетом доходов работающих пенсионерок, которые составляют большинство среди работающих пенсионеров обоего пола; - Не самые лучшие перспективы в накопительной части пенсий и в получении дополнительного инвестиционного дохода, который ограничивается опять-таки исходным отставанием в отчислениях за счет собственного дохода, но возможность получить накопления супруга в связи с повышенной смертностью мужчин. |
- Порядок формирования пенсии, который продолжает применяться в переходный период, не учитывающий высоких заработных плат, которые получают мужчины, по сути, означают их реальную дискриминацию в области пенсионного обеспечения, когда у их заработка коэффициент замещения пенсии ниже, чем у женщин (в 2004 г. соответственно 24% и 34% (См. Таблица 6)); - У мужчин есть сферы высоких пенсий по государственному социальному обеспечению, прежде всего военные пенсии, которые не включаются обычно в общий гендерный расклад пенсий по полу; - Здесь больше доля страховой пенсии (больший страховой стаж, выше оплата труда, больше страховые отчисления); - Для мужских пенсий перспективнее накопительная система опять-таки по фактору более высокой оплаты труда и стажа, но у них и больший риск не получить инвестиционный доход в связи с ранней смертностью. |
3. Особые условия труда |
- Меньшее количество женщин, по сравнению с мужчинами имеют право на досрочную пенсию по старости. |
- Значительная часть мужчин выходят на пенсию раньше общего срока (по условиям труда, военнослужащие, северяне и т.п.), что позволяет им продолжать работать, получая пенсию, - доля мужчин больше среди работающих пенсионерах. |
4. Участие в «экономике заботы» |
- Большая доля одиноких пенсионеров, а для семейных - повышенная роль в "экономике заботы" относительно других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, больных и т.п. Кроме того, Государственные гарантии базовой части пенсии, пенсии потерявшим кормильца, социальной пенсии для женщин чувствительнее, поэтому всякие трансформации в государственных финансах (сокращение единого социального налога, направляемого в бюджет) сказываются на них в первую очередь, отсюда - повышенная зависимость от государства и бюджета. |
Достаточно редко принимают участие в « экономике заботы» в силу существующих в российском обществе традиций и стереотипов. |
В итоге, главное для улучшения положения женщин в пенсионной сфере - преимущественный рост оплаты труда, переход на принцип равной оплаты за равный труд на фоне общего повышения цены труда, в том числе в государственном секторе занятости, смягчения профессиональной сегрегации и улучшения продвижения по службе.
Главный фактор улучшения пенсий у мужчин - переход от ограничений прежней системы к новому порядку пенсионного страхования с опорой на собственные силы на фоне снижения сверхсмертности и увеличения продолжительности жизни.
Проанализируем статистические данные по проблеме гендерной дискриминации в области трудовых пенсий.
Таблица 5 Положение женщин в системе трудовых пенсий
Годы |
Зарплата женщин - руб. в месяц |
Пенсия женщин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин |
Зарплата мужчин - руб. в месяц |
Пенсия мужчин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты мужчин |
1998 |
885 |
388 |
44 |
1258 |
431 |
34 |
2001 |
2656 |
1100 |
41 |
4203 |
1225 |
29 |
2004 |
5692 |
1962 |
34 |
8915 |
2155 |
24 |
По данным Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
Как видно из таблицы 5 (см. Приложение 2), доля женщин в пенсионной системе постоянно повышается в основном по количественному фактору - растет их доля в населении, ибо мужская смертность выше, хотя и женская в последнее время "подрастает". При этом увеличение числа пенсионеров происходит не столько по старости, сколько по инвалидности.
Анализируя статистические данные (см. Таблица 5, 6), можно сделать вывод о существовании проблемы недостаточной дифференциации пенсий в зависимости от заработной платы, как у женщин, так и у мужчин, в особенности. Это свидетельствует о том, что в России пока нет действительного пенсионного страхования, которое должно возмещать утраченный заработок при выходе на пенсию у застрахованного. К тому же этот коэффициент падает у обоих полов и, судя по правительственным планам на предстоящее трехлетие, будет снижаться и далее. Не очень положительно, если страна хочет ратифицировать Европейскую социальную хартию, где минимальный коэффициент замещения составляет 40%, и уже ратифицировала Конвенцию МОТ.
Таблица 6 Коэффициент замещения пенсией заработной платы по полу
Годы |
Зарплата женщин - руб. в месяц |
Пенсия женщин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин |
Зарплата мужчин - руб. в месяц |
Пенсия мужчин - руб. в месяц |
Коэффициент замещения пенсией зарплаты мужчин |
1998 |
885 |
388 |
44 |
1258 |
431 |
34 |
2001 |
2656 |
1100 |
41 |
4203 |
1225 |
29 |
2004 |
5692 |
1962 |
34 |
8915 |
2155 |
24 |
По данным Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
Следует отметить еще один аспект пенсионного обеспечения регионально-гендерный. Россия – страна с огромной и разнообразной территорией. Разница в средней заработной плате по регионам достигает 10-12 раз. Пенсия практически одинакова, где бы ни жил пенсионер: в южном или центральном регионе, где цены пониже и потребительская корзина полегче, или в Сибири, где цены выше и потребности сложнее по климатическому фактору и по профессиональному (больше добывающей промышленности, тяжелее труд, выше потребности в калорийном питании, больше надо одежды, больше коммунальных услуг, энергоснабжения и пр.).
Таблица 7 Регионально-половые различия в заработках и пенсиях (2004 г., руб. в месяц)
Федеральные округа |
Зарплата женщин |
Зарплата мужчин |
Соотношение по полу -% |
Пенсии женщин |
Пенсии мужчин |
Соотношение по полу % |
Центральный |
6616 |
9800 |
68 |
1975 |
2152 |
92 |
Северо-Западный |
6668 |
10481 |
64 |
2226 |
2334 |
95 |
Южный |
3947 |
5932 |
67 |
1750 |
2033 |
86 |
Приволжский |
4295 |
6671 |
64 |
1853 |
2074 |
89 |
Уральский |
7031 |
12857 |
55 |
2076 |
2217 |
94 |
Сибирский |
5419 |
8440 |
64 |
1958 |
2157 |
91 |
Дальневосточный |
7769 |
11762 |
66 |
2333 |
2468 |
95 |
Информация о работе Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России