Пенсионное обеспечение в Российской Федерациии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовала реформа системы пенсионного обеспечения.

Оглавление

Введение
История пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Устройство пенсионной системы Российской Федерации
Пенсионная реформа Российской Федерации
Основные различия между старой пенсионной системой и новой
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.90 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

История пенсионного обеспечения  в Российской Федерации.

Устройство пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная реформа Российской Федерации

Основные различия между  старой пенсионной системой и новой

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая пенсионная система  – это одна из составляющих системы  социальной защиты. В любом обществе  в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.  
В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовала реформа системы пенсионного обеспечения. В силу вступили принятые Государственной Думой Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».  
Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной  модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы пенсионного обеспечения, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных для прежней модели.  
Ведь за последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический облик России, поставившие на повестку дня совершенно новые задачи. Можно назвать главные из них:  
- социальные гарантии минимального обеспечения в старости;  
- связь размера пенсии с размером оплаты труда работников путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;  
- регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.  
По сути дела на решение именно этих задач, выполнив обязательства перед пенсионерами по старому пенсионному законодательству, были направлены изменения в законодательстве, открывающие новые возможности для повышения пенсионных выплат.  

 

 

 

 

История пенсионного  обеспечения в Российской Федерации.

Россия, как и многие государства, принимает на себя обязанность проводить  активную социальную политику, направленную на развитие личности, достижение благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан. Социальная защищенность, благополучие и создание условий для развития человека признаются важнейшей задачей  государства. Переход к рынку, ухудшение  условий жизни значительной части  населения страны, в особенности  безработных, пенсионеров, семей с  детьми, выявили неспособность прежней  системы социального обеспечения  гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это  потребовало ее реформирования и  практически полного обновления законодательства в области социального  обеспечения.

До проведения пенсионной реформы и принятия новой нормативно-законодательной  базы, касающейся пенсионного обеспечения, пенсии в СССР, а затем в РФ выплачивалась в соответствии с  Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных  пенсиях» и Законом СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов»

Регулирование пенсионных выплат по пенсионному закону от 1964 года  осуществлялось Министерством финансов. Такая система управления пенсионными  средствами одним государственным  органом, то есть Министерством финансов, не отвечала как имеющейся и изменяющейся экономической ситуации в стране, так и утвержденным международным  нормам социального обеспечения  и пенсионного страхования. Единственно  правильным решением данного вопроса  явилось создание в 1990 году Союзного Пенсионного Фонда, что и явилось  первым шагом пенсионной реформы. Пенсионный Фонд наделялся полномочиями по управлению пенсионными средствами, и именно из него должно было осуществляться общее  финансирование органов социального  обеспечения и выделение средств  на выплату пенсии. Полномочия Пенсионного  Фонда были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 года N 1480-I «О пенсионном обеспечении  граждан в СССР», в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.

Следующим шагом республиканского правительства в указанном направлении  было принятие Верховным Советом  РСФСР постановления от 30 января 1991 года N 556-1, которым утверждалось Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.

Кроме того, 20 ноября 1990 г. Верховным  Советом РСФСР был принят Закон  РСФСР N 340-1 «О государственных пенсиях  в РСФСР».

Таким образом, все указанные  документы явились основой для  возникновения системы обязательного  пенсионного страхования и ключевым моментом развития пенсионной системы.

Законом РСФСР N 340-1 «О государственных  пенсиях в РСФСР» сумма назначаемой  пенсии была поставлена в прямую зависимость  от трудового стажа и заработной платы граждан, что с развитием  рыночной экономики и изменением экономической системы в России не отвечало интересам пенсионеров  и не являлось гарантией достаточного жизненного уровня граждан страны, достигших пенсионного возраста. При этом работники, не достигшие  пенсионного возраста, выражали недовольство значительными отчислениями в Пенсионный Фонд с заработной платы, так как  понимали, что размер пенсии, который  будет им начислен позднее, не зависит  от размера отчислений.

Назначение пенсий производилось  с учетом целого ряда дискриминирующих работника ограничений. Закон ввел понятие минимального размера пенсии и максимального размера пенсии. На основании Федерального законодательства определялся минимальный размер пенсии МРП, а Постановлениями Правительства  устанавливался процент индексации МРП.    

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии.

Другими словами, какой бы ни была продолжительность трудового  стажа, величина среднего заработка  и размеры отчислений в Пенсионный фонд — утроенная величина МРП  была предельной для размера назначенной  пенсии.

Все эти моменты повлекли за собой негативную реакцию населения, так как суммы пенсий, перерасчитанных в соответствии с законом «О государственных пенсиях в РСФСР», являлись крайне малыми для гарантированно обеспеченной старости. Правительство в период гиперинфляции пыталось сгладить тяжелую для пенсионеров ситуацию путем введения компенсационных выплат и доплат к имеющимся размерам пенсии, с помощью которых должна была увеличиться покупательная способность пенсии. На некоторое время указанные компенсации и доплаты помогли материально поддержать пенсионеров, но вопрос пенсионного обеспечения безусловно нуждался в законодательном усовершенствовании.

В 1996 году был принят Федеральный  закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования», который  устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых  распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Следующим  шагом  реформы  Пенсионного обеспечения стал принятый 21 июля 1997 года Федеральный закон N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который  вступил в действие с 01 февраля 1998 года. Данным законом было установлено, что государственные пенсии, исчисленные  по нормам Закона РФ N 340-1 «О государственных  пенсиях в РФ», в связи с  ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем  применения индивидуального коэффициента пенсионера(ИКП). Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

По сравнению с расчетом пенсии по Закону РСФСР N 340-1, данный порядок  являлся прогрессивным, но, несмотря на явный прогресс, желаемого результата достигнуто не было.

Другими словами, точно так  же, как и  340-ым законом, государство 113-ым законом освободило себя от обязательства  платить гражданину большую пенсию. Только в нем роль ограничителя играет не минимальный размер пенсии, а  предельный размер зарплаты, учитываемой  при назначении пенсии. В конце 2001 года, накануне прекращения действия 113-го закона, максимальный размер зарплаты, учитывающийся при назначении пенсии, составлял 2 005 рублей. Страховые взносы, уплачивающиеся с частей зарплаты, превышающих этот рубеж, при назначении пенсии более высокооплачиваемым работникам не учитывались и шли на перераспределение в пользу тех, кто получал меньшую зарплату и вообще не платились взносы (работники бюджетной сферы, сельского хозяйства).

Дефолт, произошедший в августе 1998 года, свел к минимуму всю эффективность  порядка расчета пенсий по Федеральному закону N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», и прожиточный минимум пенсионера вновь стал значительно превышать  размеры пенсий. Пенсионеры вновь  оказались самой социально незащищенной частью населения. Фактически обязательства  государства по обеспечению работника  пенсией, адекватной той зарплате, с  которой за него уплачиваются налоги и взносы, впервые появились в  законах, разработанных и принятых в 2001 году и вступивших в действие с января 2002 года

Необходимость полного реформирования пенсионной системы в России была острой и очевидной. Ее проведение повлекло за собой принятие ряда новых Федеральных  законов, которые и образовали новую  пенсионную систему.  Был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который стоит  в ряду вновь принятых законов, но при этом имеет особое значение и  играет важную роль. Только с принятием  данного Закона система обязательного  пенсионного страхования приобрела  строго обозначенную структуру, стала  действовать на основе принципа прямой зависимости размера пенсии от суммы  внесенных за каждого работника  страховых взносов, что, несомненно, является положительным эффектом пенсионной системы в стране. Так же были приняты Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах».

 

 

 

 

 

 

 

Устройство пенсионной системы Российской  Федерации

Пенсионное законодательство входит в систему законодательства о  социальном обеспечении. Правовое регулирование  пенсионного обеспечения называют основным (генеральным, базовым) институтом отрасли права социального обеспечения, а некоторые авторы отводят ему  статус подотрасли данного права. Безусловно, пенсионные права граждан являются социальными (по мнению некоторых авторов - социально-экономическими).

Эта отрасль законодательства известна широким кругом охватываемых лиц. Пенсии только из Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) получают 38 млн. человек, из них  трудовые - более 36 млн., в том числе  более 29 млн. - трудовые пенсии по старости; для многих из них пенсия является основным (а иногда и единственным) источником средств к существованию. Поэтому от законодательства о пенсионном обеспечении сегодня в значительной мере зависят жизнь и здоровье нации, сохранение ее генофонда, выживание  наименее слабых членов общества.

Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ. Наряду с нормами международного права  она задает параметры и уровень  пенсионного обеспечения. Общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы  Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Принципиально важно, что закрепленные в Конституции РФ гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26). Эти акты ратифицированы СССР, и Россия как правопреемник последнего несет обязательства по их реализации. Так, согласно ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а согласно ст. 11 этого Пакта - право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Необходимо обратить внимание также на положения Европейской социальной хартии (пересмотренной в 1996 г.), к которой Россия обязана присоединиться как полноправный член Совета Европы. Согласно положениям этого документа стороны признают целью своей политики достижение условий, при которых были бы эффективно реализованы перечисленные в ней права и принципы. Прямое отношение к социальному (в том числе и пенсионному) обеспечению как части социальной защиты имеют следующие права и принципы, перечисленные в ч. 1 Хартии: каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечить хорошее состояние здоровья (п. 11); все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение (п. 12); каждый, не обладающий необходимыми материальными средствами, имеет право на медицинскую и социальную помощь (п. 13); нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества (п. 15); семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить ее полное развитие (п. 16); каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту (п. 23); каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма (п. 30).

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерациии